Уточнения к родословной Джанымбей

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ -
(основной пока ещё не исправленный текст по родословной здесь - http://www.proza.ru/2014/12/26/1838)

Текст к изображению тамг в заглавие -
Сводная таблица тамг Жамбеевых Джантубаевых
(по Л.И.Ларову №№ 91, 92, 93)
таблица 1
№91
а. Абазины-тапанта Джанаби (Джанымбай)
б. Кабардинцы Джамбеевы (Жамбей)
в. кубанские черкесы Джамбеевы

таблица 2
№92
а. Абазины Жеманбиевы (Джанымбай)
б.Абазины – тапанта Мальхозовы
в. Карачаевцы (?) Жандыбаевы
таблицы 3

№93
а. Абазины – тапанта Джаманбаевы (Джанымбей)
б. Кабардинцы Жаманбаевы (Жамбей)

К сводным таблицам Л.И.Лаврова можно еще добавить и таблицы Х.Х.Яхтанигова,   по которым №№ 147-151
           принадлежат абазинской фамилии Джаманбаевых,
а №№ 156-158 ,
принадлежат фамилии Джантуабевых.
Среди бжедугских тамг Х.Х.Яхтанигов указывает тамгу №62
принадлежащую фамилии Чанаби (Жанамби)

УТОЧНЕНИЯ -

В ходе работ с архивами КБР и РСО-Алания в период с сентября по декабрь 2017 года удалось перепроверить имевшиеся данные и произвести ряд уточнений.
К таковым относятся следующие данные:

ДОКУМЕНТ-1
«Материалы о разделе имения умершего Джемамабаева Умара между братьями Салихом и Махмудом
26 сентября 1844 – 1 декабря 1855 г.
… Наконец уже при общем сборе Тебердинских жителей и таковых же аула почетных стариков и лучших узденей открыл я достоверно что, неразделенного имения трех братьев прописанных Джемамбаевых (Джендубаевых – А.Р.) до 1831 года состояло из 150 штук рогатого скота, до 2000 баранов и до 100 лошадей и в семи семействах обоего пола до 70 душ крестьян находилось все это в ауле Лоовом на Куме в распоряжении старшего их брата Умара Джемамбаева, проживавшего там, где также имел жительство и Махмуд Джемамбаев, а Салих Джемамбаев во все время находился на жительстве за Кубанью после же побега в 1831 году за Кубань Умара Джемамбаева учавствовавшего в убийстве поручика Гинардуко Лафишева совместно с князьями Лоовыми, все имения их Джемамбаевых, состоящие из прописанного числа рогатого скота, овец и лошадей отобрано и по распоряжению начальника поступило в казну, кроме крестьян их оставшихся на жительство в Лоовом на Куме, которые также с побегом Умара Джемамбаева по прошению их поданному начальству получили разрешение от корпусного командира оставаться им вольными людьми и никак не принадлежащими в крестьянство Джемамбаевым…
…ни на Салих, ни брат его Махмуд не участвовали в убийстве Лафишева и совершенно в том не повинны, кроме брата их Умара, чрез которого они лишились всего имения им принадлежащего.
Пристав Тохтамышевских аулов капитан Зергель
№ 22 Января 12 дня 1844 г.»

ДОКУМЕНТ-2
«Л-9 Переписку эту препровождая к приставу Тохтамышевских аулов Господину штабс капитану и кавалеру Зергелю, имею  честь покорнейше просить его благородие по содержанию оной спросить узденей  Джендубаевых  жительствующих в Касаевом ауле, действительно ли им принадлежит Джелаш в подданстве и точно ли они  воспрещают ему платить тетке корнета Аджиева будто-бы за данную ею Джелашу свободу и что окажется уведомить меня на сем же...»
Кардонный начальник Кисловодской линии
Полковник Евдокимов
№ 2229
9 июля 1845 г.
ст. Кисловодская
ЦГА КБР, ф-16, оп., д. 349»

1. Выписка из материалов 1-го документа позволяет сделать вывод, что в 1844 году представители рода проживали не только на Кубани, Малом Зеленчуке и Куме, а еще и продолжали жить на реке Теберде, хронологически одном из первых мест переселения абазин на склоны Северного Кавказа.

2. Перечисленное имущество и владение зависимыми крестьянами дает представление об уровне благосостояния этой части рода.

3. Становятся понятны причины бегства старшего из братьев Джендубаевых Умара из Кумско-Лоовского аула (нынешний Красный Восток КЧР) "за Кубань"

4. Особого внимания заслуживает не только факт конфискации имущества, но и лишения права владения крестьянами ещё до завершения Кавказской войны и отмены крепостного права.
 
5. Из данных представленных во 2-м документе вытекает, что в 1844 году Махмуд и Салих Джендубаевы (именно так они упомянуты в документе) проживают в ауле Касаевском (а.Хабез)


ДОКУМЕНТ-3
«Из списка холопов из аулов Верхне-Кубанского округа.  1860-е
Аула полковника князя Лоова, абазинского племени:

338. Узденя Сальмана Жананбаева холопы
(далее по списку 30 освобожденных креспостных)
339. Узденя Дандыка Женанбиева
Холопы:
(5 освобожденных)
340. Узденя Тембота Женанбаева
(1 освобожденная)

ДОКУМЕНТ-4
«Из именного списка  горцам, проживающим в аулах 2 участка Баталпашинского уезда.  12 апреля 1872 год.

Аул Лоова-Зеленчукский
Сословие агмиста-ду

13.Ахмед Джандубаев – абазин - в семье числиться 4 человека

Аул Лоово-Кубанский
Сословие агмиста
Салих Джандубаев – абазин – в семье 6 человек
Дандык Джандубаев – абазин в семье 5 человек
Тембот Джандубаев – абазин – в семье 3 человека

Аул Тахтомышева
Уздень Комал Джендубаев – ногаец – в семье 3 человека

Аул Кумско-абазинский
Сословие агмиста-ду
Штабс-капитан Махмуд Джандубаев – абазин – в семье 5 душ мужского пола».

6. По 3-му документу, исходя из того, что Верхне-Кубанский округ состоял из Баталпашинского участка Кубанской линии, Зеленчукской и Кисловодской линий, перечисление конкретных владельцев и освобожденных крестьян дает основания предполагать, что речь идет не об одном ауле, а разных аулах, входивших в этот округ, помимо аула на Куме.

7. Возвращаясь к вопросу о возможной опечатке при упоминании в истории семьи Ташлоевых предка Сальмана, отцом которого назван Махмуд «потомок Жамбе». Как показала перепроверка, опечатки не было, это дает основание предполагать, что в роду должен быть учтен Махмуд-старший, в честь которого возможно и был назван будущий штабс-капитан Махмуд Джендубаев. Также логично предположить, что Махмуд-старший был отцом родных братьев Сальмана-старшего и Анзора – отца Махмуда.

Судя по хронологии проживания представителей рода и перемещений абазинских аулов, скорее всего, они проживали на Теберде, куда переселился их предок Джамбей и его сыновья Жанымба, а также Нартшао, Каншау и Шауей, позднее переселившиеся в Кабарду.

Однозначно то, что какое-то время Сальман-старший проживал в Кумско-Лоовском ауле (а.Красный Восток), о чем упоминает выкупившийся у него крестьянин Исмаил Ташлоев. Оттуда Сальман переселяется в Лоовско-Зеленчукский аул (а.Инжич-Чукун), образованный князьями Лоовыми к 1860 году, где и произошло затем упомянутое ранее освобождение зависимых крестьян.
 
ДОКУМЕНТ-5
 «В 1857 году уздени аула Дударукова Цу Дашев и Закирьят Дашева жаловались на уорка Шолох Трамова . Свидетелями при этих разбирательствах выступили Исхак эфенди Мекеров, Беслан Дударуков, Таусултан Жантемиров, Кучук Бек Келеметов, Мисост Трамов, Хажи Кайсын Газов, Хажи Исмаил Матоков, Хажи Гуг Захов, Огурли Бабов, Урусбий Татаров, Калмык Трамов, Эгабока Жаманбеев, Исхак Мула Муллов, Лостанбек Трамов».
 
8. Впервые в документах встречается упоминание аула Дударуковых (а.Псыж) в связи с проживанием в нём еще одного представителем рода – Эгабока Жаманбеева.
 
9. Из 4-го документа следует, что к 1872 году представители рода проживают в Лоовских аулах на Малом Зеленчуке, Кубани и Куме.

10. Примечательно и то, что упомянут ногаец уздень Комал Джендубаев. На сегодняшний день известны абазинские, абхазские, кабардинские, ногайские и русские потомки рода, а также представители рода в Турции и Египте.

ДОКУМЕНТ-6
"Протокол  допроса неслужащего казака Чурековской станицы Мисоуста Джамембиева. 20 июня 1864 год.
Зовут меня и прозывают, как выше сказано, от роду мне 25 лет, холост, веры магометанской, в штрафах не был".

ДОКУМЕНТ-7
"Опись  заарестованным у неслужащего казака Чурековской станицы Мусоста Жанимбиева и кабардинца Коша Афашагова, быкам, лошадям и вещам. 20 июля 1864 год".
 
11. Документы 6-7 свидетельствуют о том, что среди представителей рода были люди казацкого сословия. Упомянутая станица Чурековская это ныне станица Георгиевкая в Ставропольском крае.

Казачья тема в истории рода имеет своё особое значение, поскольку связана с казаками и их потомками Жендубаевыми. Тема заслуживает отдельного исследования, которое частично уже проводится.

Ранее известные и новые документы свидетельствуют о том, что представители рода, а точнее носители родовой фамилии принадлежали к различным сословиям - от "агмыста-ду" (высшее после князей дворянское сословие) и узденей-уорков разных степеней, до сословия "азет" (крестьян-вольноотпущенников). Кем были последние - обедневшие дворяне или бывшие крепостные, сохранившие за собой фамилию своих бывших владельцев - вопрос открытый.

С учетом документальных данных и семейных преданий можно сделать следующее заключение -
 
1. Род Жанымбей берет свое начало от абазинского племени Джембе, известного по историческим документам с XIII века;

2. Селим (Сальым) - первый известный по имени предок рода Жанымбей,  родился ориентировочно в 1730 году,  от него родились братья  Джамбей, Малыхва и Харатыква давшие начала фамилиям одного родового клана в нынешней Карачаево-Черкесии;

3. Джамбей – 1750 год, отец братьев: Жаным (Жамбе) – старшего из братьев, родоначальника Джандубаевых, Джендубаевых в КЧР; младшие братья Каншао, Нартшао и Шауей - дали начало роду Жамбеевых в Кабардино-Балкарии;

4. Жаным – 1770 год, отец Махмуда (старшего);

5. Махмуд (старший) – 1795 год, отец братьев Сальмана (старшего) и Анзора, от Анзора ведут свой род Джандубаевы а.Красный Восток (бывший Кумско-Лоовский) и Кубина (Лоовско-Кубанский), от Сальмана (старшего) род Джандубаевых-Джендубаевых а.Инжич-Чукун (Лоовско-Зеленчукский); 

6. Сальман (старший) - 1820 год, отец Ахмета;

7. Ахмет  - 1845 год, отец братьев Магомет-Гирея и Исмаила (Исмеля);

8. Магомет-Гирей - 1870 год, отец братьев Сольмана (Цацуры), Абубекира, Эреджипа (Нашхо) и Исхака;

9. Сольман (Сальман младший) Джендубаев родился в 1895 году, был назван своим отцом Магомет-Гиреем в честь своего деда Сальмана, он отец братьев Рауфа и Романа (Рамазана) и их сестер – Фатимы (Айшат) и Софии;

Абубекир Джандубаев – был репрессирован, расстрелян в 1933 году;

Эреджип (Нашхо) Джандубаев – был репрессирован, пропал без вести на фронте в 1942 году.

Исхак Джандубаев - отец Рабизона.

От родных братьев Сольмана Джендубаева и Исхака Джандубаева ведут своё происхождение современные потомки ветви рода Джанымбей, потомки Магомет-Гирея из аула Инжич-Чукун, о которых еще будет сказано. 

Исходные данные использованных документов:
  ЦГА КБР Ф. Р1209. Оп. 7. Д. 22. Лл. 42, 43
  ЦГА РСО-Алания. Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. Лл. 17-87
  ЦГА КБР ф. И16 оп. 1 д. 1559
  ЦГА КБР. Ф. И2. Оп. 1. Д. 1285. Л. 5
  ЦГА КБР. Ф. И2. Оп. 1. Д. 706. Л. 3

Дополнение - http://www.proza.ru/2020/02/07/1842


Рецензии