Блок. Странных и новых ищу... Прочтение

31. «Странных и новых ищу на страницах…»






                Странных и новых ищу на страницах
                Старых испытанных книг,
                Грежу о белых исчезнувших птицах,
                Чую оторванный миг.

                Жизнью шумящей нестройно взволнован,
                Шопотом, криком смущен,
                Белой мечтой неподвижно прикован
                К берегу поздних времен.

                Белая Ты, в глубинах несмутима,
                В жизни — строга и гневна.
                Тайно тревожна и тайно любима,
                Дева, Заря, Купина.

                Блёкнут ланиты у дев златокудрых,
                Зори не вечны, как сны.
                Терны венчают смиренных и мудрых
                Белым огнем Купины.
                4 апреля 1902






     Из окончания прошлого стихотворения:

                "Ты проснешься, вновь освобожден.
                1 апреля 1902"

     И вот он проснулся…
     Перед ним – стол, а на столе – книги, книги, книги:

                Странных и новых ищу на страницах
                Старых испытанных книг…

     Он – читает, он внимает, он почти исполняет обряд, ритуал… Он - исполнитель?

                …Белой мечтой неподвижно прикован
                К берегу поздних времен.

     Белая Ты…

     «Белая Ты» – из своих «глубин»  «приковала» его к конкретным страницам, к конкретному «берегу».
Кто – «Ты»? Блок отвечает: «Дева, Заря, Купина». Только не надо читать это почти через черточку:  Дева-Заря-Купина.  Это ряд последовательных приближений. Первое видение – Дева («В конце января и начале февраля явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира… и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным…»).  Но «Блёкнут ланиты у дев златокудрых» – «Началось то, что "влюбленность" стала меньше призвания более высокого». И ее очами ему в душу глянула – Заря. Но «Зори не вечны, как сны» – из Зари, как из горящего терновника раздался Голос… И:

                Терны венчают смиренных и мудрых
                Белым огнем Купины.

     В Деве, в Заре – белый огонь Купины

     Еще раз напомню, что Купина - это библейский образ. Из горящего кустика купины к Моисею обратился Бог с требованием совершить небывалое - вывести народ Его из рабства. И Моисей, до того момента никто - простой пастух, совершил невозможное.

Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
     «…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие…»

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «
     – … Странных и новых ищу на страницах...  – Написано под впечатлением статьи А. Белого о книге Д. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский". В рукописи статьи, полученной Блоком 26 марта 1902  г.  от 3. Гиппиус, говорилось о близости конца мира…

     – …Грежу о белых, исчезнувших птицах ...  – Здесь и ниже обыгрывание эпитета "белый" и символика белого связаны с впечатлением от статьи А. Белого, посланной в редакцию "Нового пути" (см. выше); ср. выписку из этой статьи в дневнике Блока от 26  марта 1902  г.: "Христианство из розового должно стать белым, Иоанноным ( ... ).  Белый цвет – ( ... )  это наше христианство". 

     – …Блекнут ланиты у дев златокудрых ...  и след. – В цветовой символике стихотворения "белое" торжествует над "розовым" ("ланиты", "зори") как начало вечности и "смиренномудрия".
     – …Терны венчают смиренных и мудрых //Белым огнем Купины. –  В Евангелии терн как символ страдания связан с Христом (ср.: "И, сплетше венец из терна, возложи Ему на голову."- Мф. XXVII,  29).

[
Как мне кажется, “терн” для Блока – это не только символ страдания. Главное дело Христа – это доказательство того, что он – сын Божий, то есть его воскресение после казни. И вот, увенчание его терновым венком – это явный шаг к тому. Сейчас начнется путь на Голгофу.
]

     Публикации: I1. С. 11 ("Новых созвучий ищу на страницах ... "), в отделе "Неподвижность"; I2. С. 104; I3. С. 155 и 14. С. 130 – в цикле СПД. в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. с. 125-126.
»

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     Заглавие               ПровИденье
     »



*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко восьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
                Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.


    Сцена восьмая. Призыв к поэту.

28. «Весна в реке ломает льдины…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/978 )
Видение «моисеева куста».
29. «Кто плачет здесь? На мирные ступени…»           ( http://www.proza.ru/2017/12/23/985 )   
Видение «Рождества».
30. «Утомленный, я терял надежды…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2108 )               
«Ты»  – освобождает.
              31. «Странных и новых ищу на страницах…»              ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2116 )               
              «Ты» – «Дева, Заря, Купина».
*
*


Рецензии