Осе Минде. Эдвард Мунк

Осе  Минде
 ИСКУССТВО КАК АРХИТЕКТОР ДУШИ,. Искусство, безумие и терапия, М, 2014
Ase Minde. Kunsten som sjelens  arkitekt. Kunst, galskap og terapie, Oslo, 2000, Gyldendal  Akademisk
Фрагменты из книги приводятся с разрешения автора

   От переводчика: Гениальность и безумие  часто стоят рядом  и  в бытовом сознании и  как предмет изучения в сфере психиатрии и психологии. Занимает   эта тема также и исследователей  в сфере литературоведения и культурологи.
    Осе Минде ; специалист по арт-терапии, практикующий психотерапевт . Она - автор  книг « Терапия с помощью  искусства » и «Терапия с помощью   драматического искусства «( в соавторстве с Сью Йеннингс ), а также  исследования « Из кокона выходит  бабочка »( в соавторстве с Унни Сторенг ). В настоящее Осе Минде возглавляет   клинику для пациентов  с нарушениями   пищевого поведения в Осло.
    Осе Минде  убеждена, что искусство  способно  исцелить душу и  сделать нашу жизнь гармоничной. В 2017 году Осе Минде  была удостоена  Королевской медали за заслуги  перед отечеством



Эдвард Мунк
Эдвард Мунк был вторым ребенком в семье, где было пятеро детей. Отец был военным врачом и имел звание лейтенанта. Он был в два раза старше свой красивой, нежной, глубоко религиозной и при этом слабой, болезненной жены. У семьи  не было материальных средств. Когда Мунк был маленьким, семья постоянно переезжала, и ютились они в бедных, продуваемых сквозняками квартирках. В семье много болели, его мать выходила замуж, уже будучи затронутой туберкулезом. Поэтому с самого начала, с самой свадьбы, для того чтобы помочь сестре, в семье Мунков поселилась ее сестра, тетя Карен. Это была сильная практичная женщина, которая после смерти матери Мунка фактически заменила ее. Карен отказалась от замужества, потому что видела свой долг в том, чтобы всю жизнь помогать семье сестры.
Мать Мунку умерла, когда ему было пять лет, девять лет спустя умерла его сестра Софи, а его брат Андерс, младше художника на два год, умер в возрасте тридцати лет. Сестра художника, младше его на три года, заболела психической болезнью. Сам Мунк в детстве много болел.
Так боль и печаль, которую ему довелось пережить и стали основными мотивам его творчества. Сам Мунк говорил:» Мое творчество корениться в моем стремлении понять непредсказуемость жизни». Его картина «Больная девочка» изображает сестру художника Софи на смертном одре.
Когда стоишь перед этой картиной и вглядываешься в бледное лицо ребенка на фоне подушки, то ощущаешь непосредственное присутствие смерти. На этом полотне, которое он писал несколько раз, главный упор сделан на чувства, которые способно вызвать это душераздирающее зрелище, посредством красок и карандашных штрихов художник передает свое ощущение боли и скорби в связи с утратой сестры. При этом, по его собственному свидетельству, работа над картиной вызвала  в  памяти воспоминания о смерти матери и собственный страх смерти.
«Картина «Больная девочка» демонстрирует прежде всего психологическое сопереживание юному существу, покорно расстающемуся с непрожитой жизнью. В своем первоначальном виде полотно «Больная девочка» несло на себе в еще большей степени следы технического экспериментаторства, нежели это присуще сегодняшней живописи.
Мунк в полной мере проявил свои чувства, не сдерживаемые никакими условностями, с помощью таких технических средств, как нож и шпатель; первоначально, согласно его замыслу, холст должен был быть покрыт тонким слоем прозрачных полос, так чтобы о зритель видел интерьер и фигурку девочки как будто бы сквозь дрожащие веки и потоки слез. » 1) ПРИМЕЧАНИЕ: Arne Eggum Edvard Munch malerier, skisser og studier, Oslo, 1995, s 44 Aрне Эггум Arne Kristian Eggum род  1936 год норвежский искусствовед, культуролог
На свои полотна Мунк проецировал различные чувства, как позитивные, как и те, которые осуждал в самом себе. Глядя на его полотна, мы ощущаем любовь и сострадание, а также видим ревность, бурные сексуальные порывы, злобу враждебность. Художник писал в своих дневниках:
«Дело в том, что в разное время мы смотрим на вещи по-разному. Одно дело утром, другое – вечером. Наше восприятие зависит также от нашего внутреннего настроя…
Если человек утром выходит из темной спальни в гостиную, то он может начать видеть все вокруг ,например, в голубовато--синей дымке. Несмотря на то, что кругом глубокие темные тени. Постепенно, когда он привыкает к освещению, тени становятся более отчётливыми. Если художник намерен создать полотно с определенным настроением, то он не может просто сидеть и пристально разглядывать окружающее, чтобы потом «изобразить все как есть». Он должен творить, как того требует замысел...
В состоянии алкогольного опьянения все видится по -- иному, замыслы и изображения сыплются из тебя как из рога изобилия, окружающее кажется хаосом. И действительно, в таком состоянии художник может многое видеть в искаженном виде … Если у него двоится в глазах, он может нарисовать два носа вместо одного. И если бокал видится скошенным, то он и должен изображать его таковым. …
Стул может представлять не меньший интерес для художника  чем человек.
Ведь на стуле может сидеть человек. И внимание художника может оказаться захваченным восприятием этого стула. И в этом случае художник должен рисовать не стул, а то как человек себя чувствует на нем. » 2)Сноска Там же, с 57).
Это высказывание Мунка представляет большой интерес для психотерапевта: важно эмоциональное впечатление, а не содержание той или иной истории и стандартные приемы ее оценки. Мы, психотерапевты, слишком часто бываем озабоченными анализом разных взаимосвязей и факторов и забываем высказывание Мунка: «Наше восприятие зависит также от нашего внутреннего настроя. Таким образом становится ясно, что и умонастроение пациента и психотерапевта может пролить свет на причину болезни и помочь ходу лечения.
Однажды на улице я встретила пациентку, с которой я работала вместе со своим коллегой, специалистом по семейным отношениям, много лет тому назад. Она рассказала, что теперь у нее все хорошо, и что их с мужем совместная жизнь стала намного лучше, нежели прежде. А потом спросила:«А Вы помните, как активно ваш коллега настаивал на моем разводе с мужем, ведь тогда он сам находился в этой жизненной ситуации, и свои ощущения перенес на нашу». Я лично сама раньше никогда об этом не задумывалась, но тут было совершенно ясно, что моя бывшая пациентка очень глубоко все обдумала, и, к счастью, не позволила настроению психотерапевта повлиять на эти события.
В течении всей своей жизни Мунк  испытывал чувство тревоги, он был одержим стремлением найти смысл человеческого существования. Как-то однажды в беседе с Ролфом Стенерсеном 1) ПРИМЕЧАНИЕ: (Rolf Kristian Eckersberg Stenersen 1899 – 1978) норвежский финансист спортсмен, писатель и коллекционер, в Осло имеется музей его имени, где размещены его художественные коллекции. он сказал «Творчество для меня одновременно и болезнь и экстаз, опьянение. Я не могу излечиться от этой болезни, да ведь и без экстаза я тоже не могу».
В 1908 году Мунк был помещен в клинику доктора Якобсона в Копенгагене. Непосредственно перед госпитализацией он был в состоянии сильного психического надлома, испытывал проблемы с алкоголем, приступы паранойи и состояние депрессии. В клинике он провёл восемь месяцев, отдохнул, успокоился и отказался от алкоголя. Свою больничную палату он превратил в студию. Когда его выписали, его психическое  состояние  было стабильным, и он чувствовал себя как никогда здоровым. Мунк рассказывал: «Доктор Якобсон – прекрасный врач. Он расхаживает, как яркий павлин, среди одетых в белое медсестер и нас, бледнолицых пациентов. Еда здесь тоже белая, да, она тоже белая. Без Якобсона все здесь белое». Мунк написал портрет доктора Якобсона. «Вот он стоит массивный, на  широко расставленных ногах, я поместил его в цветовое пламя. Мощный человек. Когда я писал портрет, это я был повелителем. Я чувствовал, что повелеваю им, как он повелевал мной». Отходя существования как от некоего метания между депрессивным бесцветием и пылающим психиатрическим адом, Мунк снова начинает пробиваться к цвету и солнцу, что и запечатлевает в своих картина. Обратите внимание, как именно Мунк описывает свое пребывание в клинике: как жизнь в отсутствии цвета. Ведь белый цвет характерен для периодов депрессии. Разнообразие цветов уходит от Мунка, но они как бы тлеют в его сознании, подобно непогасшим уголькам, и в периоды депрессии он ощущает ярость по отношению к доктору Якобсону. Могущество доктора зажигает огонь душе Мунка, что и заставляет его изображать доктора массивный фигурой, на широко расставленных ногах, в пламени разных красок. Через свое творчество Мунк сумел придать своим ощущениям универсальный характер, разделить свои чувства с другими и тем самым стать менее одиноким. Таким образом  можно  считать, что искусство спасло его от психической дезинтеграции и облегчило его мучительное странствие через жизнь.
Эдвард Мунк – это тот художник, который много значил для меня в личном плане с самого первого момента моего соприкосновения с его произведениями, так глубоко затронувшими глубины моего «я».
………………………………………………………………………………………………………………………
Для Мунка искусство означало жизнь. Картины Мунка были для него как дети, искусство давало ему возможность так преобразовывать свои чувства в связи в потерей матери, что он смог продолжать жить.


Рецензии