Блок. За темной далью городской... Прочтение
За темной далью городской
Терялся белый лед.
Я подружился с темнотой,
Замедлил быстрый ход.
Ревело с черной высоты
И приносило снег.
Навстречу мне из темноты
Поднялся человек.
Лицо скрывая от меня,
Он быстро шел вперед
Туда, где не было огня
И где кончался лед.
Он обернулся — встретил я
Один горящий глаз.
Потом сомкнулась полынья —
Его огонь погас.
Слилось морозное кольцо
В спокойный струйный бег.
Зарделось нежное лицо,
Вздохнул холодный снег.
И я не знал, когда и где
Явился и исчез —
Как опрокинулся в воде
Лазурный сон небес.
4 августа 1902
Дата написания 4 августа 1902. В примосковье, в Шахматово – это самое лето. Палящая жара уже уходит, а остаётся пронеживающее тепло. А от мальчишки никак не отстанут – у него и холод вечеров, и белый лёд замёрзшей воды… (Речки? океана?- Реки, конечно же. Той самой, что видна из окон его питерской квартиры. Конечно же, реки – границы. Грани миров. )
Лицо скрывая от меня...
Еще один безликий… Словно из той толпы, что месяц назад:
"…И, всходя на холмик за садом,
Все смотрели в синюю даль.…"
8. «Говорили короткие речи…» (15 июля 1902)
Лето кошмаров продолжается. Лето сомнений, лето ревизионизма…
Данное стихотворение, данная картина противостоит прошлогоднему стихотворению, стихотворению из прошлого – мистического – лета:
"Молитву тайную твори —
Уже приблизились лучи
Последней для тебя зари, —
Готовься, мысли и молчи.
Готовый, мыслящий, немой,
Взгляни наверх в последний раз,
Не хочет бог, чтоб ты угас,
Не встретив здесь Любви былой.
Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
8*. «Молитву тайную твори…» (10 июня 1901)
Напомню, что с моей точки зрения, здесь «бог хочет», чтобы поэт, «взглянув наверх» «постиг», что Луна – это «Ее необычайный глаз».
(Повторю, что мне кажется эта метафора неудачной, что истинные чувства, конечно, понятны: поэт в полнолуние видит, что это «Она» смотрит вниз, смотрит прямо на него, но истинные слова не найдены.)
И вот опять…
Но там, тогда надо было «взглянуть вверх», а здесь низ и верх спутаны: «Ревело с черной высоты» – это верх. «И приносило снег» – это сверху вниз. «Навстречу мне из темноты/Поднялся человек» – это снизу вверх. «Он быстро шел вперед… где кончался лед» – чтобы увидеть лед, надо опустить взгляд.
Он обернулся — встретил я
Один горящий глаз.
Потом сомкнулась полынья —
Его огонь погас.
Одноглазый обернулся – взгляд во взгляд. Провалился – вниз! – и полынья – внизу! – сомкнулась. А путник все не может отвести взгляда от воды:
Слилось морозное кольцо
В спокойный струйный бег.
И спустя непонятное количество времени осознает:
Вздохнул холодный снег.
И я не знал, когда и где
Явился и исчез….
«Я» уже «не знает», когда кончился снегопад, не знает, где он кончился – в небесах из туч сверху вниз, или только в его видении, как в отражении – в полынье снизу вверх? Ведь вроде бы только что прямо из нее «горел один глаз» – луна, конечно же, а сейчас отражается чистое небо… Только что «высота» была черной, а уже в полынье «опрокидывается» «лазурный сон небес», и он не знает даже, что он видит сейчас: низ – полынью или верх – «небеса»?
Опять – отсутствие времени в четырех-координатном континууме. Которое здесь обернулось перепутанностью и первых трёх, больше – отсутствием и причинности: он не понимает – не только когда, где, но и как:
И я не знал…
…Как опрокинулся в воде
Лазурный сон небес…
А термин «опрокидывается» – намекает, что всё это происходит не в нашем мире, не в нашем измерении.
(Напомню мои примечания к стихотворению "Сбежал с горы и замер в чаще":
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «...И, опрокинувшись, заглянет ...» - "опрокидывание" в цикле связано с темой самоубийства (утопленника)
»
С моей точки зрения «опрокидывание» – это резкая смена реальностей, и данном стихотворении сцена:
Мое болото их затянет,
Сомкнется мутное кольцо,
И, опрокинувшись, заглянет
Мой белый призрак им в лицо.
Расшифровывается не болото затягивает “их” и они погибают – а их выбрасывает в другом мире, и “мой белый призрак” смеётся им в лицо: вот теперь здесь и побегайте.
Для сравнения, из «тома II»
Из Примечаний к стихотворению «Твоя гроза меня умчала…» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Мотив "опрокинутости", связанный с темой смерти, самоубийства, появляется уже в 1902 г.: "Тогда мой путь опрокинется, // И я возвращусь к Тебе" (см. стих. "Когда святого забвения ... "; т. 1 наст. изд., а также коммент. к нему); "И, опрокинувшись, заглянет // Мой белый призрак им в лицо" ("Сбежал с горы и замер в чаще ... ", 1902; т. 1 наст. изд.) и др. Ср. также у Белого: "И спасенный друг чуть грустил, бледным лицом своим опрокидываясь в волны, и его спокойный профиль утопал среди белых цветов забвения" (Белый А. Северная симфония. М., 1904. С. 105.)
»
Стихотворение «Когда святого забвения…» написано в «Мае 1902» – это период его хождений по «каменным дорогам» – радостных блужданий по тропе миров, и оно о конкретном, любимом им перекрестке – мире камышовых заводей:
«Когда святого забвения
Кругом недвижная тишь, —
Ты смотришь в тихом томлении,
Речной раздвинув камыш.
Я эти травы зеленые
Люблю и в сонные дни.
Не в них ли мои потаенные,
Мои золотые огни?
Ты смотришь тихая, строгая,
В глаза прошедшей мечте.
Избрал иную дорогу я, —
Иду, — и песни не те…
Вот скоро вечер придвинется,
И ночь — навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.
Май 1902»
(Кстати, и у Андрея Белого – о том же самом мире:
«Справа и слева были синие, озерные пространства, подернутые белым туманом.
И среди этих пространств подымались сонные волны, и на сонных волнах качались белоснежные цветы забвения.
…В этой стране были блаженные, камышовые заросли; их разрезывали каналы, изумрудно-зеркальные...»
)
Второе стихотворение, упомянутое в Примечаниях – «Сбежал с горы и замер в чаще», будет написано всего через пару месяцев – 21 июля 1902. Но оно уже из другой эпохи. Эпохи расплаты за предыдущее уютное времяпрепровождения на тропе миров, – время бесконечных летних кошмаров, но «опрокидывание» и здесь – ссылка на другой мир. Весной – это был мир служения, противостоящий всем соблазнам вольных гуляний, теперь, летом – мир нечисти, откуда на живых взглянет «мой белый призрак».
И в исходном стихотворении:
«Твоя гроза меня умчала
И опрокинула меня.
И надо мною тихо встала
Синь умирающего дня.
Я на земле грозою смятый
И опрокинутый лежу...»
Дважды повторенный термин «опрокинуть» впрямую указует, что «твоя гроза» героя из реальной реальности вынесла. И в новой он уже может оперировать реальностями совсем другими:
…вижу радуги межу.
Взойду по ней, по семицветной…
ведь метафоры Блока далеки от всякой метафоричности.)
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «... из темноты // Поднялся человек.» – Персонаж- "двойник"– наделен признаками нечистой силы (появление среди ночи, в бурю, скрывание лица, одноглазость), которая манит героя к полынье.
– «... Как опрокинулся в воде // Лазурный сон небес.» – Ср. у Фета: "Свод небесный в воде опрокинут" ("Как хорош чуть мерцающий утром ... ", 1857). Образ связан с мотивами "двойной бездны" (см. коммент. к стих. "Тёмно в комнатах и душно ... ") и "опрокидывания" (смерти) героя (см. коммент. к стих. "Сбежал с горы и замер в чаще ... ").
Другие редакции и варианты
– «И надо мной сошлось кольцо.» (ЧА ЗК2, ст. 17) [Черновые Автографы Записной Книжки №2]. – Строка отчетливее, чем в окончательном тексте, выражает тему смерти лирического героя.
Впервые: I1. С. 92-93, в отделе "Перекрестки".
Публикации: I2. С. 118-119; I3. С. 172 и I4. С. 146 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 144-145.
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:
Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка
*
Без лица и названья:
11. «Ужасен холод вечеров…» ( http://www.proza.ru/2018/01/01/788 )
Прорыв зимы.
12. «За темной далью городской…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/921 )
Мир где нет ни верха, ни низа, где спутано время. Где Тебе, у которой Луна – это «Ее необычайный глаз» противостоит безликий, у которого «один горящий глаз» глядит прямо из проруби.
13.«Свет в окошке шатался…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/924 )
Мир «Балаганчика».
14.«Пытался сердцем отдохнуть я…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/926 )
Кошмар у зеркала.
15.«Золотистою долиной…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/931 )
Безликий уходит.
*
Свидетельство о публикации №218010200921