Блок. Я знаю день моих проклятий... Прочтение

34. «Я знаю день моих проклятий…»





                Я знаю день моих проклятий,
                Бегу в мой довременный скит,
                Я вырываюсь из объятий,
                Но он — распутье сторожит.

                Его докучливые крики —
                То близко, то издалека —
                И страх, и стыд, и ужас дикий,
                И обнаженная тоска.

                И на распутьи — пленник жалкий —
                Я спотыкаюсь, я кричу…
                Он манит белою русалкой,
                Он теплит издали свечу…

                И, весь измучен, в исступленьи,
                Я к миру возвращаюсь вновь —
                На безысходное мученье,
                На безысходную любовь.
                13 апреля 1902

   



     Это не про Двуликого – это про двойника. Про раздвоение. Про еще одного «я», который способен на еще одно параллельное  действие: «я бегу» – «он сторожит», я  на распутье –  «он издали»…

В черновиках Блок про него еще добавит:

 «
  Между 4 и 5: (5-8):
              Он непонятно схож со мною
              И молчалив среди людей,
              Но, крадучись моей тропою,
              В пустынном поле – он злодей,
 »
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:)


     Это про тропы, по которым он с двойниками, он – двойниками! – бродит. Бродит, не особенно обращая внимание на течение земного времени. Ведь «белая русалка» со свечой в руке – она из «Пузырей земли» – из 905 года:

                «Золотистые лица купальниц
                Их стебель влажен.
                Это вышли молчальницы
                Поступью важной
                В лесные душистые скважины.

                …Но одна – на руке, опрокинутой в высь,
                Ладонью в стволистую мглу –
                Светляка подняла... Оглянись:
                Где ты скроешь зеленого света ночную иглу?
                19 февраля 1905»

Впрочем, и в текущем тексте про вневременность он сказал тоже: 

                Бегу в мой довременный скит…

     И раз он – он же это я! – там, то я – который здесь! – имею полное право на измученность и исступленье:

                Я к миру возвращаюсь вновь —
                На безысходное мученье,
                На безысходную любовь.

      и это останется с ним на всю жизнь:

                "Земное сердце стынет вновь,
                Но стужу я встречаю грудью.
                Храню я к людям на безлюдьи
                Неразделенную любовь.   
                1911-1914 гг."


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I2. С. 106; I5. С. 127-128.
В Т2, видимо, при подготовке первой публикации Блок изъял четверостишие между ст. 4 и 5; оно зачеркнуто синим карандашом.

– «... Но он – распутье сторожит.» – В отличие от более ранних стихотворений ("Жду я холодного дня ... " и "Не поймут бесскорбные люди ... "), где "распутье"– место одиноких мечтаний лирического героя, символика "распутий" здесь сближена с представлениями народной демонологии о "перекрестках" как "нечистом" месте.
»

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
 
Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока. ]

     Напомню, что «Распутья» – название следующей книги Блока. Или следующего раздела в его «Томе I» – где он опишет свои метания после «Стихов о прекрасной даме», где откажется от своей миссии.


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко ДЕВЯТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
               Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.


 
32. «Днем вершу я дела суеты…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/903 )
Опять «Безысходно туманная — ты» - гадалка.
33. «Люблю высокие соборы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/911 )
Появление Двуликого.
                34. «Я знаю день моих проклятий…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/25/917 )   
                Появление Двойника.

*


               

   


Рецензии