Блок. Брожу в стенах монастыря... Прочтение
Брожу в стенах монастыря,
Безрадостный и темный инок.
Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок.
Ах, ночь длинна, заря бледна
На нашем севере угрюмом.
У занесенного окна
Упорным предаются думам.
Один и тот же снег — белей
Нетронутой и вечной ризы.
И вечно бледный воск свечей,
И убеленные карнизы.
Мне странен холод здешних стен
И непонятна жизни бедность.
Меня пугает сонный плен
И братии мертвенная бледность.
Заря бледна и ночь долга,
Как ряд заутрень и обеден.
Ах, сам я бледен, как снега,
В упорной думе сердцем беден…
11 июня 1902 С. Шахматово
Дата и место написания… «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть». Ранее практически все подчеркнутые стихотворения описывали прорывы мистики – теургии! – в реальность… А здесь?.. Описание сна? Или теперь его – как солдата, пойманного в самоволке – бросили на гауптвахту? Из роскоши подмосковной июньской ночи – в бесконечную зиму «на нашем севере угрюмом»? Из уюта шахматовской усадьбы в «стены монастыря»?
Были у тебя в твоей самоволке «травы зеленые», были:
" …святого забвения
Кругом недвижная тишь, —
Ты смотришь в тихом томлении,
Речной раздвинув камыш…"
42.Когда святого забвения (Май 1902)
ну, так будет:
…холод здешних стен
И непонятна жизни бедность.
…И братии мертвенная бледность.
В этом мире – на Севере «у разлива вод» зимой он уже бывал:
«Мы живем в старинной келье
У разлива вод.
Здесь весной кипит веселье,
И река поет.
18 февраля 1902»
Это мир, где он не один, это мир совместного служения, где каждый – опора всех. Мир, в котором:
«Нет меры нашему познанью…
И каждый раз, входя под своды,
Молясь и плача, знали мы:
Здесь пронесутся непогоды,
Снега улягутся зимы.
Февраль 1902»
Но зимой он видел здешнюю весну, а теперь, летом:
Чуть брежжит бледная заря, –
Слежу мелькания снежинок…
Один и тот же снег – белей
Нетронутой и вечной ризы…
Гауптвахта.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Впервые: I1. С. 119, в отделе "Ущерб".
Публикации: I2. С. 112-113; I3. С. 164 и I4. С. 139 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 137
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к первой сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:
Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка
*
Разномирье:
1. «Брожу в стенах монастыря…» ( http://www.proza.ru/2017/12/29/932 )
Ссылка в мир на Севере угрюмом.
2. «На ржавых петлях открываю ставни…» ( http://www.proza.ru/2017/12/29/951 )
Прорыв в мир Италии Возрождения.
3. «Золотокудрый ангел дня…» ( http://www.proza.ru/2017/12/30/971 )
Преступный сон о божьем гневе.
4. «Пробивалась певучим потоком…» ( http://www.proza.ru/2017/12/30/980 )
Возвращение в мир на Севере угрюмом. В котором – весна!
*
Свидетельство о публикации №217122900932