Блок. Тебя я встречу где-то в мире... Прочтение

17. «Тебя я встречу где-то в мире…»





                Тебя я встречу где-то в мире,
                За далью каменных дорог.
                На страшном, на последнем пире
                Для нас готовит встречу бог.
                Август 1902





     В предыдущем стихотворении ему укоряли, его призывали: "Приходи..." А это его ответ? Он всё равно настаивает на своём праве на «каменные дороги»?
     ...Которые же - его эвфемизм для блужданий по мирам вместе с двойниками - одним из двойников.

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого
     «АПРЕЛЬ 1901
     Следствием этого…  появился какой-то бледноликий призрак (двойники уже просятся на службу?)

     …К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников («Зарево белое…», «Ты — другая, немая…»)»

Блок.  «О современном состоянии русского символизма»:
     «…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «двойниками»), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»

...на которых он провёл всю весну 902-ого года.


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В ЗК2 помета: "Рогачево" (большое торговое село неподалеку от Шахматова, центр увеселений местной молодежи). В Хр. ук. Т2 имеется отсылка к двум другим стихотворениям-четверостишиям: "В чужбину по гудящей стали ... " и "И нам недолго любоваться ... "
…В 1914 г. Блок переработал три четверостишия и соединил их в единое стихотворение ("В чужбину по гудящей стали ... "). Оно публиковалось в сб. "Клич" (1915) и в сб. "За гранью прошлых дней" (см. т. 4 наст. изд.). Блок собирался включить его в I4, однако вычеркнул в Кор-Г 14 (л. 9). В I5 второе и третье четверостишия вошли как самостоятельные стихотворения.
[

               «В чужбину по гудящей стали
               Лечу, опомнившись едва,
               И, веря обещаньям дали,
               Твержу вчерашние слова.
                Август 1902»

               «И нам недолго любоваться
               На эти, здешние, пиры:
               Пред нами тайны обнажатся,
               Возблещут дальные миры.
                Январь 1902»
]

– «На страшном, на последнем пире ...» и след. – См. коммент. к стих. "И нам недолго любоваться”
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «И нам недолго любоваться ...» и след. – Связь рифмы "пиры: миры" с противопоставлением "здешнего" и "иных миров" восходит к стихотворению Тютчева "Оратор римский говорил ... " (1830).»

                «Оратор римский говорил
                Средь бурь гражданских и тревоги:
                «Я поздно встал — и на дороге
                Застигнут ночью Рима был!»

                Так!.. но, прощаясь с римской славой,
                С Капитолийской высоты
                Во всем величье видел ты
                Закат звезды ее кровавой!..
                Блажен, кто посетил сей мир
                В его минуты роковые!
                Его призвали всеблагие
                Как собеседника на пир.
                Он их высоких зрелищ зритель,
                Он в их совет допущен был —
                И заживо, как небожитель,
                Из чаши их бессмертье пил!»

     Мне кажется, что для Блока важнее здесь было упоминание о роковых мгновениях его мира. 
     И очень существенна расшифровка “символики” слова “пир” – это “высокое зрелище” для “всеблагих”, которое для нас, земных, – “минуты роковые” нашего мира. 
     ]   

     Впервые: I5. С. 148.
     »


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
                V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

     VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ  сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:

         Сцена первая.    Разномирье.
         Сцена вторая.    Иное новоселье
         Сцена третья.    Чужая свадьба
         Сцена четвертая. Без лица и названья.
                Сцена пятая.     Двух голосов перекличка.
         
*

 
 Двух голосов перекличка:

16. «Без Меня б твои сны улетали…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/03/1113 )
Вопрос чужим почерком: почему ты уходил?
                17. «Тебя я встречу где-то в мире…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/03/1114 )
                Укоризна не принята.
*


Рецензии