Важнейший вопрос

    «Праздная жизнь не может быть чистою»  А.П. Чехов «Дядя Ваня»

    Прекрасный фильм «Холодное лето 53 года». Кто не смотрел, сейчас можно наверстать упущенное одним кликом клавиши.
    Это была  последняя роль Анатолия Папанова. Но мои размышления коснутся главного героя, сыгранного Валерием Приёмыховым (царства ему небесного). Оба актёра играют политических ссыльных.

    Герой Папанова по кличке Копалыч, пожилой человек, на берегу реки замазывает днище лодки смолой, а герой Приёмыхова, молодой, здоровый мужчина, пусть и худой до последней степени, сидит близ воды, обняв колени, и равнодушно, безучастно смотрит на унылую растительность, на вечно насупоненное небо, на примитивную жизнь вокруг. Он с грустью и отчаяньем понимает, что выхода из этого круга нет.

   - Трудиться надо, - подходит к нему Копалыч, - а то ведь совсем закиснешь.
   Офицер Сергей Басаргин из полковой разведки один выбрался из окружения во время войны и, естественно для нашей страны, был осуждён на 10 лет поселения. Это маленькая, заброшенная во Вселенной деревушка на севере реки Колымы, где люди поддерживают жизнь ловом рыбы и содержанием мелкого рогатого скота.
 
   Там известные всем слова «кто не работает, то не ест» - реальная основа основ. В дела рыболовецкой артели все, от мала до велика, вкладывают посильный труд и, как следствие, получают свою долю пропитания.

   А сильный  мужчина Сергей Басаргин, принципиально, вызывающе отказывается делать хоть что-нибудь. От него остались кожа да кости. Он бросается поднимать выброшенные папироски, унижая себя, подражая шакалу, подбирающему гнилые объедки.
   За такую манеру жить, вернее -  существовать,  его заслуженно прозвали «Лузга», то есть «отброс», «ничто».

   Понятно, он дико обижен на советскую власть, на страшную несправедливость и потому принял для себя такое решение. Он ждёт, когда кончатся годы ужаса и придёт нормальная, достойная жизнь. Какая роковая ошибка! Жить нужно каждое мгновение тут и сейчас, а не когда–то там, в призрачном будущем, которого может вообще не случиться.

   - Старики артели – предупреждает  его  Копалыч, - решили не давать тебе ничего из еды. Ведь пропадёшь.
    Но даже перед угрозой голодной смерти Лузга не отрекается от своего убеждения.
Какая сила духа! Вера в свою правоту! Верность данному самому себе слову! Всё это – да, но нельзя понять, как он мог выдерживать без труда. Мышцы, а особенно - мужские, созданы, чтобы трудиться. Душа светлеет только от созидания и работы.

    Вот Копалыч, в гражанской жизни инженер Николай Павлович Скоробогатов, до войны проработал год за границей. За это страна объявила его шпионом и сослала на десять лет в тьму таракань. Он тоже ничем не виноват. Обижен не меньше. Разбита его семья. Но человек понимает, что трудиться надо.
   - Так хочется пожить по-человечески и поработать. Да, да  и поработать, - отвечает он на вопросительный взгляд Басаргина.

   «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги», – уверена Ирина в «Трёх сёстрах» А.П. Чехова.
    Но она же не приемлет «труд без поэзии, без мыслей». Согласна, труд тупой, не приносящий радости и удовлетворения, выхолащивает духовно. Но бывает, что нужно делать что-то, не приносящее эйфорической радости. Просто нужно и всё.
   
    Я думаю, почему нет у людей желания и азарта поработать, хотя бы для себя лично? Что это - лень, скука, себялюбие? Может, мало закваски от рождения досталось? Может, они не виноваты, что живут без куража, инертно? Говорят, что нельзя ждать от человека то, что ему несвойственно. Ведь не выжимают лимон с целью получить томатный сок.

    «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего», - высказывается Лопахин в "Вишнёвом саде”.
 
    «Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством, и жёны обманывают мужей, а мужья лгут, делают вид, что ничего не видят, ничего не слышат».  А.П. Чехов «Три сестры»

    «Дурея от скуки, с каждым днём всё больше морально опускаясь от вынужденного безделья, Половцев и Лятьевский по-прежнему коротали дни и ночи в тесной горенке Якова Лукича», - писал М.А. Шолохов в «Поднятой целине». И там же: «Тоска по физическому труду угнетала Давыдова. Всё его здоровое, сильное тело просило работы, такой работы, от которой к вечеру в тяжёлом и сладком изнеможении ныли бы все мускулы, а ночью вместе с желанным отдыхом немедля бы приходил и лёгкий, без сновидений, сон».
 
    «А когда Старцев в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрёк и начинал сердиться и назойливо спорить.
    При всём том обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было придумать, о чём говорить с ними».     А.П. Чехов «Ионыч»
 
    И пусть мы не произошли от обезьян, но как верно: «Когда обезьяна  взяла в руки палку, она стала человеком, а человек без труда неизбежно превращается в обезьяну».
    Без труда мы есть именно те самые обезьяны. Хотя  внешность у нас при этом вполне человеческая. Но ведь внешность – это самая последняя характеристика для человека разумного.
    Любой вид труда достоин уважения: умственный, физический, труд души. Лишь бы не тунеядство! Можно менять характер; этот процесс подчиняется тем же законам, что и тренировка мышц. Но если качать мышцы удаётся некоторой части людей, то трудиться над изменением характера ни у кого не хватает сил, желания, воли. Леность рождается раньше человека и начинает доминировать с первых дней жизни.

    Но самое страшное – наши потомки, наши дети, поскольку все мы в первую очередь выходим из семьи.
«Неотразимо пошлое влияние гнетёт детей, и искра Божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери!»   А.П. Чехов «Три сестры».
И там же: «Когда я думаю о будущем (…), я вижу, как я и дети мои становимся свободны от праздности, от гуся с капустой, от сна после обеда, от подлого тунеядства».

    Деятельное будущее, ты, безусловно, ждёшь нас. Дождёшься ли?


Рецензии
Здравствуйте, Ольга! Вы, конечно, правы. И доводы Ваши хороши. Но я хочу рассказать одну историю.
В одном из моногородков закрыли шахту, шахтеры остались без работы. Не привыкли мужики без нее, и заработок нужен, у всех семьи. Ездили они по разным местам, предлагали свои рабочие руки - построить что-нибудь (больше ничего не умели). А везде их либо обманут и не заплатят,либо заплатят, но лишь часть от того, что они заработали. Они все искали, где же им честно заплатят за их труд - нигде не нашли такого места. И тогда они - пять здоровых мужиков встали у торгового центра с гитарой и пели для прохожих душевные песни прошлых лет и, наконец, заработали денег. Парадокс современной России - работать невыгодно.
Можно, конечно, латать дома крышу или забор - безусловно, дело полезное, но ведь еще и зарабатывать надо. А тунеядцы всегда были есть и будут, сколько им мораль не читай.

Игнатова Елена   22.05.2021 17:37     Заявить о нарушении
Елена я только выставила новый рассказ о шахтёрах и открыла ваш отклик. Даже вздрогнула, как совпали темы. Потом поняла, что это случайное совпадение.
Да, Россия полна парадоксов.
А что тунеядцы всегда были, даже в те времена, когда все работали и работ было полно, только ткни пальцем в любое объявление, я знаю. Не могу понять одного, как можно жить без работы? Поэтому высказалась в рассказе.
Спасибо за немолчание.

Ольга Гаинут   23.05.2021 22:36   Заявить о нарушении
Готовя рассказ про шахтёров, перечитала теорию и узнала, что такое моногорода. Иначе бы не поняла в вашем отзыве. Опять совпадение.

Ольга Гаинут   23.05.2021 22:38   Заявить о нарушении
Что-то мне подсказывает, что вы человек, близкий к теме шахтёров. Поэтому хочу попросить, если найдутся теоретические неточности касаемо чисто шахтёрской темы, подправьте, пожалуйста. Это рассказ "Живи и помни".
Случай был реальный, напечатан в "Комсомольской правде". Искала в интернете эту статью, но безрезультатно. Прошли, как-никак, десятилетия. Я помню только общие моменты, без подробностей. Историю выдумала по следам того случая.

Ольга Гаинут   23.05.2021 22:44   Заявить о нарушении
Нет, Ольга, эту историю я узнала от своей знакомой,она даже написала об этом рассказ.Я обязательно загляну к Вам на страницу. Всегда интересно читать авторов, близких по духу.

Игнатова Елена   24.05.2021 16:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.