Блок. Я и мир снега, ручьи... Прочтение

39. «Я и мир — снега, ручьи…»






                Я и мир — снега, ручьи,
                Солнце, песни, звезды, птицы,
                Смутных мыслей вереницы —
                Все подвластны, все — Твои!

                Нам не страшен вечный плен,
                И от грани и до грани
                Нам довольно содроганий,
                Нам довольно перемен!

                Возлюбить, возненавидеть
                Мирозданья скрытый смысл,
                Чёт и нечет мертвых числ, —
                И вверху — Тебя увидеть!
                10 мая 1902





     В предыдущем стихотворении его занесло в один из темных миров Шаданакара. Но он так еще молод, так верит Тебе…

                Смутных мыслей вереницы —
                Все подвластны, все — Твои!

     И он – весна:

                Я и мир — снега, ручьи,
                Солнце, песни, звезды, птицы

     Нет, пока сумерки, рождаемые  «светом лампы жолтым» ему не страшны:

                Нам не страшен вечный плен,
                Незаметна узость стен

     Пока это была лишь экзотика:  мало ли куда занесёт рулетка выбора («Чёт и нечет мертвых числ»), где перейдет он очередную границу, как и какую пересечёт он грань – он жадно всматривается в открывающиеся пейзажи, ему интересно всё! –

                И от грани и до грани
                Нам довольно содроганий,
                Нам довольно перемен!

   Пока это лишь экзотика:  мало ли куда занесёт рулетка случайного выбора. Пока это экзотика, а не… привычное место обитания. Пока ещё  – туризм, а не эмиграция.



*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
               Сцена 10.Блуждание по мирам.

         Сцена 10. Блуждание по мирам.

35. «Мы отошли и стали у кормила…»                ( http://www.proza.ru/2017/ 12/26/996 )
Самоволка на яхте.
36. «Я — тварь дрожащая. Лучами…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/999 )
Попытка покаяния.
37. «Слышу колокол.  В поле весна…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/1004 )
А  его вытаскивают в «розовеющий лес»
38. «Там — в улице стоял какой-то дом…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1087 )
Краткая вылазка в «страшный мир»
            39. «Я и мир — снега, ручьи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1094 )
            Но пока «Нам не страшен вечный плен»
40. «Мы встречались с тобой на закате…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1114 )
Передышка  в мире, где «рябь и камыш».
41. «Тебя скрывали туманы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1058 )
Прогулка в мир 98-ого  года – к их «Гамлету».
42. «Когда святого забвения…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1064 )
И снова отдых в мире речного камыша – «где ни тоски, ни любви, ни обиды».
43. «Ты не ушла. Но, может быть…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1066 )
Возвращение в келью.
*


Рецензии