Блок. На ржавых петлях открываю... Прочтение
На ржавых петлях открываю ставни,
Вдыхаю сладко первые струи.
С горы спустился весь туман недавний
И, белый, обнял пажити мои.
Там рассвело, но солнце не всходило
Я ожиданье чувствую вокруг.
Спи без тревог. Тебя не разбудила
Моя мечта, мой безмятежный друг.
Я бодрствую, задумчивый мечтатель:
У изголовья, в тайной ворожбе,
Твои черты, философ и ваятель,
Изображу и передам тебе.
Когда-нибудь в минуту восхищенья
С ним заодно и на закате дня,
Даря ему свое изображенье,
Ты скажешь вскользь: «Как он любил меня!»
Июнь 1902
«Пажити», «горы», «замок» – Италия? Или.. С. Шахматово? Помните про горы? –
«…Всё та же ты, какой цвела когда-то,
Там, над горой туманной и зубчатой,
В лучах немеркнущей зари…»
Когда замрут отчаянье и злоба (1908)
«Пажити» – это пастбища, а «замок…»
Из воспоминаний Менделеевой Анны Ивановны – второй жены Дмитрия Ивановича Менделелева, матери Любови Менделеевой-Блок:
«Трудно представит себе другой, более мирный, поэтический и уютный уголок. Вся усадьба стояла на возвышенности, и с балкона открывалась чисто русская даль.»
(Усадьба на фото – конечно же, реконструкция. Настоящую «реквизировали» – разграбили в 18-ом и сожгли дотла в 1921-ом…
Двухэтажную башенку Блок пристроил сам – в 910-ом. Он разместил в ней свой кабинет и библиотеку… Ни одной его книги оттуда не осталось.)
…Я бодрствую, задумчивый мечтатель:
У изголовья, в тайной ворожбе,
Твои черты, философ и ваятель,
Изображу и передам тебе…
Философ, ваятель... Возрождение? И он -- один из тех, которые как Леонардо? Которые почти как маги: "Твои черты... изображу" -- с тебя изображу, в "тайной ворожбе" преображу их и "передам тебе"!
Вот так потом будут вспоминать про Волохову: когда она была с Блоком -- у нее были "крылатые глаза" и "победная красота", но стоило поэту - философу и ваятелю - отойти, и она - "погасла"...
Когда-нибудь в минуту восхищенья
С ним заодно и на закате дня,
Даря ему свое изображенье,
Ты скажешь вскользь: «Как он любил меня!»"
Мечты, мечты… Любочка "скажет" совсем другое. Она перечеркнет страницы дневника этих лет и прямо по ним крупно напишет: «Потерянные годы».
– «Спи без тревог. Тебя не разбудила // Моя мечта…» – напомню, что своей миссией Блок считал разбудить Тебя от сна неотличимого от смерти. Cр. последнее стихотворение «тома I», в котором он признает ее провал:
«… Ты покоишься в белом гробу.
Ты с улыбкой зовешь: не буди.
Золотистые пряди на лбу.
Золотой образок на груди.
… Спи – твой отдых никто не прервет.
Мы – окрай неизвестных дорог.
Всю ненастную ночь напролет
Здесь горит осиянный чертог.
18 июня 1904. С. Шахматово»
– «…Даря ему свое изображенье…» – «ему» – это опять проявился тот из прошлой осени(Блок. Из дневника 18-ого года):
«В октябре [1901 г.]… Я испытывал сильную ревность (без причины видимой)…
…Чаще, чем со мной, она встречалась с кем-то, кого не видела и о котором я знал.»
А вспомнился он, вероятно на фоне:
«Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
«Лето [1902-ого года] в Боблове я провела отчужденно от Блока, хотя он и бывал у нас. …Со зла я флиртовала с товарищами Миши Менделеева, мальчиками-реалистами, как и в Боблове с двоюродными братьями Смирновыми, тоже гимназистами, которые все поочередно влюблялись в меня и в мою сестру...»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Впервые: I2. С.111-112.
Публикации: I3. С.165 и I4. С.140 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 138.
– «…открываю ставни...» – О символике открывания окна (двери, ворот и т.д.) см. с. 455 наст. тома.
[
«…Устойчивы и приметы лирического "я". Это его принадлежность "нижнему миру"… и, вместе с тем, устремленность ввысь, к "Деве", к ее свету, юности и красоте. …Это либо выход "я" из привычного ему "земного" пространства ("Я вышел ... "), размыкание его границ (открывание окна, проникновение в "Ее" терем), устремление ввысь и вдаль, либо нисхождение "Ты" на землю…»
]
– «Спи без тревог...» – и след. – О символическом значении образа сна см. коммент. К стих. "Тихо вечерние тени... ".
[
– «Спишь ты за дальней равниной ...» – образ, навеянный, очевидно, подмосковными пейзажами; одновременно вводит сопоставление героини цикла со Спящей красавицей. Мотив сна-смерти, имеющий широкую фольклорную и литературную традицию, Блок называет в числе запомнившихся с детства: няня "читает ( ... ) долго-долго, внимательно, изо дня в день:
Гроб качается хрустальный ...
Спит царевна мертвым сном".
(См. т. 5 наст. изд.)
Ср. также стихотворение "Сны" (т. 3 наст. изд.). Пушкинские истоки образа ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях") дополняются впечатлениями лирики Фета: "Спит во гробе ледяном// Очарованная сном" ("Глубь небес опять ясна ... ", 1879). Фетовская трактовка образа Спящей красавицы как зимней природы, готовящейся к весеннему пробуждению, особенно важна для СПД.
]
– «Даря ему свое изображенье...» – Об образе "соперника" см. коммент. К стих. "Снова ближе вечерние тени»
[
«Иль чуешь иного предтечу ...» и след. – Ср. в дневнике от 30(17) августа 1918 г.: "Я испытывал сильную ревность (без причины видимой)". Образ "иного предтечи" (вариант "двойника") отсылает к Евангелию: Иоанн Предтеча – "человек, посланный от Бога (... ), чтобы свидетельствовать о Свете"– грядущем в мир Христе (Ин. 1, 6-7); зд. – "свидетель" идущей в мир Вечной Женственности.
]
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к первой сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:
Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка
*
Разномирье:
1. «Брожу в стенах монастыря…» ( http://www.proza.ru/2017/12/29/932 )
Ссылка в мир на Севере угрюмом.
2. «На ржавых петлях открываю ставни…» ( http://www.proza.ru/2017/12/29/951 )
Прорыв в мир Италии Возрождения.
3. «Золотокудрый ангел дня…» ( http://www.proza.ru/2017/12/30/971 )
Преступный сон о божьем гневе.
4. «Пробивалась певучим потоком…» ( http://www.proza.ru/2017/12/30/980 )
Возвращение в мир на Севере угрюмом. В котором – весна!
*
Свидетельство о публикации №217122900951