Блок. Я тварь дрожащая. Лучами... Прочтение

36. «Я — тварь дрожащая. Лучами…»




                Я — тварь дрожащая. Лучами
                Озарены, коснеют сны.
                Перед Твоими глубинами
                Мои ничтожны глубины.
                Не знаешь Ты, какие цели
                Таишь в глубинах Роз Твоих,
                Какие ангелы слетели,
                Кто у преддверия затих…
                В Тебе таятся в ожиданьи
                Великий свет и злая тьма —
                Разгадка всякого познанья
                И бред великого ума.
                26 апреля 1902




     – «какие цели // Таишь в глубинах Роз Твоих…» –
Ал. Блок. Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
      «Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно – и пронзает сердце теурга. Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос; возникает диалог, подобный тому, который описан в «Трех Свиданиях» Вл. Соловьева…»

     В исходном стихотворении попытка вглядеться в это “лицо среди небесных роз”. И осознание, что в Тебе – всё. И свет, и тьма; и все наши знания, и безумие.
     А “Розы”… В «томе III» розы станут верным признаком, верным атрибутом инферно:

                «Знакомый Ад глядит в пустые очи

                Передо мною бесконечный зал.
                Сеть кактусов и роз благоуханье,
                Обрывки мрака в глубине зеркал…
                31 октября 1909»

     Но исходное стихотворение можно прочитать и как попытку извиниться за предыдущую сцену, за… самоволку на яхте со смертной:

                «Мы отошли и стали у кормила,
                Где мимо шли сребристые струи.
                И наблюдали вздутое ветрило,
                И вечер дня, и линии твои…»               

за то как хорошо ему было с нею:

                «…Теряясь в мгле, ты ветром управляла,
                Бесстрашная, на водной быстрине.
                Ты, как заря, невнятно догорала
                В его душе — и пела обо мне.

                И каждый звук — короткий и протяжный —
                Я измерял, блаженный, у руля….
                13 апреля 1902»

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     … При подготовке I3 Блок колебался, включать ли в него это стихотворение: в РЭ [рабочий экземпляр] I2 весь текст был дважды перечеркнут карандашом, позднее линии зачеркивания стерты.
     С. Городецкий в статье "Юность Блока" (Речь. 1911. М 257. 19 сент.) отмечает в стихотворении "пламенные слова" о Вечной Женственности в духе Вл. Соловьева.

     – «Я – тварь дрожащая.» – Ср. формулу Раскольникова, стремившегося узнать, кто он: "Наполеон или тварь дрожащая" (Достоевский Ф.М. "Преступление и наказание"). Образ через пушкинские "Подражания Корану" (1824) восходит к русскому переводу Корана.
     [
      «…Мужайся ж, презирай обман,
       Стезею правды бодро следуй,
       Люби сирот, и мой Коран
       Дрожащей твари проповедуй.»
              А. Пушкин. «Подражания Корану»
]

      – «... Озарены, коснеют сны.» – Ср. в стих. "Ты была светла до странности ... ": "Я( ... ) озарен и вижу сны".

     – «Не знаешь Ты, какие цели ... и след. – Вводится мотив стихийности героини, а также двойственности ее природы. Тема двойственности мира в значительной мере навеяна мистическим "учением" Мережковского (см. коммент. к стих. "Люблю высокие соборы ... ") .
     [
     А помните? –

            «Не знаю, где приют своей гордыне
             Ты, милая, ты, нежная,  нашла…
                30 декабря 1908»
     ]

     – «... Таишь в глубинах Роз Твоих ...» – Роза – один из наиболее распространенных мировых мифопоэтических символов с очень широким кругом значений. Написание с прописной буквы связывает образ с христианской (католической) символикой, ближе всего – с символикой Богоматери (хотя роза в католицизме является также атрибутом Христа, многих святых, часто- церкви вообще). Роза как универсальный мистический символ изображена в финале "Божественной комедии" Данте ("Рай", XXX-XXXIII). Ср. также образ розы в "Песне офитов" (1876) Вл. Соловьева и в финале его пьесы "Белая лилия" (1880).

     Впервые: I2. С. 107.
     Публикации: I3. С. 159 и I4. С. 134 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 129.

     [
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]
     »


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко ДЕСЯТОЙ сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
               Сцена 10.Блуждание по мирам.

         Сцена 10. Блуждание по мирам.

35. «Мы отошли и стали у кормила…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/996 )   
Самоволка на яхте.
                36. «Я — тварь дрожащая. Лучами…»               
                Попытка покаяния.
37. «Слышу колокол.  В поле весна…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/1004 )
А  его вытаскивают в «розовеющий лес»
38. «Там — в улице стоял какой-то дом…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1087 )
Краткая вылазка в «страшный мир»
39. «Я и мир — снега, ручьи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1094 )
Но  «Нам не страшен вечный плен»
40. «Мы встречались с тобой на закате…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1114 )
Передышка  в мире, где «рябь и камыш».
41. «Тебя скрывали туманы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1058 )
Прогулка в мир 98-ого  года – к их «Гамлету».
42. «Когда святого забвения…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1064 )
И снова отдых в мире речного камыша – «где ни тоски, ни любви, ни обиды».
43. «Ты не ушла. Но, может быть…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1066 )
Возвращение в келью.
*


Рецензии