Блок. Там в улице стоял... Прочтение

38. «Там — в улице стоял какой-то дом…»






                Там — в улице стоял какой-то дом,
                И лестница крутая в тьму водила.
                Там открывалась дверь, звеня стеклом,
                Свет выбегал, — и снова тьма бродила.

                Там в сумерках белел дверной навес
                Под вывеской «Цветы», прикреплен болтом.
                Там гул шагов терялся и исчез
                На лестнице — при свете лампы жолтом.

                Там наверху окно смотрело вниз,
                Завешанное неподвижной шторой,
                И, словно лоб наморщенный, карниз
                Гримасу придавал стене — и взоры…

                Там, в сумерках, дрожал в окошках свет,
                И было пенье, музыка и танцы.
                А с улицы — ни слов, ни звуков нет, —
                И только стекол выступали глянцы.

                По лестнице над сумрачным двором
                Мелькала тень, и лампа чуть светила.
                Вдруг открывалась дверь, звеня стеклом,
                Свет выбегал, и снова тьма бродила.
                1 мая 1902






     Пауза? Опять после напряжений и прозрений – просто  «розовеющий лес» в предыдущем,  а в этом:

                Там наверху окно смотрело вниз,
                Завешанное неподвижной шторой,
                И, словно лоб наморщенный, карниз
                Гримасу придавал стене — и взоры…

     Или… Он бродит по мирам, ведь «Не знаешь Ты, какие цели / Таишь в глубинах Роз Твоих» и  смотрит то на море с «сребристыми струями», то на весенний луг, над которым «Облаков розоватых волокна», а здесь – привет из «Страшного мира»  третьего тома:

                …По лестнице над сумрачным двором
                Мелькала тень, и лампа чуть светила.

Или…

                Там гул шагов терялся и исчез
                На лестнице – при свете лампы жолтом.

      Он бродит по мирам, ведь «Не знаешь Ты, какие цели / Таишь в глубинах Роз Твоих» и смотрит то на море с «сребристыми струями», то на весенний луг, над которым «Облаков розоватых волокна», а здесь – привет из «Страшного мира» третьего тома:

                …По лестнице над сумрачным двором
                Мелькала тень, и лампа чуть светила.
 
     Наверняка, если бы он присмотрелся к улице:

                А с улицы – ни слов, ни звуков нет, –
                И только стекол выступали глянцы.

то в ночи в безжизненном  свете  тусклого фонаря увидел бы вывеску: «Аптека».
(вот взгляд на тот же пейзаж почти через "четверть века":

                "...Ночь, ледяная рябь канала,
                Аптека, улица, фонарь.
                1912 г.")



Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Посылая стихотворение в числе 15 других, предназначенных для публикации в альманахе Гриф-1904, Блок отнес его к группе (второй), в которой «гамма разнородных предчувствий (1-6) "слилась" в холодный личный ужас (7-13)» (ЛН. Т. 92. Кн. 1. с. 528).

     – «... при свете лампы жолтом.» – О "тусклой желтой лампе" на лестнице дома, где помещались курсы Читау, Блок вспоминал в более позднем (29 августа 1902 г.) письме к Л.Д. Менделеевой.
     [
     С моей точки зрения разница между эпитетами “желтый” и “жолтый” – принципиальная, но Редакция последовательно старается свести высокую мистику Блока к бытовым реалиям.
     ]

     Публикации: I1. С. 82-83, в отделе "Перекрестки"; I2. С. 108-109; I3. С. 160 и I4. С. 135 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 130.
»

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
               Сцена 10.Блуждание по мирам.

         Сцена 10. Блуждание по мирам.

35. «Мы отошли и стали у кормила…»                ( http://www.proza.ru/2017/ 12/26/996 )
Самоволка на яхте.
36. «Я — тварь дрожащая. Лучами…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/999 )
Попытка покаяния.
37. «Слышу колокол.  В поле весна…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/1004 )
А  его вытаскивают в «розовеющий лес»
                38. «Там — в улице стоял какой-то дом…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1087 )
                Краткая вылазка в «страшный мир»
39. «Я и мир — снега, ручьи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1094 )
Но  «Нам не страшен вечный плен»
40. «Мы встречались с тобой на закате…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1114 )
Передышка  в мире, где «рябь и камыш».
41. «Тебя скрывали туманы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1058 )
Прогулка в мир 98-ого  года – к их «Гамлету».
42. «Когда святого забвения…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1064 )
И снова отдых в мире речного камыша – «где ни тоски, ни любви, ни обиды».
43. «Ты не ушла. Но, может быть…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1066 )
Возвращение в келью.
*


Рецензии