На прополке сахарной свеклы

               

В начале 80-х  годов я работал  слесарем  КИП и А на консервном заводе.  Но где бы  я не работал  ни до, ни после этого, везде нас посылали на помощь сельскому хозяйству. Как видно сельхозработники  не могли справиться со своей работой без помощи работников промышленности.  Мне объявили, что завтра с утра нужно явиться с тяпкой к проходной завода. Поеду с группой работников завода на весь рабочий день пропалывать сахарную свеклу. Чтобы не останавливать производство, посылали людей  от разных цехов  группами и не в один день.

У нас на заводе делали самодельные тяпки.  Я видел как мой знакомый и наш сосед из соседнего дома Хлюпин  на наждаке затачивал тяпки.  Хлюпин мне сказал: « На, возьми  тяпку». Я было сказал, что у меня есть дома покупная тяпка,но он сказал, что покупная тяпка  - ерунда, плохо подходит для прополки, она работает как мотыга, тяжёлая, за день устанешь ей махать.
- Смотри,- сказал Хлюпин - Эта тяпка лёгкая, широкая, с острыми концами , что удобно для вырывания сорняков из земли. Угол наклона лезвия оптимален для подрубания сорняков, и само лезвие -сегмент круга. Тяпку при прополке удобно поворачивать не задевая полезное растение.
- Спасибо!- сказал я. Ручку к тяпке я приделал сам, дома я ещё рубанком и шкуркой доработал её, чтобы не было лишних заноз и мозолей. Сходил на наш огород у речки  нарвал перья лука. Супруга Аня сварила вкрутую яиц на завтра. Лезвие тяпки  я завязал материей, чтобы не поранить кого-нибудь в автобусе.
 На следующее утро позавтракав и налив в термос чая , завернув в газету  хлеб, лук, соль, яйца и положив продукты в сетку-авоську,  захватив тяпку я отправился на завод. Консервный завод был недалеко от дома через дорогу.
 
  Раньше ещё в 1979  году приехав из Кургана с супругой и маленькой дочкой  на Кубань сначала работал на сахарном  заводе, там зарплата была немного больше чем на консервном. Но ездить туда нужно было на автобусе. Автобусы ходили не надёжно, бывало опаздывал на работу. После рождения сына надо было определять дочку потом  сына в садик.  Лучшее место это было - садик консервного  завода.  Помню на сахарном заводе нас также посылали на сельхозработы.   
   Помню послали меня в первый раз на прополку сахарной свеклы. Привезли  на поле построили в шеренгу. Дали каждому по рядку.  И стали полоть. Окружающие меня люди справа и слева, резко рванули вперёд, пропалывая свои рядки. Я тоже полол. Но что я полю? Где свекла, где сорняки?  Я крикнул: «Помогите разобраться! Я не знаю, что полоть! Я в жизни не видел сахарной свеклы!»    Ко мне подошли, показали. Оказывается листочки у сахарной свеклы удлинённые с красноватой прожилкой проходящей посередине листа. А я принимал их за сорняки.
 
   У проходной завода собирался народ с тяпками. Пришёл старший нашей группы, стал выкликать фамилии из списка, отмечая галочками откликнувшихся.  Подошел небольшой автобус синего цвета «Кубанец». Мы расселись по местам и поехали. По дороге женщины  пели казацкие песни. Мы выехали из станицы поехали по шоссе, потом свернули на грунтовую дорогу и петляя между полей обсаженных деревьями (лесополосами) добрались наконец до нашего поля. «Завёз нас водитель, где наша станица?» - подумал я. - Приехали! Выходите! - сказал водитель. Мы вышли. Я развязал тряпку на тяпке и положил её в карман. Построившись в шеренгу и распределив рядки между собой мы двинулись  по полю. Пропустив  рядок между ногами и пропалывая каждый кустик свеклы тяпкой, а кое-где вырывая траву руками я двигался по полю. Новая тяпка работала отлично. Далеко в конце поля маячила лесополоса. Солнце   поднималось всё выше и выше и пригревало всё сильнее и сильнее. Двое молодых парней недалеко от меня, сняли свои футболки и завязали их вокруг головы как тюрбаны.  У меня на голове была лёгкая кепка, старые брюки были заправлены в армейские кирзовые сапоги, на теле рубашка с короткими рукавам. На всех сельхозработах я работал в сапогах.   В жарком воздухе впереди  лесополоса колыхалась как мираж. Надо сказать, что  когда мы утром сели в автобус нам занесли в автобус молочную флягу с водой. Потом её на поле вытащили первую  и поставили под дерево. Иногда мы пили из неё воду из кружки которая стояла на крышке фляги.
- Обед!!! - закричал старший. Мы все дружно оставив тяпки на своих рядках пошли к автобусу где оставили свои продукты. Достав из автобуса продукты мы расположились на траве в тени деревьев.  Предварительно помыли руки из фляги помогая друг- другу.  Рядом со мной сидели  женщины и также, как и я  ели продукты взятые из дома.  Посыпая очищенные от скорлупы яйца солью из спичечного коробка я ел их прикусывая луком. Потом попил чайку с хлебом.  Скорлупу от  яиц я завернул в газету и положил в сетку-авоську с термосом, чтобы не портить природу мусором  и положил на своё сиденье в автобусе.  Женщины разговаривали между собой, я прислушался.
- Всё-таки на Кубани картошка мелкая растёт, - говорила одна женщина, - В Средней полосе гораздо крупнее картошка вырастает.  А тут проклятый колорадский жучок ботву дочиста объедает. Почва для картошки нужна другая, не чернозём, а более песчаная.
- А я была в Бенине,  там картошка с нашу тыкву, - неожиданно сказала женщина средних лет. Все женщины были в светлых косынках  для защиты головы от палящего солнца. Все головы повернулись к говорившей.
- Бенин, это где? - спросила её ближайшая соседка.
- Бенин- государство в Западной Африке. Посмотри по карте когда приедем домой. Найди Гвинейский залив. Между Того и Нигерией и расположен Бенин.
- А как ты туда попала и что ты там делала?
- А когда Вы там были? - спросила молодая девушка.
- Да где-то 3 года тому назад.  В Бенине  местный майор приверженец марксизма- ленинизма Кереку совершил революцию и объявил, что страна пойдёт по социалистическому пути и с 1975 года страна уже называется  Народная  Республика Бенин. Наше правительство всегда помогает тем кто идёт по социалистическому пути. Ещё одну страну можно закрасить в красный цвет. Для подъёма сельского хозяйства в Бенине туда был направлен корабль с тракторами. Надо было только обучить местных работать на этой технике. Мой муж механизатор широкого профиля. Он и  на тракторе любом и на комбайне может работать. Вот его и послали с группой таких же как он инструкторами.
- А ты тоже разве инструктор? - спросила кто-то из женщин. На неё зашикали: «Тише ты, пусть по порядку рассказывает».
- Все инструктора с супругами и я в том числе  вылетели из Москвы в Париж.
- Ах, Париж!- невольно воскликнули окружающие.
- Да сам город Париж мы не видели, кроме аэропорта. Там делали пересадку на другой рейс до Бенина.  Приземлились в Бенине в городе Котону. Нас встретили, проводили в гостиницу. Мужья потом встречались с членами правительства, а мы в гостинице сидели.  Потом поехали на место назначения на машине по шоссе идущее на север. Когда ещё по городу ехали видела памятники Ленину и Карлу Марксу. Шоссе хорошее, ещё французские колонизаторы построили, а сейчас у них независимость.  Заехали в глубинку, свернули с шоссе, дорога сразу хуже стала.  Доехали до места. Деревня,  хижины на сваях стоят, крыши соломой крытые, как у нас когда-то в 19-м веке хаты. На сваях потому, что там хотя и круглое лето, но бывает сухой сезон и сезон дождей. Сезон сухой — с декабря по май. Дождливый — с июня по ноябрь. Если кто захочет ехать туда туристом - лучшее время для поездки в сухой сезон с ноября по март. Мы как  раз в сухой сезон там были.
- Где уж нам в такую даль ехать, - послышались негромко голоса.
- В сезон дождей, слышала, так целое наводнение: под хижинами вода, если бы не сваи, утонули бы.
- Как вы с местным населением общались, и чем занимались?
С нами была француженка, переводчица, она и по русски хорошо говорила и на местных племенных языках. Я с подругой и с переводчицей ходили на местный базар за продуктами. Покупали продукты, готовили сами и кормили мужей. Вот и вся наша работа. Местную приготовленную пищу нормальному человеку нельзя есть. Вы бы ели жареную саранчу с острым соусом? А это считается ещё лакомством.  Муж мой любит борщ со сметаной, да и я тоже. Вообще, местные жители любят поливать пищу острыми соусами. Так что если бы не мы жёны, мужья отравились бы этой едой.  Сначала с француженкой ходили на базар, а потом и одни. Объяснялись с продавцами на пальцах.  Некоторые названия овощей и фруктов потом уже знали на местном языке. Французские деньги там в ходу — франки, сантимы. А бананы на базаре бесплатно дают. Бананы там везде растут как трава и не считается товаром. Картофелины на базаре большие, с нашу тыкву. Я одну купила и в рюкзак положила за спину да ещё сумку с продуктами в руке несла.  А местные  женщины в руках не носят сумки, они какую-то  баранку  на голову ложат, а потом таз с продуктами на голове несут, да так быстро идут, да руками помахивают.  Нас по хижинам расселили,  во дворе  пищу готовили. На деревянном чурбане картофелину положила и топором на несколько частей разрубила. Одной дольки на целый день на двоих хватало.  Француженка объяснения наших механизаторов по технике, местным  переводила. 
- А как там насчёт комаров?
- Есть, летает там всякое. С мужем под москитной сеткой спали. Да мы люди простые, ко всему привычные.
- А львы там есть?
Львы в саванне. А где мы жили, местность лесистая. Львов там нет. Питона видела. Это такая крупная  змея - удав.  Местные пастухи, стада коров, их кнутами гоняют.  Питон на дереве  сидит, сверху окрестность наблюдает. Увидит питон поблизости корову, подползёт к ней, поднимет голову, хвать за сосок вымени и сосёт молоко. Пастух увидит, щёлкает своим длинным кнутом питона. Питон нехотя уползает в лес обратно. В деревне где мы жили  в общем как у нас домашняя живность: куры петухи, свиньи. Петухи также как у нас кукарекают по утрам.
    Крокодилы к сожалению есть, они живут в речках, но далеко на берег не выползают и живут в основном в воде. Один из наших механизаторов погиб от крокодила… Он был любитель-рыболов и захватил из дома крючки и леску и надеялся на досуге порыбачить.  Сделал на месте удочку. Местные пытались ему втолковать, что нельзя здесь рыбачить. В речке никто не купается. Купаются только в лужах в сезон дождей. Но он ничего не понял. Накопал червей  банку, взял удочку и ведро.  Пошёл на речку, она казалась мирная и спокойная.  Подошел к берегу размотал удочку. Сел на засохшее дерево. Но это было не дерево, а крокодил. Видно со зрением у него было не очень хорошо. Крокодил внезапно ожил и схватил его за ногу, и потащил в воду. Наш механизатор закричал, звал на помощь, цеплялся за все что мог, но крокодил неумолимо тянул его в воду. Когда к берегу подбежали местные и один из наших, крокодил уже тащил под воду  нашего товарища, несмотря на крики прибежавших. Сделать они ничего не смогли.  Ещё было видно барахтающегося и кричащего человека, а потом голова его исчезла под водой... Только пузыри воздуха выходили некоторое время из воды и круги  волн расходились с места трагедии...   
- А промышленность там есть какая-нибудь?
Думаю есть...  Неподалёку  от нашего места жительства находилась мебельная фабрика. Нас однажды туда водили на экскурсию. Там делали мебель из красного дерева.  Видела эти деревья в лесу: 3 взрослых человека с трудом обхватывали ствол взявшись за руки. Даже ещё толще есть деревья. Их пилят , грузят на прицеп машины и везут на фабрику. На фабрике брёвна распиливают на доски потом из них кроят мебель.
- Хорошая мебель получается?
- Самая лучшая, по последней моде. Из фабрики потом мебель в разобранном виде грузят в контейнеры  и контейнеровозом по шоссе отправляют в порт. Контейнеры грузят на корабль и везут во Францию, где в элитных магазинах Парижа продают за большие деньги. Слышали такое слово — краснодеревщики? Это мастера которые отлично делают мебель. А из ценных  пород дерева только  классные столяры и делают. Помните ещё в школе учили наизусть отрывки из стихотворения поэта Маяковского «Во весь голос»:
                Мне и рубля не накопили строчки
                Краснодеревщики не слали мебель на дом
                И кроме свежевымытой сорочки
                Скажу по совести, мне ничего не надо .
У нас продают мебель из плит ДСП покрытых шпоном и окрашенных под красное дерево красно-коричневым лаком. Всё это подделка под красное дерево. Настоящее красное дерево — в  Африке. Материал из красного дерева прочный твёрдый, хорошо шлифуется, полируется, не боится сырости, имеет красивую текстуру.  На фабрике  станки, оборудование, машины из Франции. Управленческий и инженерно-технический персонал почти все французы, рабочие за станками - местные африканцы. Впрочем, французы тоже считают себя местными, поскольку родились в Африке.  Особенно много французов в прибрежных городах.  Из африканских племён знаю их названия как:  гурма, барба, фон.  Племя гурма французские колонизаторы прозвали гурманами. Из французского языка слово попало в русский. Так называют людей, которые любят поесть что-нибудь вкусненькое.  Так в Африке гурманы любили поесть людей, они были людоеды. Племя барба воевало с племенем  гурма и говорят истребило его. Но и само племя барба пострадало и уменьшилось в количестве.  Племя фон старалось ни с кем не воевать, а жить дружно со всеми.  Сейчас это племя самое многочисленное. Вероятно и сейчас гурманы в Бенине есть, только они стали цивилизованные - ходят в брюках и рубашках и с часами на руке.
Не говорят, что они гурманы, так как гурманов в Бенине не любят.

- Бабоньки, вставайте! Обед  закончился.  Быстрей сделаем норму, быстрей уедем,- сказал наш старший группы, неожиданно подошедший к нам.  Все встали и пошли по своим рядкам. Рассказчица шла с другой женщиной, которая спрашивала её о чём-то.  Я уже не слышал о чём они говорили, а отходил дальше от них к оставленной на поле моей тяпке.
  Солнце по прежнему светило и грело.  Мы  пололи,  рвали траву. Уже приближался конец рабочего дня. Некоторые уже сделали свою норму и с конца рядков помогали отстающим закончить работу идя на встречу.  Наконец работу завершили.  Из молочной фляги помыли руки, сполоснули лица.  Я снова завязал лезвие тяпки тряпкой. Расселись по сиденьям в  автобусе. Пустую флягу шофёр занёс в автобус и поставил недалеко от своего места.
- Все на месте?! Посмотрите друг на друга, кто где с кем сидел,- сказал шофёр. Мы посмотрели: лица, руки у всех были покрасневшими от палящего солнца.
- Все!- сказали мы.
Ну, тогда поехали,- сказал шофёр, завёл двигатель, автобус маневрируя развернулся и мы поехали обратно  по дороге вдоль лесополос. Одна женщина  запела лихую казацкую песню, другие женщины подхватили. Мужчины также подпевали, но у женщин получалось  лучше и звонче. Автобус выехал на шоссе и помчался быстрее. На душе у меня  было легко  от песни и предчувствия встречи дома со своей семьёй.


Июнь  2016 год                В.В. Макеев   


Рецензии
Здравствуйте, Владимир !

хороший рассказ о недавних временах, о помощи "города селу" --- но помощь эта была бы не нужна при нормальном отношении, любой власти, к деревенской жизни.

так же приходилось, по разнарядке, заниматься прополкой не только посадок со свеклой сахарной.

но самое "интересное" было на полях во время осенней уборки, когда при любой погоде "делали план" --- "Партия сказала " надо!" ...

что было то было.

воспоминания всё же --- из такой дали --- радуют чаще, нежели огорчают.

........

успехов Вам !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   09.07.2019 11:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.