Блок. Странных и новых ищу... Прочтение
Странных и новых ищу на страницах
Старых испытанных книг,
Грежу о белых исчезнувших птицах,
Чую оторванный миг.
Жизнью шумящей нестройно взволнован,
Шопотом, криком смущен,
Белой мечтой неподвижно прикован
К берегу поздних времен.
Белая Ты, в глубинах несмутима,
В жизни — строга и гневна.
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
Блёкнут ланиты у дев златокудрых,
Зори не вечны, как сны.
Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины.
4 апреля 1902
Из окончания прошлого стихотворения:
"Ты проснешься, вновь освобожден.
1 апреля 1902"
И вот он проснулся…
Перед ним – стол, а на столе – книги, книги, книги:
Странных и новых ищу на страницах
Старых испытанных книг…
Он – читает, он внимает, он почти исполняет обряд, ритуал… Он - исполнитель?
…Белой мечтой неподвижно прикован
К берегу поздних времен.
Белая Ты…
«Белая Ты» – из своих «глубин» «приковала» его к конкретным страницам, к конкретному «берегу».
Кто – «Ты»? Блок отвечает: «Дева, Заря, Купина». Только не надо читать это почти через черточку: Дева-Заря-Купина. Это ряд последовательных приближений. Первое видение – Дева («В конце января и начале февраля явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира… и ее земной образ, совершенно ничем не дисгармонирующий с неземным…»). Но «Блёкнут ланиты у дев златокудрых» – «Началось то, что "влюбленность" стала меньше призвания более высокого». И ее очами ему в душу глянула – Заря. Но «Зори не вечны, как сны» – из Зари, как из горящего терновника раздался Голос… И:
Терны венчают смиренных и мудрых
Белым огнем Купины.
В Деве, в Заре – белый огонь Купины
Еще раз напомню, что Купина - это библейский образ. Из горящего кустика купины к Моисею обратился Бог с требованием совершить небывалое - вывести народ Его из рабства. И Моисей, до того момента никто - простой пастух, совершил невозможное.
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие…»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– … Странных и новых ищу на страницах... – Написано под впечатлением статьи А. Белого о книге Д. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский". В рукописи статьи, полученной Блоком 26 марта 1902 г. от 3. Гиппиус, говорилось о близости конца мира…
– …Грежу о белых, исчезнувших птицах ... – Здесь и ниже обыгрывание эпитета "белый" и символика белого связаны с впечатлением от статьи А. Белого, посланной в редакцию "Нового пути" (см. выше); ср. выписку из этой статьи в дневнике Блока от 26 марта 1902 г.: "Христианство из розового должно стать белым, Иоанноным ( ... ). Белый цвет – ( ... ) это наше христианство".
– …Блекнут ланиты у дев златокудрых ... и след. – В цветовой символике стихотворения "белое" торжествует над "розовым" ("ланиты", "зори") как начало вечности и "смиренномудрия".
– …Терны венчают смиренных и мудрых //Белым огнем Купины. – В Евангелии терн как символ страдания связан с Христом (ср.: "И, сплетше венец из терна, возложи Ему на голову."- Мф. XXVII, 29).
[
Как мне кажется, “терн” для Блока – это не только символ страдания. Главное дело Христа – это доказательство того, что он – сын Божий, то есть его воскресение после казни. И вот, увенчание его терновым венком – это явный шаг к тому. Сейчас начнется путь на Голгофу.
]
Публикации: I1. С. 11 ("Новых созвучий ищу на страницах ... "), в отделе "Неподвижность"; I2. С. 104; I3. С. 155 и 14. С. 130 – в цикле СПД. в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. с. 125-126.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
Заглавие ПровИденье
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко восьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
Сцена восьмая. Призыв к поэту.
28. «Весна в реке ломает льдины…» ( http://www.proza.ru/2017/12/23/978 )
Видение «моисеева куста».
29. «Кто плачет здесь? На мирные ступени…» ( http://www.proza.ru/2017/12/23/985 )
Видение «Рождества».
30. «Утомленный, я терял надежды…» ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2108 )
«Ты» – освобождает.
31. «Странных и новых ищу на страницах…» ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2116 )
«Ты» – «Дева, Заря, Купина».
*
*
Свидетельство о публикации №217122402116