Блок. Золотистою долиной... Прочтение
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
Тает в небе журавлиный
Удаляющийся крик.
Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук.
Сквозь прозрачные волокна
Солнце, света не тая,
Праздно бьет в слепые окна
Опустелого жилья.
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
29 августа 1902
- «Бесконечно тянет нити /Торжествующий паук» – журавлиный клин кажется паутинкой… которая расплетается на всё небо: «Сквозь прозрачные волокна [паутины]/ Солнце…/Праздно бьет…»
– «Праздно бьет в слепые окна // Опустелого жилья.» – лета осталось на два дня, обитатели “усадеб” – в Шахматово, в Боблово – разъедутся, и жильё опустеет.
Всё-таки поэт допросился, поэт умолил:
Золотистою долиной
Ты уходишь, нем и дик.
«Ты» – опять «без лица и названья» – «ты уходишь»…
И еще одна строка из Ахматовой сразу всплывает в памяти: «и почиет на них тишина»:
…Замер, кажется, в зените
Грустный голос, долгий звук.
Бесконечно тянет нити
Торжествующий паук…
(ахматовская «тишина» – из «21, ночь, понедельник», а первая цитата из «Поэмы без героя»:
" Мне всегда почему-то казалось,
Что какая-то лишняя тень
Среди них без лица и названья Затесалась."
Лишняя?
" Как в прошедшем грядущее зреет,
Так в грядущем прошлое тлеет
Страшный праздник мертвой листвы."
)
А там, в прошлом, не Анны Ахматовой, а Александра Блока:
За нарядные одежды
Осень солнцу отдала
Улетевшие надежды
Вдохновенного тепла.
Лето почти кончилось… Лето кошмаров. Лето расплаты.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Написано накануне отъезда из Шахматова в Петербург .
– «...слепые окна // Опустелого жилья.» – Вероятна связь образов стихотворения со смертью деда (см. коммент. к стих. "Пробивалась певучим потоком ... " и "На смерть деда").
– «За нарядные одежды // Осень солнцу отдала // Улетевшие надежды ...» и след. – Поэтический итог "ожиданий" летом 1902 г. – Ср. в письме А.В. Гиппиусу от 28 августа 1902 г.: «Пора уезжать отсюда. Лето прожито мной серовато. Осень – лучше. Осенью и всегда-то больше красок и больше жизни( ... ) С летом счеты сведены, с здешней осенью – тоже. Ничего мне не прибавилось (или "почти" ничего), а убавилось ли – не знаю».
Публикации: I1. С. 120, в отделе "Ущерб"; I2. С. 120-121; I3. С. 175 и I4. С. 149 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 147.
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:
Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка
*
Без лица и названья:
11. «Ужасен холод вечеров…» ( http://www.proza.ru/2018/01/01/788 )
Прорыв зимы.
12. «За темной далью городской…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/921 )
Мир где нет ни верха, ни низа, где спутано время. Где Тебе, у которой Луна – это «Ее необычайный глаз» противостоит безликий, у которого «один горящий глаз» глядит прямо из проруби.
13.«Свет в окошке шатался…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/924 )
Мир «Балаганчика».
14.«Пытался сердцем отдохнуть я…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/926 )
Кошмар у зеркала.
15.«Золотистою долиной…» ( http://www.proza.ru/2018/01/02/931 )
Безликий уходит.
*
Свидетельство о публикации №218010200931