Блок. Безрадостные всходят семена... Прочтение

2. «Безрадостные всходят семена…»






                Безрадостные всходят семена.
                Холодный ветер бьется в голых прутьях.
                В моей душе открылись письмена.
                Я их таю — в селеньях, на распутьях…
                И крадусь я, как тень, у лунных стен.
                Меняются, темнеют, глохнут стены.
                Мне сладостно от всяких перемен,
                Мне каждый день рождает перемены.
                О, как я жив, как бьет ключами кровь!
                Я здесь родной с подземными ключами!
                Мгновенья тайн! Ты, вечная любовь!
                Я понял вас! Я с вами! Я за вами!
                Растет, растет великая стена.
                Холодный ветер бьется в голых прутьях…
                Я вас открыл, святые письмена.
                Я вас храню с улыбкой на распутьях.
                6 сентября 1902




     В предыдущем стихотворении он писал: "Я вышел в ночь — узнать, понять..."


     В этом он  пошел… По «дали каменных дорог». Вдоль которых

                ....безрадостные всходят семена…

     Это о «сеятеле»?

   «… вот, вышел сеятель сеять;
  и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
  иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
  Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло…»

     Он пытается убедить – нас? себя? – что ему – «сладостно», но «холодный ветер бьется в голых прутьях» – в голых прутьях, того  что взошло на «местах каменистых».
     Он восклицает: «О, как я жив, как бьет ключами кровь!», но при этом дважды повторяет слово «распутья».


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     « – …Мне сладостно от всяких перемен...  - Ср. запись в дневнике от 21 июля 1902  г.: "Я ХОЧУ ТОГО, ЧТО БУДЕТ. Всё, что случится, того и хочу я( ... ) Многие бедняжки думают, что они разочарованы, потому что они хотели не того, что случилось ( ... )  То, чего я хочу, сбудется."
    Приведенная запись – ключ к стихотворению.
    "Безрадостности" (ср. образ "разочарованных" "бедняжек"), "стенам" – символу отчужденности личности от мира, противопоставлен лирический герой, познавший тайну бытия ("в моей душе открылись письмена"): – тождественность происходящего и тайных желаний "я". Мысль перекликается со стих. "Все бытие и сущее согласно... "
 
     Редакция привычно переводит стихотворении из мистического в романтическое. «Стена как символ…» – это символ у Байрона, Жуковского, Лермонтова. А символизм Блока – это видеть весь наш мир как арену действий верхних сил, где он – «провидец и обладатель тайны» (Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого (30 (17) августа)), где он «…символист», то есть  «…уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие…» (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»), где он – тоже действующее лицо: «То, чего я хочу, сбудется».
      Повторю: “романтику” не нравится наш мир, и он придумывает свой. “Мистику” нет надобности придумывать, он видит другой мир и описывает увиденное:
     «Ты – одинокий обладатель клада; но рядом есть еще знающие об этом кладе… Отсюда – мы: немногие знающие, символисты.
     … Ценность этих исканий состоит в том, что они-то и обнаруживают с очевидностью объективность и реальность "тех миров"; здесь утверждается положительно, что все миры, которые мы посещали, и все события, в них происходившие…
     … Реальность, описанная мною, – единственная, которая для меня дает смысл жизни, миру и искусству. Либо существуют те миры, либо нет. Для тех, кто скажет "нет", мы остаемся просто "так себе декадентами", сочинителями невиданных ощущений, а о смерти говорим теперь только потому, что устали.
      За себя лично я могу сказать, что у меня если и была когда-нибудь, то окончательно пропала охота убеждать кого-либо в существовании того, что находится дальше и выше меня самого; осмелюсь прибавить кстати, что я покорнейше просил бы не тратить времени на непонимание моих стихов почтенную критику и публику, ибо стихи мои суть только подробное и последовательное описание того, о чем я говорю в этой статье, и желающих ознакомиться с описанными переживаниями ближе я могу отослать только к ним.
     Если "да", то есть если эти миры существуют, а все описанное могло произойти и произошло (а я не могу этого не знать)… (Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
)
     И в исходном стихотворении именно об одном их тех миров, куда его вывели «каменные дороги». Просил? – получи! И броди теперь по этим распутьям. Раньше ты упивался тем, как

              «Мы странствовали с Ним по городам.
               Из окон люди сонные смотрели.
               Я шел вперед; а позади — Он Сам,
               Всё проникающий и близкий к цели.
                Февраль 1902»

    Только всё это было провокацией, соблазном демонов-двойников – их «лучшие драгоценности», а на деле – вот:

                …Холодный ветер бьется в голых прутьях.
                В моей душе открылись письмена.
                Я их таю – в селеньях, на распутьях…
                И крадусь я, как тень, у лунных стен.
                Меняются, темнеют, глохнут стены…


И… Сравните с одним из черновиков к циклу Кармен. Окончательный текст:

                Среди поклонников Кармен,
                Спешащих пестрою толпою,
                Ее зовущих за собою,
                Один, как тень у серых стен
                Ночной таверны Лиллас-Пастья,
                Молчит и сумрачно глядит,
                Не ждет, не требует участья,
                Когда же бубен зазвучит
                И глухо зазвенят запястья, —
                Он вспоминает дни весны,
                Он средь бушующих созвучий
                Глядит на стан ее певучий
                И видит творческие сны.
                26 марта 1914

А в черновиках останется уточнение:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ»:
«
4а.          Один, как тень, вдоль лунных стен,
4б           Один, скользя, как тень, вдоль лунных стен,<>
»

     Наш странник пробираясь, аки тать в ночи, по лунным тропам через 12 лет доберется до Лиллас-Пастья?

]

Публикации: I2. С. 123-124; I3. С. 178 и I4. С. 152 – в цикле СПД в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 152.
 

 


*
*

 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

                Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.


Прогулка по тропе:

1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1099 )
Выход на тропу.
                2. «Безрадостные всходят семена…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1105 )
                Дорожные впечатления.
3. «В городе колокол бился…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/876 )
Выход в город.
4. «Я просыпался и всходил…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/883 )
Обиталище в городе.
*


Рецензии