Блок. Золотистою долиной... Прочтение

15.«Золотистою долиной…»




                Золотистою долиной
                Ты уходишь, нем и дик.
                Тает в небе журавлиный
                Удаляющийся крик.

                Замер, кажется, в зените
                Грустный голос, долгий звук.
                Бесконечно тянет нити
                Торжествующий паук.

                Сквозь прозрачные волокна
                Солнце, света не тая,
                Праздно бьет в слепые окна
                Опустелого жилья.

                За нарядные одежды
                Осень солнцу отдала
                Улетевшие надежды
                Вдохновенного тепла.
                29 августа 1902



    - «Бесконечно тянет нити /Торжествующий паук» – журавлиный клин кажется паутинкой… которая расплетается на всё небо: «Сквозь прозрачные волокна [паутины]/ Солнце…/Праздно бьет…»

     – «Праздно бьет в слепые окна // Опустелого жилья.» – лета осталось на два дня, обитатели “усадеб” – в Шахматово, в Боблово – разъедутся, и жильё опустеет.


     Всё-таки поэт допросился, поэт умолил:

                Золотистою долиной
                Ты уходишь, нем и дик.

     «Ты» – опять «без лица и названья» – «ты уходишь»…
     И еще одна строка из Ахматовой сразу всплывает в памяти: «и почиет на них тишина»:

                …Замер, кажется, в зените
                Грустный голос, долгий звук.
                Бесконечно тянет нити
                Торжествующий паук…

     (ахматовская «тишина» – из «21, ночь, понедельник», а первая цитата из «Поэмы без героя»:

                "   Мне всегда почему-то казалось,
                Что какая-то лишняя тень
                Среди них без лица и названья                Затесалась."

     Лишняя?

            "           Как в прошедшем грядущее зреет,
                Так в грядущем прошлое тлеет
                Страшный праздник мертвой листвы."
)

А там, в прошлом, не Анны Ахматовой, а Александра Блока:

                За нарядные одежды
                Осень солнцу отдала
                Улетевшие надежды
                Вдохновенного тепла.

Лето почти кончилось… Лето кошмаров. Лето расплаты.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

«
     Написано накануне отъезда из Шахматова в Петербург .

     – «...слепые окна // Опустелого жилья.» – Вероятна связь образов стихотворения со смертью деда (см. коммент. к стих. "Пробивалась певучим потоком ... " и "На смерть деда").

     – «За нарядные одежды // Осень солнцу отдала // Улетевшие надежды ...» и след. – Поэтический итог "ожиданий" летом 1902 г. – Ср. в письме А.В. Гиппиусу от 28 августа 1902 г.: «Пора уезжать отсюда. Лето прожито мной серовато. Осень – лучше. Осенью и всегда-то больше красок и больше жизни( ... ) С летом счеты сведены, с здешней осенью – тоже. Ничего мне не прибавилось (или "почти" ничего), а убавилось ли – не знаю».
 


     Публикации: I1. С. 120, в отделе "Ущерб"; I2. С. 120-121; I3. С. 175 и I4. С. 149 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 147.
»
 



*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

         Сцена первая.    Разномирье.
         Сцена вторая.    Иное новоселье
         Сцена третья.    Чужая свадьба
                Сцена четвертая. Без лица и названья.
         Сцена пятая.     Двух голосов перекличка
    
*

 
Без лица и названья:

11. «Ужасен холод вечеров…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/01/788 )
Прорыв зимы.
12. «За темной далью городской…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/921 )   
Мир где нет ни верха, ни низа, где спутано время. Где Тебе, у которой  Луна – это «Ее необычайный глаз» противостоит безликий, у которого «один горящий глаз» глядит прямо из проруби.
13.«Свет в окошке шатался…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/924 )
Мир «Балаганчика».
14.«Пытался сердцем отдохнуть я…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/926 )
Кошмар у зеркала.
                15.«Золотистою долиной…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/02/931 )
                Безликий уходит.
*


Рецензии