Последний сбор

     До трагических Ферганских событий оставалось ещё несколько лет, мы жили в мирной и единой стране. Как всегда сигналом к сбору был приезд  кого - либо из одноклассниц. Чаще всего приезжала Хабиба из Ташкента. Однажды она  «привезла»  с собой Фаину Филаретовну, живущую так же в Ташкенте. С ней Хабиба общалась почти до её кончины. По традиции Фаина Филаретовна останавливалась у меня, а Хабиба у сестры в родовом гнезде по улице Коммунистов. На такие сборы не удавалось собрать многих. Так вот  на сей раз был  «сигнал» в связи с приездом Люды Гордеевой из Ленинграда.  Желающих принять гостей не оказалось,  по тем или иным причинам. Тогда Гордеева Люда, бывший комсорг школы распорядилась: «Ты староста, держи удар.» Делать нечего, приказ надо выполнять.
     Жила я по улице Ленина 16 в общем дворе, квартира на земле, маленький палисадник, в котором росли три вида сирени, красочный шиповник, каприфоль (в её зарослях   было гнёздышко соловья). Обстановка в доме очень скромная, ни гарнитуров тебе, ни ковров. Удобства во дворе. Но мы всегда были рады гостям и принимали их радушно. Задача состояла не только в том, чтобы собрать одноклассниц, но и разыскать оставшихся учителей. Фаина Филоретовна приехала с Хабибой, Эмилию Алексеевну  и Марию Андреевну нашли в городе, а вот Эльвиру Михайловну  «выписали» из города Коканда. Порядели учительские ряды, да и нас собралось меньше десяти.  Несмотря на скромную обстановку (этому никто не придал значения) встреча прошла очень сердечно. Взахлёб  делились воспоминаниями, успехами в жизни, радостями и печалями. Вспомнили многих. Гостям понравился мой  «садик», выйдя из-за стола, общение продолжалось  на природе. Больше таких  встреч  не было. Наступили другие времена.
     Уже после Ферганских событий  Люда Гордеева  в последний раз приехала в Фергану по случаю кончины её двоюродного брата. Нужно было освободить квартиру и забрать оставшиеся вещи. Ни бывший муж, ни его друзья, занимающие в городе видное положение, не помогли ей. Но, мы, её школьные подруги оказались рядом. Нина Валышева, имея связи на ж.д. станции помогла достать контейнер, мужья наши Витя и Гена загрузили его и отправили. Идя навстречу желанию Людмилы проститься с малой родиной, мы забрели на окраину Андижанской области в село Курган-Тюбе. К  сожалению, она там никого не встретила из своего детства. Через год уезжали и мы на историческую родину.
     Перед  отъездом  Хабиба  навестила меня, плакала: «неужели ты навсегда уезжаешь? Ведь ты же родилась здесь!» - что я могла ей ответить. Перед глазами у меня была разъярённая толпа фанатиков, вооружённая палками, железом. Кто же этот страшный режиссёр? Кто сотворил эту жуткую историю, кто разрушил наш мирный дом? Наши бездарные вожди? С Людой мы виделись, когда я была проездом уже в Петербурге. С Хабибой и Ниной иногда перезваниваемся. Так постепенно редеют наши ряды.  «Всё проходит и печаль и радость…»
     P.S.   Школьная привязанность сопровождала меня и в моей практике. Так мой первый выпуск 1965 года по сей день не потеряли друг друга и меня не забывают. Многих уже нет, мальчиков потеряно больше, но девочки держат строй, периодически пишут мне, я в курсе их дел.  Комсорг класса, комсомолка, отличница и просто красавица Женя Яброва является и сегодня центром притяжения. Можно привести ещё ряд примеров, но не буду утомлять уважаемого читателя, скажу только  - «дурной»  пример заразителен?!


Рецензии
Так пишется история, так передаётся память о светлом и горьком тем, кто наследует наши мгновенья тьмы и мгновенья света, наши радости и боли. Доброе дело делаете Лариса Петровна, исполать Вам.

Александр Рюсс 2   15.01.2018 15:10     Заявить о нарушении