Блок. Я вышел в ночь... Прочтение

1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…»





                Я вышел в ночь — узнать, понять
                Далекий шорох, близкий ропот,
                Несуществующих принять,
                Поверить в мнимый конский топот.

                Дорога, под луной бела,
                Казалось, полнилась шагами.
                Там только чья-то тень брела
                И опустилась за холмами.

                И слушал я — и услыхал:
                Среди дрожащих лунных пятен
                Далеко, звонко конь скакал,
                И легкий посвист был понятен.

                Но здесь, и дальше — ровный звук,
                И сердце медленно боролось,
                О, как понять, откуда стук,
                Откуда будет слышен голос?

                И вот, слышнее звон копыт,
                И белый конь ко мне несется…
                И стало ясно, кто молчит
                И на пустом седле смеется.

                Я вышел в ночь — узнать, понять
                Далекий шорох, близкий ропот,
                Несуществующих принять,
                Поверить в мнимый конский топот.
                6 сентября 1902 С.-Петербург





Вспомним первое стихотворение книги «Стихи о Прекрасной Даме»:

                «Я вышел. Медленно сходили
                На землю сумерки зимы.
                Минувших дней младые были
                Пришли доверчиво из тьмы…
                25 января 1901. С.-Петербург»

     Вспомним и содержание предыдущих серий этого года: весной вместо служения, он попробовал побродить по мирам, и – летом –  либо получил ответку, либо не справился с управлением, и его понесло по вероятностям, по тем, где нет Тебя.
     Его попробовали укорить:

                «Без Меня б твои сны улетали
                В безжеланно-туманную высь,
                Ты воспомни вечерние дали,
                В тихий терем, дитя, постучись…
                Август 1902»

     То  есть – вернись! Но он потребовал оставить ему его «каменные дороги».

     И вот осень, и уже «выходить» для него – не подвиг, а будничный ритуал, но по-прежнему – ночь,  а вокруг – безликие, «несуществующие».
     И на бесконечной тропе прямо на него несётся:

                И вот, слышнее звон копыт,
                И белый конь ко мне несется…
                И стало ясно, кто молчит
                И на пустом седле смеется.


     Конечно, «белый конь» – это не  «конь бледный», но уж больно похож:

     "И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными."
(Откр. 6: 7-8)

     Под стихотворением, помимо даты  –  место написания: 6 сентября 1902 С.-Петербург. (так Блок помечал наиболее важные стихотворения) Что ж, понятно… В предыдущем стихотворении он потребовал "каменных дорог"  – ему их дали:

                Дорога, под луной бела,
                Казалось, полнилась шагами.

И он пошёл.


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
    – «…понять // Далекий шорох ... – О символике "шороха" см. коммент. к стих. "Ужасен холод вечеров ... "
     [
     Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «Несуществующих шагов // Тревожный шорох на дороге.» – Символика "шороха" у Блока, начиная с лета 1902 г., объединяется с темой "конца". Ср. в письме к З.Н. Гиппиус от 14 июня 1902 г. слова о "Великом шорохе" надвигающихся событий, а также запись Блока в дневнике от 26 июня 1902 г. (в связи с предчувствием смерти деда): "Шорох дождя не всегда обыкновенен(... ) Что-то есть, что-то есть". Сближение "шороха" с миром "несуществующего" подчеркивает его не только иллюзорную, но и для Блока "дьявольскую" природу.
     »
     ]

     – «... Несуществующих принять ...»  и след. – В символистской поэтике "дьявольское" начало характеризуется чертами небытия, мнимого существования, пустоты, отсутствия признаков (на последнем особенно настаивал Д.С. Мережковский). Ср.: "Несуществующих шагов// Тревожный шорох на дороге" ("Ужасен холод вечеров ... ") .

     – «... белый конь ...»  – По значению образ связан с Апокалипсисом (Откр. Vl, 8 и XIX, 11 и 15). В последнем из этих упоминаний речь идет о "коне белом" и его Всаднике. называемом "Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (... ). Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным". Смысл упоминания этих образов у Блока уточняется в сопоставлении с цитатой из Апокалипсиса во "2-й, драматической", "Симфонии" А. Белого (М., 1902 (цензурное разрешение от 18 марта). С. 96). У Белого "белый конь" и Всадник, которому надлежит "пасти народы жезлом железным",- образы, связанные с высмеиванием ложных надежд на немедленное воплощение апокалиптических пророчеств: наивные юные мистики принимают за Всадника девочку, дочь одной из московских красавиц. У Блока же образы "белого коня" и всадника лишены иронии, но тоже связываются с темой несбывшихся ожиданий.
     [
     С моей т.з. именно здесь и сейчас темы “несбывшегося” нет, есть очень конкретные ожидания, есть конкретный ужас от увиденного. Ср. с тем, что останется в черновиках – последней вычеркнутой строфой:
     А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
     «
     После 20:
               И встали дыбом волоса,
               И пал я, простирая длани…
               А там – промчались голоса
               В сыром серебряном тумане.
     »
     ]

     – «И стало ясно, кто молчит // И на пустом седле смеется.» – Ср. в воспоминаниях Е.П. Иванова: «На вопрос мой прямо: кто на пустом седле смеется? он не знал “как", как определенно ответить, полувопросительно ответил: "должно быть, антихрист?"» (БС-1. с. 385).
     [
     Ну да, что увидел, то и написал, а кто он точно? Безликий не представился…
     ]

     Впервые: СЦ-1903. С. 98, в цикле "Стихи о Прекрасной Даме".
     Публикации: I1. С. 98-99, в отделе "Перекрестки"; I2. С. 122-123; СРЛ. С. 61; 13. С. 177 и I4. С. 151- в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 151.

     [
     СЦ-1901,1903- Северные цветы: Альманах. М., 1901, 1903.
     I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
     I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
     I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
     I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
     I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
     ]
     »

*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

                Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.


Прогулка по тропе:

                1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1099 )
                Выход на тропу.
2. «Безрадостные всходят семена…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1105 )
Дорожные впечатления.
3. «В городе колокол бился…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/876 )
Выход в город.
4. «Я просыпался и всходил…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/883 )
Обиталище в городе.
*


Рецензии