Блок. Свет в окошке шатался... Прочтение

13.«Свет в окошке шатался…»





                Свет в окошке шатался,
                В полумраке — один —
                У подъезда шептался
                С темнотой арлекин.

                Был окутанный мглою
                Бело-красный наряд
                Наверху-за стеною —
                Шутовской маскарад

                Там лицо укрывали
                В разноцветную ложь.
                Но в руке узнавали
                Неизбежную дрожь.

                «Он» — мечом деревянным
                Начертал письмена.
                Восхищенная странным,
                Потуплялась «Она».

                Восхищенью не веря,
                С темнотою — один —
                У задумчивой двери
                Хохотал арлекин.
                6 августа 1902





     Как наказание… Ты ходил смотреть, «куда упала звезда»? Ты присмотрел себе варианту, где  «ни тоски, ни любви, ни обиды», а только  «в вечернем тумане…у берега рябь и камыш»?  –  вот тебе, вот тебя – прямо носом в реальность II-ого тома, в мир «Балаганчика».
     Биографически, возможно вот так же Блок стоял во дворе, со своей «миссией», со своим мечом – деревянным, смотрел, как там наверху «свет в окошке шатался», как   там, наверху играла музыка, а “Любовь Дмитриевна” «со зла кокетничала» со своими двоюродными братьями.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
Стихотворение открывает группу произведений, где действуют образы-маски итальянской комедии дель арте. Биографически эти образы навеяны впечатлениями от маскарадов в доме М.П. Боткина (см. коммент. к стих. "Не поймут бесскорбные люди ... "), но персонажи и сюжеты арлекинад были известны Блоку с раннего детства, так как в 1880-1890-х годах они занимали большое место в репертуаре петербургских театров-балаганов. Ребенком Блок на одном из праздников был одет в костюм Пьеро (Воспоминания, 1. с. 107) .

     – «... шептался // С темнотой арлекин.» – Мотивы арлекинады Блок выделял в 1902 г. как важные для его лирики. В письме А.В. Гиппиусу от 28 августа 1902 г. говорится: «Должен сказать Вам, что с некоторых пор у меня нравственно открыт рот от удивления на многие события, касающиеся лично меня. Все это столь "тонко", что даже во многих местах "рвется". Заплатки мало помогают, во всяком случае получается арлекинада, шутовской балахон (!.. ) Простите за туманность, прямо – не в состоянии. Вероятно, Вам известно, на что я намекаю. Вот лучше – стихотворные иллюстрации, которые и прилагаю ниже».
Ср. в письме к З.Н. Гиппиус от 14 сентября 1902 г.: "Пока что разрежаю мою сгущенную молниеносную атмосферу жестокой арлекинадой ... "

     – «... Бело-красный наряд.» – Традиционный костюм Арлекина, но в арлекинадах, восходящих к итальянской комедии масок, Арлекин – счастливый любовник Коломбины, здесь же ему дана роль обманутого Пьеро.

     – «"Он"– мечом деревянным ...» и след. - В не дошедшем до нас экземпляре корректуры  эта строфа отчеркнута, против нее помета Блока: "Балаганчик от (нрзб.) и т.д." (Медведев. С. 98). С образами строфы соотносится ремарка из драмы Блока "Балаганчик" (1906): "Средневековье. Задумчиво склонившись, она следит за его движениями. – Он, весь в строгих линиях( ... ) – чертит перед ней на полу круг огромным деревянным мечом".
Другие редакции и варианты

     – «Он бумажную шпагу // Разломил у окна.» – (ЧА ЗК2) – Образы "бумажного" ("картонного") рыцарского мира также предвосхищают символику драмы "Балаганчик" и примыкающей к ней лирики 1905-1907 гг. Ср. у Лермонтова: "Как разрумяненный трагический актер, // Махающий мечом картонным" ("Не верь себе, мечтатель молодой ... ", 1839).

     Публикации: I1. С. 84-85, в отделе "Перекрестки";  I2. С. 119-120; I3 . С. 173 и I4 С. 147 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5 . С. 145-146

[

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922




на иллюстрации - Усадьба Менделеева в Боблово


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

         Сцена первая.    Разномирье.
         Сцена вторая.    Иное новоселье
         Сцена третья.    Чужая свадьба
                Сцена четвертая. Без лица и названья.
         Сцена пятая.     Двух голосов перекличка
         
*

 
Без лица и названья:

11. «Ужасен холод вечеров…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/01/788 )
Прорыв зимы.
12. «За темной далью городской…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/921 )   
Мир где нет ни верха, ни низа, где спутано время. Где Тебе, у которой  Луна – это «Ее необычайный глаз» противостоит безликий, у которого «один горящий глаз» глядит прямо из проруби.
                13.«Свет в окошке шатался…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/924 )
                Мир «Балаганчика».
14.«Пытался сердцем отдохнуть я…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/926 )
Кошмар у зеркала.
15.«Золотистою долиной…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/931 )
Безликий уходит.
*


Рецензии