Блок. На смерть деда... Прочтение

5. На смерть деда (1 июля 1902 г.)






                Мы вместе ждали смерти или сна.
                Томительные проходили миги.
                Вдруг ветерком пахнуло от окна,
                Зашевелился лист Священной Книги.

                Там старец шел — уже, как лунь, седой —
                Походкой бодрою, с веселыми глазами,
                Смеялся нам, и всё манил рукой,
                И уходил знакомыми шагами.

                И вдруг мы все, кто был — и стар и млад, —
                Узнали в нем того, кто перед нами,
                И, обернувшись с трепетом назад,
                Застали прах с закрытыми глазами…

                Но было сладко душу уследить
                И в отходящей увидать веселье.
                Пришел наш час — запомнить и любить,
                И праздновать иное новоселье.
                С. Шахматово

   



     Он до того сейчас в  разномирье, что реальная смерть его совсем не пугает: подумаешь – ещё одно "иное новоселье".
     И реальная смерть  – это «прах с закрытыми глазами…», а реальности истинной дед – он вот:

                Там старец шел — уже, как лунь, седой —
                Походкой бодрою, с веселыми глазами,
                Смеялся нам, и всё манил рукой,
                И уходил знакомыми шагами.

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «Дед Блока – А.Н. Бекетов (1825-1902), ученый-ботаник и либеральный общественный деятель, профессор, в 1876-1883  гг. – ректор Петербургского университета. В детстве и отрочестве Блок был очень близок к деду. А.Н. Бекетов умер 1 июля в Шахматове, в окружении семьи.
     – …Мы вместе ждали смерти или cна.  – Ср.  запись Блока в  дневнике от 26 июня
     1902  г.:  "Диде очень дурно. Мне чудится его скорый конец, сегодня особенно".
     Как вспоминала М.А. Бекетова: "Это случилось ночью. Все мы, в том числе и внук его, Саша, были в комнате" (Бекетова ll.  С. 76).

     Публикации: I2. С. 114 "Шахматово"; I3. С. 166, "с. Шахматово" и I4. С. 141, "с. Шахматово"– в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 140

     [
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Т1 [Тетради  беловых автографов. "Стихотворения Александра Блока. 1897 (после B(ad)N(augeim))-1900 (апрель). 220 стихотворений".]
Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.
     ]
     »






*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко второй  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

         Сцена первая.    Разномирье.
                Сцена вторая.    Иное новоселье
         Сцена третья.    Чужая свадьба
         Сцена четвертая. Без лица и названья.
         Сцена пятая.     Двух голосов перекличка
         
*

              Иное новоселье:

                5. На смерть деда (1 июля 1902 г.)                (                http://www.proza.ru/2017/12/30/985 )
                Смерть деда как "иное новоселье".
6. «Не бойся умереть в пути…»                (http://www.proza.ru/2017/12/31/926 )
Смерть как избавление от «отчаянной и смертной боли».
*




 


Рецензии