Блок. Безрадостные всходят семена... Прочтение
Безрадостные всходят семена.
Холодный ветер бьется в голых прутьях.
В моей душе открылись письмена.
Я их таю — в селеньях, на распутьях…
И крадусь я, как тень, у лунных стен.
Меняются, темнеют, глохнут стены.
Мне сладостно от всяких перемен,
Мне каждый день рождает перемены.
О, как я жив, как бьет ключами кровь!
Я здесь родной с подземными ключами!
Мгновенья тайн! Ты, вечная любовь!
Я понял вас! Я с вами! Я за вами!
Растет, растет великая стена.
Холодный ветер бьется в голых прутьях…
Я вас открыл, святые письмена.
Я вас храню с улыбкой на распутьях.
6 сентября 1902
В предыдущем стихотворении он писал: "Я вышел в ночь — узнать, понять..."
В этом он пошел… По «дали каменных дорог». Вдоль которых
....безрадостные всходят семена…
Это о «сеятеле»?
«… вот, вышел сеятель сеять;
и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло…»
Он пытается убедить – нас? себя? – что ему – «сладостно», но «холодный ветер бьется в голых прутьях» – в голых прутьях, того что взошло на «местах каменистых».
Он восклицает: «О, как я жив, как бьет ключами кровь!», но при этом дважды повторяет слово «распутья».
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
« – …Мне сладостно от всяких перемен... - Ср. запись в дневнике от 21 июля 1902 г.: "Я ХОЧУ ТОГО, ЧТО БУДЕТ. Всё, что случится, того и хочу я( ... ) Многие бедняжки думают, что они разочарованы, потому что они хотели не того, что случилось ( ... ) То, чего я хочу, сбудется."
Приведенная запись – ключ к стихотворению.
"Безрадостности" (ср. образ "разочарованных" "бедняжек"), "стенам" – символу отчужденности личности от мира, противопоставлен лирический герой, познавший тайну бытия ("в моей душе открылись письмена"): – тождественность происходящего и тайных желаний "я". Мысль перекликается со стих. "Все бытие и сущее согласно... "
Редакция привычно переводит стихотворении из мистического в романтическое. «Стена как символ…» – это символ у Байрона, Жуковского, Лермонтова. А символизм Блока – это видеть весь наш мир как арену действий верхних сил, где он – «провидец и обладатель тайны» (Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого (30 (17) августа)), где он «…символист», то есть «…уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие…» (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»), где он – тоже действующее лицо: «То, чего я хочу, сбудется».
Повторю: “романтику” не нравится наш мир, и он придумывает свой. “Мистику” нет надобности придумывать, он видит другой мир и описывает увиденное:
«Ты – одинокий обладатель клада; но рядом есть еще знающие об этом кладе… Отсюда – мы: немногие знающие, символисты.
… Ценность этих исканий состоит в том, что они-то и обнаруживают с очевидностью объективность и реальность "тех миров"; здесь утверждается положительно, что все миры, которые мы посещали, и все события, в них происходившие…
… Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет "нет", мы остаемся просто "так себе декадентами", сочинителями невиданных ощущений, а о смерти говорим теперь только потому, что устали.
За себя лично я могу сказать, что у меня если и была когда-нибудь, то окончательно пропала охота убеждать кого-либо в существовании того, что находится дальше и выше меня самого; осмелюсь прибавить кстати, что я покорнейше просил бы не тратить времени на непонимание моих стихов почтенную критику и публику, ибо стихи мои суть только подробное и последовательное описание того, о чем я говорю в этой статье, и желающих ознакомиться с описанными переживаниями ближе я могу отослать только к ним.
Если "да", то есть если эти миры существуют, а все описанное могло произойти и произошло (а я не могу этого не знать)… (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
)
И в исходном стихотворении именно об одном их тех миров, куда его вывели «каменные дороги». Просил? – получи! И броди теперь по этим распутьям. Раньше ты упивался тем, как
«Мы странствовали с Ним по городам.
Из окон люди сонные смотрели.
Я шел вперед; а позади — Он Сам,
Всё проникающий и близкий к цели.
Февраль 1902»
Только всё это было провокацией, соблазном демонов-двойников – их «лучшие драгоценности», а на деле – вот:
…Холодный ветер бьется в голых прутьях.
В моей душе открылись письмена.
Я их таю – в селеньях, на распутьях…
И крадусь я, как тень, у лунных стен.
Меняются, темнеют, глохнут стены…
И… Сравните с одним из черновиков к циклу Кармен. Окончательный текст:
Среди поклонников Кармен,
Спешащих пестрою толпою,
Ее зовущих за собою,
Один, как тень у серых стен
Ночной таверны Лиллас-Пастья,
Молчит и сумрачно глядит,
Не ждет, не требует участья,
Когда же бубен зазвучит
И глухо зазвенят запястья, —
Он вспоминает дни весны,
Он средь бушующих созвучий
Глядит на стан ее певучий
И видит творческие сны.
26 марта 1914
А в черновиках останется уточнение:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
4а. Один, как тень, вдоль лунных стен,
4б Один, скользя, как тень, вдоль лунных стен,<>
»
Наш странник пробираясь, аки тать в ночи, по лунным тропам через 12 лет доберется до Лиллас-Пастья?
]
Публикации: I2. С. 123-124; I3. С. 178 и I4. С. 152 – в цикле СПД в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 152.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Прогулка по тропе:
1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…» ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1099 )
Выход на тропу.
2. «Безрадостные всходят семена…» ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1105 )
Дорожные впечатления.
3. «В городе колокол бился…» ( http://www.proza.ru/2018/01/05/876 )
Выход в город.
4. «Я просыпался и всходил…» ( http://www.proza.ru/2018/01/05/883 )
Обиталище в городе.
*
Свидетельство о публикации №218010401105