Блок. Я вышел в ночь... Прочтение
Я вышел в ночь — узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
Там только чья-то тень брела
И опустилась за холмами.
И слушал я — и услыхал:
Среди дрожащих лунных пятен
Далеко, звонко конь скакал,
И легкий посвист был понятен.
Но здесь, и дальше — ровный звук,
И сердце медленно боролось,
О, как понять, откуда стук,
Откуда будет слышен голос?
И вот, слышнее звон копыт,
И белый конь ко мне несется…
И стало ясно, кто молчит
И на пустом седле смеется.
Я вышел в ночь — узнать, понять
Далекий шорох, близкий ропот,
Несуществующих принять,
Поверить в мнимый конский топот.
6 сентября 1902 С.-Петербург
Вспомним первое стихотворение книги «Стихи о Прекрасной Даме»:
«Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…
25 января 1901. С.-Петербург»
Вспомним и содержание предыдущих серий этого года: весной вместо служения, он попробовал побродить по мирам, и – летом – либо получил ответку, либо не справился с управлением, и его понесло по вероятностям, по тем, где нет Тебя.
Его попробовали укорить:
«Без Меня б твои сны улетали
В безжеланно-туманную высь,
Ты воспомни вечерние дали,
В тихий терем, дитя, постучись…
Август 1902»
То есть – вернись! Но он потребовал оставить ему его «каменные дороги».
И вот осень, и уже «выходить» для него – не подвиг, а будничный ритуал, но по-прежнему – ночь, а вокруг – безликие, «несуществующие».
И на бесконечной тропе прямо на него несётся:
И вот, слышнее звон копыт,
И белый конь ко мне несется…
И стало ясно, кто молчит
И на пустом седле смеется.
Конечно, «белый конь» – это не «конь бледный», но уж больно похож:
"И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными."
(Откр. 6: 7-8)
Под стихотворением, помимо даты – место написания: 6 сентября 1902 С.-Петербург. (так Блок помечал наиболее важные стихотворения) Что ж, понятно… В предыдущем стихотворении он потребовал "каменных дорог" – ему их дали:
Дорога, под луной бела,
Казалось, полнилась шагами.
И он пошёл.
По черновикам видно, как он старался быть точным и как был ещё ближе к Апокалипсису: там - " иди и смотри", здесь:
(А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»)
«
1а Я вышел в ночь - смотреть и слышать
б Я вышел в ночь - смотреть и слушать
в Я вышел в ночь - смотреть и знать
а "несуществующие" обретут пол:
3 Несуществующая (?)р<...>
»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Образы и ситуации произведения близки к стихотворению Ф. Сологуба "Я ухо приложил к земле…". Однако осенью 1902 г. Блок скорее всего еще знал этого стихотворения.
[
Ал. Блок «О современном состоянии русского символизма»:
«
…символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою; он видит в ней клад, над которым расцветает цветок папоротника в июньскую полночь; и хочет сорвать в голубую полночь - "голубой цветок".
»
Вот и здесь - ещё одна тому иллюстрация. Увиденное не только твоя дичная тайна, она - "всемирна".
Приведу упомянутое стихотворение Сологуба:
«
Я ухо приложил к земле,
Чтобы услышать конский топот, —
Но только ропот, только шёпот
Ко мне доходит по земле.
Нет громких стуков, нет покоя,
Но кто же шепчет, и о чём?
Кто под моим лежит плечом
И уху не дает покоя?
Ползет червяк? Растёт трава?
Вода ли капает до глины?
Молчат окрестные долины,
Земля суха, тиха трава.
Пророчит что-то тихий шёпот?
Иль, может быть, зовёт меня,
К покою вечному клоня,
Печальный ропот, темный шёпот?
»
]
– «…понять // Далекий шорох…» – О символике ["символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций, связанных с тем или иным образом. С "символизмом" Блока связь у этого термина - чисто фонетическая]"шороха" см. коммент. к стих. "Ужасен холод вечеров … "
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «Несуществующих шагов // Тревожный шорох на дороге»? – Символика "шороха" у Блока, начиная с лета 1902 г., объединяется с темой "конца". Ср. в письме к З.Н. Гиппиус от 14 июня 1902 г. слова о "Великом шорохе" надвигающихся событий, а также запись Блока в дневнике от 26 июня 1902 г. (в связи с предчувствием смерти деда): "Шорох дождя не всегда обыкновенен(... ) Что-то есть, что-то есть".
Сближение "шороха" с миром "несуществующего" подчеркивает его не только иллюзорную, но и для Блока "дьявольскую" природу.
»
]
– «… Несуществующих принять …» и след. – В символистской поэтике "дьявольское" начало характеризуется чертами небытия, мнимого существования, пустоты, отсутствия признаков (на последнем особенно настаивал Д.С. Мережковский). Ср.: "Несуществующих шагов// Тревожный шорох на дороге" ("Ужасен холод вечеров … ") .
– «… белый конь …» – По значению образ связан с Апокалипсисом (Откр. Vl, 8 и XIX, 11 и 15). В последнем из этих упоминаний речь идет о "коне белом" и его Всаднике. называемом "Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (… ). Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным". Смысл упоминания этих образов у Блока уточняется в сопоставлении с цитатой из Апокалипсиса во "2-й, драматической", "Симфонии" А. Белого (М., 1902 (цензурное разрешение от 18 марта). С. 96). У Белого "белый конь" и Всадник, которому надлежит "пасти народы жезлом железным",- образы, связанные с высмеиванием ложных надежд на немедленное воплощение апокалиптических пророчеств: наивные юные мистики принимают за Всадника девочку, дочь одной из московских красавиц. У Блока же образы "белого коня" и всадника лишены иронии, но тоже связываются с темой несбывшихся ожиданий.
[
С моей т.з. именно здесь и сейчас темы “несбывшегося” нет, есть очень конкретные ожидания, есть конкретный ужас от увиденного. Ср. с тем, что останется в черновиках – последней вычеркнутой строфой:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
После 20:
И встали дыбом волоса,
И пал я, простирая длани…
А там – промчались голоса
В сыром серебряном тумане.
»
Кроме того, да момент написания стихотворения Блок и Борис Бугаев - незнакомы. Блок о нем слышал от Сергея Соловьева, но вряд ли уже читал "Симфонию".
]
– «И стало ясно, кто молчит // И на пустом седле смеется»? – Ср. в воспоминаниях Е.П. Иванова: «На вопрос мой прямо: кто на пустом седле смеется? он не знал “как", как определенно ответить, полувопросительно ответил: "должно быть, антихрист?"» (БС-1. с. 385).
[
Ну да, мистицизм этим и отличается от романтизма: романтики придумывают и могут объяснить неясности словесного воплощения своих фантазий, а мистик, что увидел, то и написал.
Так, а кто же всадник? Безликий? Или не существующая?.. Никто из них ему не представился…
]
Впервые: СЦ-1903. С. 98, в цикле "Стихи о Прекрасной Даме".
Публикации: I1. С. 98-99, в отделе "Перекрестки"; I2. С. 122-123; СРЛ. С. 61; 13. С. 177 и I4. С. 151- в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 151.
[
БС-1 - Блоковский сборник. Вып. 1. Тр. науч. конф., посвящ. изуч. жизни и творчества А.А. Блока. Тарту. 1972.
СЦ-1901,1903- Северные цветы: Альманах. М., 1901, 1903.
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
»
*
*
Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Прогулка по тропе:
1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…» ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1099 )
Выход на тропу.
2. «Безрадостные всходят семена…» ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1105 )
Дорожные впечатления.
3. «В городе колокол бился…» ( http://www.proza.ru/2018/01/05/876 )
Выход в город.
4. «Я просыпался и всходил…» ( http://www.proza.ru/2018/01/05/883 )
Обиталище в городе.
*
Свидетельство о публикации №218010401099