Блок. Тебя я встречу где-то в мире... Прочтение
Тебя я встречу где-то в мире,
За далью каменных дорог.
На страшном, на последнем пире
Для нас готовит встречу бог.
Август 1902
В предыдущем стихотворении ему укоряли, его призывали: "Приходи..." А это его ответ? Он всё равно настаивает на своём праве на «каменные дороги»?
...Которые же - его эвфемизм для блужданий по мирам вместе с двойниками - одним из двойников.
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого
«АПРЕЛЬ 1901
Следствием этого… появился какой-то бледноликий призрак (двойники уже просятся на службу?)
…К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников («Зарево белое…», «Ты — другая, немая…»)»
Блок. «О современном состоянии русского символизма»:
«…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых «двойниками»), из которых его злая творческая воля создает по произволу постоянно меняющиеся группы заговорщиков. В каждый момент он скрывает, при помощи таких заговоров, какую-нибудь часть души от себя самого. Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности – все, чего он ни пожелает: один принесет тучку, другой – вздох моря, третий – аметист, четвертый – священного скарабея, крылатый глаз…»
...на которых он провёл всю весну 902-ого года.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В ЗК2 помета: "Рогачево" (большое торговое село неподалеку от Шахматова, центр увеселений местной молодежи). В Хр. ук. Т2 имеется отсылка к двум другим стихотворениям-четверостишиям: "В чужбину по гудящей стали ... " и "И нам недолго любоваться ... "
…В 1914 г. Блок переработал три четверостишия и соединил их в единое стихотворение ("В чужбину по гудящей стали ... "). Оно публиковалось в сб. "Клич" (1915) и в сб. "За гранью прошлых дней" (см. т. 4 наст. изд.). Блок собирался включить его в I4, однако вычеркнул в Кор-Г 14 (л. 9). В I5 второе и третье четверостишия вошли как самостоятельные стихотворения.
[
«В чужбину по гудящей стали
Лечу, опомнившись едва,
И, веря обещаньям дали,
Твержу вчерашние слова.
Август 1902»
«И нам недолго любоваться
На эти, здешние, пиры:
Пред нами тайны обнажатся,
Возблещут дальные миры.
Январь 1902»
]
– «На страшном, на последнем пире ...» и след. – См. коммент. к стих. "И нам недолго любоваться”
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «И нам недолго любоваться ...» и след. – Связь рифмы "пиры: миры" с противопоставлением "здешнего" и "иных миров" восходит к стихотворению Тютчева "Оратор римский говорил ... " (1830).»
«Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавой!..
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!»
Мне кажется, что для Блока важнее здесь было упоминание о роковых мгновениях его мира.
И очень существенна расшифровка “символики” слова “пир” – это “высокое зрелище” для “всеблагих”, которое для нас, земных, – “минуты роковые” нашего мира.
]
Впервые: I5. С. 148.
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ПЯТОГО раздела. Всего сцен в нем – пять:
Сцена первая. Разномирье.
Сцена вторая. Иное новоселье
Сцена третья. Чужая свадьба
Сцена четвертая. Без лица и названья.
Сцена пятая. Двух голосов перекличка.
*
Двух голосов перекличка:
16. «Без Меня б твои сны улетали…» ( http://www.proza.ru/2018/01/03/1113 )
Вопрос чужим почерком: почему ты уходил?
17. «Тебя я встречу где-то в мире…» ( http://www.proza.ru/2018/01/03/1114 )
Укоризна не принята.
*
Свидетельство о публикации №218010301114