Блок. Тебя скрывали туманы... Прочтение

41. «Тебя скрывали туманы…»





                Тебя скрывали туманы,
                И самый голос был слаб.
                Я помню эти обманы,
                Я помню, покорный раб.

                Тебя венчала корона
                Еще рассветных причуд.
                Я помню ступени трона
                И первый твой строгий суд.

                Какие бледные платья!
                Какая странная тишь!
                И лилий полны объятья,
                И ты без мысли глядишь.

                Кто знает, где это было?
                Куда упала Звезда?
                Какие слова говорила,
                Говорила ли ты тогда?

                Но разве мог не узнать я
                Белый речной цветок,
                И эти бледные платья,
                И странный, белый намек?
                Май 1902







       Интересно наблюдать, как он их конструирует – вероятности:
 

                Какие бледные платья!
                Какая странная тишь!
                И лилий полны объятья,
                И ты без мысли глядишь.

        Лилии – это атрибут Офелии. Которые лично для него станут атрибутом высокого счастья:

                «…Предо мной – к бездорожью
                Золотая межа.

                Заповеданных лилий
                Прохожу я леса.
                Полны ангельских крылий
                Надо мной небеса.

                Непостижного света
                Задрожали струи.
                Верю в Солнце Завета,
                Вижу очи Твои.
                22 февраля 1902»

                «…А думал, что с Ней в лугу
                Средь белых лилий ходил
                12 октября 1902»


      Бледное платье – наверняка из той самой постановки «Гамлета» в 98 году,  «ты без мысли» –  ему запомнилось, как Любочка играла безумие, а  «упала Звезда»: Блок провожал Любочку после спектакля,  они ещё были и в театральном гриме и в театральных платьях, они шли по аллее и… упала звезда. Оба промолчали. И запомнили – на всю жизнь. Оба.

Ал. Блок:

                Кто знает, где это было?
                Куда упала Звезда?
                Какие слова говорила,
                Говорила ли ты тогда?

Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
     От "театра" – сенного сарая – до дома вниз под горку сквозь совсем молодой березничек, еле в рост человека. Августовская ночь черна в Московской губернии и "звезды были крупными необычно". Как-то так вышло, что еще в костюмах (переодевались дома) мы ушли с Блоком вдвоем в кутерьме после спектакля и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора и было не страшно, когда прямо перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь большой, сияющий голубизной метеор. "И вдруг звезда полночная упала"...»

     Кто знает, где это было… Но сходить по Тропе, по Золотой Меже туда - ещё раз посмотреть, он себе не отказал.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I1. С. 22-23 в отделе "Неподвижность"; I2. С. 109-110; I3. С. 161 и I4. С. 136 в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 132.
     »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922




*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
         Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
               Сцена 10.Блуждание по мирам.

         Сцена 10. Блуждание по мирам.

35. «Мы отошли и стали у кормила…»                ( http://www.proza.ru/2017/ 12/26/996 )
Самоволка на яхте.
36. «Я — тварь дрожащая. Лучами…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/999 )
Попытка покаяния.
37. «Слышу колокол.  В поле весна…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/26/1004 )
А  его вытаскивают в «розовеющий лес»
38. «Там — в улице стоял какой-то дом…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1087 )
Краткая вылазка в «страшный мир»
39. «Я и мир — снега, ручьи…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1094 )
Но  «Нам не страшен вечный плен»
40. «Мы встречались с тобой на закате…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1114 )
Передышка  в мире, где «рябь и камыш».
                41. «Тебя скрывали туманы…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1058 )
                Прогулка в мир 98-ого  года – к их «Гамлету».
42. «Когда святого забвения…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1064 )
И снова отдых в мире речного камыша – «где ни тоски, ни любви, ни обиды».
43. «Ты не ушла. Но, может быть…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1066 )
Возвращение в келью.
*

 


Рецензии