Блок. Тебя скрывали туманы... Прочтение
Тебя скрывали туманы,
И самый голос был слаб.
Я помню эти обманы,
Я помню, покорный раб.
Тебя венчала корона
Еще рассветных причуд.
Я помню ступени трона
И первый твой строгий суд.
Какие бледные платья!
Какая странная тишь!
И лилий полны объятья,
И ты без мысли глядишь.
Кто знает, где это было?
Куда упала Звезда?
Какие слова говорила,
Говорила ли ты тогда?
Но разве мог не узнать я
Белый речной цветок,
И эти бледные платья,
И странный, белый намек?
Май 1902
Интересно наблюдать, как он их конструирует – вероятности:
Какие бледные платья!
Какая странная тишь!
И лилий полны объятья,
И ты без мысли глядишь.
Лилии – это атрибут Офелии. Которые лично для него станут атрибутом высокого счастья:
«…Предо мной – к бездорожью
Золотая межа.
Заповеданных лилий
Прохожу я леса.
Полны ангельских крылий
Надо мной небеса.
Непостижного света
Задрожали струи.
Верю в Солнце Завета,
Вижу очи Твои.
22 февраля 1902»
«…А думал, что с Ней в лугу
Средь белых лилий ходил
12 октября 1902»
Бледное платье – наверняка из той самой постановки «Гамлета» в 98 году, «ты без мысли» – ему запомнилось, как Любочка играла безумие, а «упала Звезда»: Блок провожал Любочку после спектакля, они ещё были и в театральном гриме и в театральных платьях, они шли по аллее и… упала звезда. Оба промолчали. И запомнили – на всю жизнь. Оба.
Ал. Блок:
Кто знает, где это было?
Куда упала Звезда?
Какие слова говорила,
Говорила ли ты тогда?
Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
От "театра" – сенного сарая – до дома вниз под горку сквозь совсем молодой березничек, еле в рост человека. Августовская ночь черна в Московской губернии и "звезды были крупными необычно". Как-то так вышло, что еще в костюмах (переодевались дома) мы ушли с Блоком вдвоем в кутерьме после спектакля и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора и было не страшно, когда прямо перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь большой, сияющий голубизной метеор. "И вдруг звезда полночная упала"...»
Кто знает, где это было… Но сходить по Тропе, по Золотой Меже туда - ещё раз посмотреть, он себе не отказал.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I1. С. 22-23 в отделе "Неподвижность"; I2. С. 109-110; I3. С. 161 и I4. С. 136 в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 132.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко седьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года
Сцена 1. Моисей.
Сцена 2. Храм.
Сцена 3. Мастерская.
Сцена 4. Солнечный день.
Сцена 5. Мир у разлива рек.
Сцена 6. С Ним.
Сцена 7. Снова гадалка.
Сцена 8. Призыв к поэту.
Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
Сцена 10.Блуждание по мирам.
Сцена 10. Блуждание по мирам.
35. «Мы отошли и стали у кормила…» ( http://www.proza.ru/2017/ 12/26/996 )
Самоволка на яхте.
36. «Я — тварь дрожащая. Лучами…» ( http://www.proza.ru/2017/12/26/999 )
Попытка покаяния.
37. «Слышу колокол. В поле весна…» ( http://www.proza.ru/2017/12/26/1004 )
А его вытаскивают в «розовеющий лес»
38. «Там — в улице стоял какой-то дом…» ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1087 )
Краткая вылазка в «страшный мир»
39. «Я и мир — снега, ручьи…» ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1094 )
Но «Нам не страшен вечный плен»
40. «Мы встречались с тобой на закате…» ( http://www.proza.ru/2017/12/27/1114 )
Передышка в мире, где «рябь и камыш».
41. «Тебя скрывали туманы…» ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1058 )
Прогулка в мир 98-ого года – к их «Гамлету».
42. «Когда святого забвения…» ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1064 )
И снова отдых в мире речного камыша – «где ни тоски, ни любви, ни обиды».
43. «Ты не ушла. Но, может быть…» ( http://www.proza.ru/2017/12/28/1066 )
Возвращение в келью.
*
Свидетельство о публикации №217122801058