Блок. Не бойся умереть в пути... Прочтение

6. «Не бойся умереть в пути…»





                Не бойся умереть в пути.
                Не бойся ни вражды, ни дружбы.
                Внимай словам церковной службы,
                Чтоб грани страха перейти.

                Она сама к тебе сойдет.
                Уже не будешь в рабстве тленном
                Манить смеющийся восход
                В обличьи бедном и смиренном.

                Она и ты — один закон,
                Одно веленье Высшей Воли.
                Ты не навеки обречен
                Отчаянной и смертной боли.
                5 июля 1902






     - «Не бойся умереть в пути», – то есть умереть, не доделав своего дела, не выполнив Предназначение.
     - «Она сама к тебе сойдет.» –  здесь "она" – смерть. Придёт и освободит и тогда:

                Уже не будешь в рабстве тленном
                Манить смеющийся восход
    
     Мы же помним: "Ты"  - это солнце! Точнее солнце - это Ты! И ты(поэт) встретишь Её сияние не в телесном "смирении", а в восторге осознания, что:

                Она и ты — один закон,
                Одно веленье Высшей Воли.

     – «Уже не будешь в рабстве тленном» – «Порой – слуга; порою – милый; // И вечно – раб 14 октября 1999 г.» – любовь к Л.Д. воспринималась им как безрадостное рабство ещё три года назад.
     - «Ты не навеки обречен // Отчаянной и смертной боли», – две недели прошло с приезда Л.Д.


     Вот как будет, а не так, как сейчас, когда кажется, что

                Ты... навеки обречен
                Отчаянной и смертной боли.

     ...Две недели прошло с приезда Л.Д. И "привычной суровости" он уже наглотался  вдоволь.
(Л.Д. Из воспоминаний:
     «В Боблове я провела отчужденно от Блока, хотя он и бывал у нас.»)


Блок. Из дневников:
     «Ante lucem.
     Наступит время (момент), когда я твердо узнаю,  что моя смерть нужна для известного момента (или…). Говорю в скобках «или», потому что смерть нужна неизвестно для чего: для момента ли, или для лица, или для себя, или для нравственности, или для начала, или для перехода, или как условие, или физиологически — и т. д. и т. д.»
      (Ante lucem – после света… После очередной поездки в Боблово, конечно же… )

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «Она сама к тебе сойдет. – Объединение образов Вечной Женственности и смерти (см. коммент. к стих. "Пробивалась певучим потоком ... ").

Другие редакции и варианты

     – «И воскресением дохнет, // И ты воскреснешь для свиданий.» (ЧА ЗК1 ). – Идущее от Вл. Соловьева (поэма "Три свидания", 1898) представление, что подлинное "свидание" с "Подругой вечной" возможно лишь после конца земной жизни.
     [   
     Это принципиально неверно. «Три свидания» Вл. Соловьева рассказывают, что Ты – доступна, что Ты – реальна и нашем мире.
Ал. Блок. «Рыцарь-монах»:
     «Если мы прочтем внимательно поэму Вл. Соловьева "Три свидания", откинув шутливый тон и намеренную небрежность формы…  – мы встанем лицом к лицу с непреложным свидетельством. Здесь описано с хронологической и географической точностью "самое значительное из того, что случилось с Соловьевым в жизни".
     …Поэма Вл. Соловьева, обращенная от его лица непосредственно к Той, Которую он здесь называет Вечной Подругой, гласит: "Я, Владимир Соловьев, уроженец Москвы, призывал Тебя и видел Тебя трижды: в Москве в 1862 году, за воскресной обедней, будучи девятилетним мальчиком; в Лондоне, в Британском музее, осенью 1875 года, будучи магистром философии и доцентом Московского университета; в пустыне близ Каира, в начале 1876 года» ()»
     ]
     …Ср. название цикла, куда вошел текст при публикации в "Русской молве", – "Смерть и воскресение".


Публикации: I3. С. 167 и I4. С. 142 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 140-141.

     [
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
Т1 [Тетради  беловых автографов. "Стихотворения Александра Блока. 1897 (после B(ad)N(augeim))-1900 (апрель). 220 стихотворений".]
Т2 [Тетради  беловых автографов. Вторая тетрадь: "Посвящения. Стихи о Прекрасной Даме. Стихотворения (363) Ал. Блока.
     ]
     »



*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

         
     Данное стихотворение относится ко второй  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

         Сцена первая.    Разномирье.
                Сцена вторая.    Иное новоселье
         Сцена третья.    Чужая свадьба
         Сцена четвертая. Без лица и названья.
         Сцена пятая.     Двух голосов перекличка
 
*

           Иное новоселье:

5. На смерть деда (1 июля 1902 г.)                (                http://www.proza.ru/2017/12/30/985 )
Смерть как "иное новоселье".

                6. «Не бойся умереть в пути…»                (http://www.proza.ru/2017/12/31/926 )
                Смерть как противостояние «отчаянной и смертной боли».
*



         


Рецензии