Блок. Золотокудрый ангел дня. Прочтение
Золотокудрый ангел дня
В ночную фею обратится,
Но и она уйдет, звеня,
Как мимолетный сон приснится.
Предел наш — синяя лазурь
И лоно матери земное.
В них тишина — предвестье бурь,
И бури — вестницы покоя.
Пока ты жив, — один закон
Младенцу, мудрецу и деве.
Зачем же, смертный, ты смущен
Преступным сном о божьем гневе?
Лето 1902
И еще один сон… Был «сон» о вечной зиме монастыря, был – о вечном лете творчества и вот – третий. «Преступный сон о божьем гневе» – сон, в котором ему, смертному, снится, что он – Бог… Гневающийся, всемогущий…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
« – Золотокудрый Ангел дня ... – В широком круге индоевропейских народно-поэтических памятников солнце имеет эпитет "золотокудрое", а солнечные лучи ассоциируются с кудрями. Вместе с тем, в связи с постоянным для СПД сближением "героини" цикла с солнцем эпитет получает и другую мотивацию (ср. Бекетова 12. С. 62) о "великолепных золотых косах" Л.Д. Менделеевой).»
[
Ср. и слова самой Л.Д.: «…Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающих ниже колен...» – это она – Офелия.
]
– «Зачем же, смертный, ты смущен // Преступным сном о Божьем гневе?» – В евангельской символической системе "день гнева Его" (Откр. Vl, 17 и др.) связывается с "концом света". В стихотворении противопоставлены жизнь по божественному "закону", воплощенному в природе, и мистические "сны" (мечтания) о конце мира. Жизнь в положенных "пределах" рисуется в образах, навеваемых "деревенской" (шахматовской) жизнью, "сны" ассоциируются с воззрениями "петербургских мистиков". Летом 1902 г. Блок вступает в активную переписку с 3.Н. Гиппиус, где обсуждение вопросов "конца", "окончательного синтеза" и т.д. занимает основное место. Проповедуемые ею и Мережковским идеи "мистической активности" оцениваются Блоком двойственно. Его привлекает пафос деятельности, личной активности в разрушении "мира сего". Ср. в письме к А.В. Гиппиусу от 23 июля 1902 г.: «Все "отсозерцались" (... ) все порываются делать( ... ) "Мистическое созерцание" отходит. "Мистическая воля"– дело другое». Но идеи 3. Гиппиус кажутся Блоку схематичными и волюнтаристскими, мешающими прислушиваться к подлинному ходу реальных (и связанных тогда для Блока с "высшей волей") событий.
14 июня 1902 г. он спрашивает в письме у 3. Гиппиус: " ... не заключены ли мы по самой природе своей в рамки одного ожидания?" Отсюда – оценка мистических "чаяний" и "мистической воли" как "преступных", нарушающих данные живым "законы».
[
Я думаю, что для юного Блока (1902 год – ему тогда и 22 года еще не исполнилось!) было откровением, что не только он, студент второго (третьего?) курса, но и “настоящие писатели” пытаются, как и он разобраться в “началах и концах”, что их мысли совпадают с его.
Ср. Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма» (1910 год):
«…символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою…»
Вот и в письме сквозит то же самое изумление: это же моя тайна! А вы про неё тоже знаете?!
И еще: «Все "отсозерцались" (... ) все порываются делать( ... ) "Мистическое созерцание" отходит. "Мистическая воля».
Это призыв к действию: «тайное знание, за которым стоит тайное действие» – делать надо! И я сделаю! – вот что стояло за теми строками в письме.
]
Впервые: I2. С.112.
Публикации: I5.С. 138-139.
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к первой сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:
Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка
*
Разномирье:
1. «Брожу в стенах монастыря…» ( http://www.proza.ru/2017/12/29/932 )
Ссылка в мир на Севере угрюмом.
2. «На ржавых петлях открываю ставни…» ( http://www.proza.ru/2017/12/29/951 )
Прорыв в мир Италии Возрождения.
3. «Золотокудрый ангел дня…» ( http://www.proza.ru/2017/12/30/971 )
Преступный сон о божьем гневе.
4. «Пробивалась певучим потоком…» ( http://www.proza.ru/2017/12/30/980 )
Возвращение в мир на Севере угрюмом. В котором – весна!
*
Свидетельство о публикации №217123000971