Важный вопрос
Если задаться целью собрать воедино множество поразительных примеров, доказывающих беспомощность современных традиционных верований перед духовными запросами ищущих Бога людей, то получится потрясающее свидетельство деградации религиозной мысли. И необходимость пересмотра многих церковных положений станет очевидной для всякого честного и непредубеждённого человека. От многого привычного придётся отказаться, многое необычное придётся признать.
Сторонники традиционного православия, приводя доводы в его пользу, говорят о нём: «Так у нас сложилось исторически». Но почему надо думать, что уже всё сложилось? Неужели остановилась жизнь? А если не остановилась, то полезно вспомнить, какими неожиданными и непредсказуемыми поворотами богата история, как всё невероятно переплетено и связано между собою. И сейчас ведь продолжается эволюция, идёт жизнь. Стоит ли ограничивать и обеднять её своими представлениями о ней? Тем более, что эти представления столь явно не отвечают требованиям времени. Прошлое существует для будущего – и только тогда оно живо и востребовано вполне. Пытаться сделать будущее похожим на прошлое – значит отнять смысл у того и другого.
Традиции, лишённые творческого подхода к ним, имеют свойство вырождаться в маразмы, тормозящие развитие. Всё то, что имеют сегодня стоящие горой за сохранение традиций, появилось именно благодаря свободному, живому отношению к традициям. Революционное Учение Христа, религиозные реформы киевского князя Владимира и патриарха Никона – всё, чем дорожат нынешние враги обновления мысли, в своё время встречало сильное сопротивление, недовольство и вражду со стороны тогдашних блюстителей «веры отцов». Трагикомизм ситуации состоит в том, что защитники национальной самобытности, яростно оберегающие накопления и достижения своих предков от всего, что, по их мнению, не согласуется с отечественным историческим опытом, сами того не замечая, воюют с тем, благодаря чему этот опыт вообще был возможен. В самом деле, разве византийское православие, насаждённое Владимиром на Руси, не воспринималось подавляющим большинством его современников как нечто чужеродное, нерусское? А церковные преобразования (и не только церковные) при Петре Первом – разве на них не плевались возмущённые бородатые русичи, разве не сравнивали они неистового Петра с Сатаной? Так что, если бы выдающиеся деятели истории поступали так, как советуют сейчас поступить наши реаниматоры национальной православной идеи – то есть, держались бы твёрдо (вернее, упрямо) дедовской веры – то не было бы тогда и самого православия, и вообще всего, что принято называть исконно русским. Кажется абсурдом, но, действительно, быть русскими нам помогало отсутствие страха потерять свою русскость. Её, собственно, и невозможно потерять, поскольку нет ничего абсолютно русского, если искать его во внешнем. Потерять можно совесть, душу – то, что не измеряется в материальных единицах, и вот тогда-то мы и перестаём быть русскими, и обезличиваемся, и утрачиваем способность определения того, что нам нужно и что не нужно, что наше, а что не наше. В таком состоянии вполне естественно, что самыми русскими для нас оказываются балалайка, водка и православие (как и для иностранца), пусть даже их приверженцы – совершенно заурядные люди, не отличающиеся глубиной мысли и чистотой поведения; а великие идеи и высочайшая нравственность, выраженные не нашим языком, не покрытые позолотой и не увенчанные крестом (непременно православным), оказываются чужими. А между тем, именно этим «чужим» на протяжении всего существования держалась Русь. Именно умение узнавать Дух в тех его выражениях, что не похожи на знакомые нам выражения наших отцов, и готовность перенять у других народов то, что на данный момент необходимо нам для дальнейшего духовного роста, именно это свойство зовётся духовностью и верой в Бога. Это и двигало нас по пути эволюции, и давало силы жить, побеждать и укрепляться как нации. Какую эпоху ни назови в качестве примера русскости, в любой из них, хотя и в разной степени, происходила ассимиляция «нашего» с «не нашим», никогда не прекращалось привнесение новых черт, которые сегодня уже воспринимаются как самые что ни на есть наши, родные, а в своё время нередко принимались в штыки. Борьба старого с новым вечна, как сама жизнь, ибо это и есть сама жизнь. И особенно эта борьба обостряется в переломные моменты истории, когда назревает необходимость сделать решительный шаг вперёд, повинуясь естественной потребности обновления.
Опыт, накопления, традиции предполагают не только то, что сохраняется, но и то, что уходит, выполнив свою миссию. Если бы развитие заключалось лишь в сохранении старого, то развития бы не было. Обновление – это одновременно и воскрешение забытых основ, и очищение от старых вредных привычек. Периодическая переоценка ценностей необходима, как генеральная уборка в доме, после которой легче дышится и жизнь делается яснее. Главное – не перегнуть палку в любую из двух сторон: не «упокоиться со отцами», закоснев в непробиваемом фарисействе, и в то же время не сломать живое, способное ещё приносить добрые плоды. Найти эту мудрую середину, суметь отличить мёртвое от живого может лишь дающая жизнь Любовь. Потому наши заботы и тревоги должны быть в первую очередь о возрождении в себе этой мудрой Силы, которая сама всё расставляет по местам так, как это угодно Богу. «Только любите – остальное приложится.» Как это ясно, убедительно и в то же время – как несовместимо с сознанием теперешнего человека, предпочитающего материальное духовному! Предпочтение это настолько прочно сидит в сознании, что понятие духовности уже мало связывается с Духом как таковым, Духом без плоти, а отождествляется главным образом с внешней обрядностью и с определёнными внешними действиями и обязательствами в рамках конфессии. Высказывание «Вера без дел мертва», к сожалению, стало чем-то вроде индульгенции для пропуска в жизнь и укрепления в жизни ДЕЛ БЕЗ ВЕРЫ, этакой церковной разновидности материализма и атеизма, упрятанных под оболочку видимой религиозности.
Как хочется спасти Православие, освободить его от лишней материи, открыть заново сияющим в Духе и Истине!
Всякий знает – невозможно быть вполне человеком, не ответив на вопрос: «Зачем я? Что я такое?» Так же можно зваться русским православным – но не быть им по существу. Нужна именно суть православия, та суть, что важнее самого православия, которое и существует-то лишь ради своего внутреннего нетелесного зерна, а не ради себя самого. Ни одно явление, даже весьма значительное, не несёт смысла в себе самом, хотя и связано с ним. Смысл явления стоит от явления как бы в стороне, вернее, впереди, предоставляя ему тем самым возможность развития, достижения всё большего и большего смысла. И вопрос «Зачем?» олицетворяет собой процесс мышления, постижения, выполняет роль связующего моста между явлением и его смыслом, сутью. Не для сомнения и отрицания нужен этот вопрос, а для утверждения, ибо прочно стоять может лишь то, что крепко понято.
И если мы хотим понять, что же делает нас русскими, нам надо понять, ЗАЧЕМ нам быть русскими и что это такое. Как только мы, спросив себя так, окажемся в области причин и достанем до корня явления русскости, мы увидим, как от этого НАШЕГО корня отходит бесчисленное множество разнообразных отростков, называемых нами раньше НЕ НАШИМИ. И станет ясно, как день, что русскими нас делает то же, что и китайцев делает китайцами, индусов индусами, но уж никак не то, что отличает нас, детей Земли, друг от друга. Яркость индивидуальности обусловлена богатством внутреннего её наполнения – то есть того, что едино во всех народностях и верованиях. А если что не едино, то это не наполняющее, а наполняемое, не суть, а форма. Нелепо называть сущностью, основой национального верования то, что отличает эту нацию от другой, ибо это относится не к Песне, а лишь к манере её исполнения.
Излишне говорить о том, во что превращается песня, когда являют не её, а свои исполнительские особенности. Зато когда человек поёт-любит во всё сердце, когда он счастлив и силён духом, и выражает непосредственное чувство восторга бытия, как расцветают его индивидуальные качества! Как интересен, неповторим и выразителен он тогда! Непохожий ни на кого, он тем не менее всем своим видом и делами проповедует единую для всех силу Жизни, силу Любви.
Он знает, ЗАЧЕМ живёт.
Свидетельство о публикации №218010302348
Галина Рипп -Крикунова 14.01.2018 19:58 Заявить о нарушении
Орлов Максим Анатольевич 15.01.2018 12:06 Заявить о нарушении
Галина Рипп -Крикунова 15.01.2018 22:41 Заявить о нарушении
Орлов Максим Анатольевич 16.01.2018 11:22 Заявить о нарушении