Блок. Я знаю день моих проклятий... Прочтение
Я знаю день моих проклятий,
Бегу в мой довременный скит,
Я вырываюсь из объятий,
Но он — распутье сторожит.
Его докучливые крики —
То близко, то издалека —
И страх, и стыд, и ужас дикий,
И обнаженная тоска.
И на распутьи — пленник жалкий —
Я спотыкаюсь, я кричу…
Он манит белою русалкой,
Он теплит издали свечу…
И, весь измучен, в исступленьи,
Я к миру возвращаюсь вновь —
На безысходное мученье,
На безысходную любовь.
13 апреля 1902
Это не про Двуликого – это про двойника. Про раздвоение. Про еще одного «я», который способен на еще одно параллельное действие: «я бегу» – «он сторожит», я на распутье – «он издали»…
В черновиках Блок про него еще добавит:
«
Между 4 и 5: (5-8):
Он непонятно схож со мною
И молчалив среди людей,
Но, крадучись моей тропою,
В пустынном поле – он злодей,
»
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:)
Это про тропы, по которым он с двойниками, он – двойниками! – бродит. Бродит, не особенно обращая внимание на течение земного времени. Ведь «белая русалка» со свечой в руке – она из «Пузырей земли» – из 905 года:
«Золотистые лица купальниц
Их стебель влажен.
Это вышли молчальницы
Поступью важной
В лесные душистые скважины.
…Но одна – на руке, опрокинутой в высь,
Ладонью в стволистую мглу –
Светляка подняла... Оглянись:
Где ты скроешь зеленого света ночную иглу?
19 февраля 1905»
Впрочем, и в текущем тексте про вневременность он сказал тоже:
Бегу в мой довременный скит…
И раз он – он же это я! – там, то я – который здесь! – имею полное право на измученность и исступленье:
Я к миру возвращаюсь вновь —
На безысходное мученье,
На безысходную любовь.
и это останется с ним на всю жизнь:
"Земное сердце стынет вновь,
Но стужу я встречаю грудью.
Храню я к людям на безлюдьи
Неразделенную любовь.
1911-1914 гг."
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 106; I5. С. 127-128.
В Т2, видимо, при подготовке первой публикации Блок изъял четверостишие между ст. 4 и 5; оно зачеркнуто синим карандашом.
– «... Но он – распутье сторожит.» – В отличие от более ранних стихотворений ("Жду я холодного дня ... " и "Не поймут бесскорбные люди ... "), где "распутье"– место одиноких мечтаний лирического героя, символика "распутий" здесь сближена с представлениями народной демонологии о "перекрестках" как "нечистом" месте.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Т2 [Тетради беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ]
Напомню, что «Распутья» – название следующей книги Блока. Или следующего раздела в его «Томе I» – где он опишет свои метания после «Стихов о прекрасной даме», где откажется от своей миссии.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ДЕВЯТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
32. «Днем вершу я дела суеты…» ( http://www.proza.ru/2017/12/25/903 )
Опять «Безысходно туманная — ты» - гадалка.
33. «Люблю высокие соборы…» ( http://www.proza.ru/2017/12/25/911 )
Появление Двуликого.
34. «Я знаю день моих проклятий…» ( http://www.proza.ru/2017/12/25/917 )
Появление Двойника.
*
Свидетельство о публикации №217122500917