Блок. Люблю высокие соборы... Прочтение

33. «Люблю высокие соборы…»





                Люблю высокие соборы,
                Душой смиряясь, посещать,
                На сумрачные хоры,
                В толпе поющих исчезать.
                Боюсь души моей двуликой
                И осторожно хороню
                Свой образ дьявольский и дикий
                В сию священную броню.
                В своей молитве суеверной
                Ищу защиты у Христа.
                Но из-под маски лицемерной
                Смеются лживые уста.
                И тихо, с измененным ликом,
                В мерцаньи мертвенном свечей,
                Бужу я память о Двуликом
                В сердцах молящихся людей.
                Вот — содрогнулись, смолкли хоры,
                В смятеньи бросились бежать.
                Люблю высокие соборы,
                Душой смиряясь, посещать
                8 апреля 1902






      В прошлом стихотворении к нему заглянула «белая ложь». В этом – он прячется от нее в «высоком соборе». Но…

                Но из-под маски лицемерной
                Смеются лживые уста.

      И видением он сам – Двуликий… Который не выводит из рабства «народ свой», а рушит храмы:

                Вот — содрогнулись, смолкли хоры,
                В смятеньи бросились бежать.

     Этот мир, который рушится от воздействия на него тех, которые бы его должны спасать, еще раз возникнет через полгода, его страшной осенью 1902 года. И там действующим лицом будет “ты”:

                «…Идешь ты к дому на горах,
                Полдневным солнцем залитая,
                Идешь — повязка золотая
                В смолистых тонет волосах.

                Зачахли каперса цветы,
                И вот — кузнечик тяжелеет,
                И на дороге ужас веет,
                И помрачились высоты.

                Молоть устали жернова.
                Бегут испуганные стражи,
                И всех объемлет призрак вражий,
                И долу гнутся дерева.

                Всё диким страхом смятено.
                Столпились в кучу люди, звери.
                И тщетно замыкают двери
                Досель смотревшие в окно.
                24 сентября 1902»

    И в исходном стихотворении едва ли не впервые проявляется высокомерие в отношении “людей”. Особенно эта снисходительная усмешка заметна в последних двух строках:

                Люблю высокие соборы,
                Душой смиряясь, посещать.

     Да, душой смирюсь и посещу, а там внутри, смиряться надоест и – смолкнут хоры, и вы, воспевавшие Христа толпы, броситесь ломиться прочь, сквозь тесные двери затаптывая слабых…
     В «томе III» это станет ухмылкой демона:

                «…Да, я возьму тебя с собою
                И вознесу тебя туда,
                Где кажется земля звездою,
                Землею кажется звезда.

                И, онемев от удивленья,
                Ты у’зришь новые миры –
                Невероятные виденья,
                Создания моей игры…

                Дрожа от страха и бессилья,
                Тогда шепнешь ты: отпусти…
                И, распустив тихонько крылья,
                Я улыбнусь тебе: лети.

                И под божественной улыбкой,
                Уничтожаясь на лету,
                Ты полетишь, как камень зыбкий,
                В сияющую пустоту…
                1916 г.»

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Впервые: I2. С. 105-106.
     Публикации: I3. С. 157 и I4. С. 132 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 127.
     »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922


      
*
*


вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
               Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.


    Сцена 9.  Ответ из лиловых миров.

32. «Днем вершу я дела суеты…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/903 )
Опять «Безысходно туманная — ты» - гадалка.
                33. «Люблю высокие соборы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/911 )
                Появление Двуликого.
34. «Я знаю день моих проклятий…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/917 )   
Появление Двойника.

*


Рецензии