За радиопьесу замолвите слово!

За радиопьесу замолвите слово! или Как спасти "умирающую"?


Общаясь с замечательной соунд-актрисой,  услышал горькие слова: радиопьеса, как жанр, к сожалению, умирает.

Увы, это правда! Привычный литературоведческий термин «радиопьеса» употребляется все реже. Он размыт, девальвирован.  Но в чем причина?  Тут есть о чем подумать.

Где современный человек слушает радио? — спросит кто-то. —  Да нигде! Некогда ему целый час следить за развитием сюжета!

Действительно, с театральной постановкой, в которой та или иная  история воплощена в живом действии и слове,  он, куда ни шло — ознакомится. С кинопостановкой, то есть с художественным фильмом — тем более. Посещать театр, ходить в кино, смотреть телевизор или в онлайне увлекательный фильмец люди не перестали. И аудиокнигу, в которой звучит текст романа, они тоже прослушают, когда устанут от компьютера глаза. А вот о существовании такой прекрасной  формы звучащей речи люди нередко забывают.

Нынче у радиоспектакля (аудиоспектакля) много конкурентов. Это книга, в том числе электронная, которую человек читает на дисплее телефона. Это, как уже говорилось, аудиокнига, театр. Даже такая большая форма, как телесериал — «мыльная опера» — находит спрос. Получил бы широкую популярность и поставленный по радиопьесе аудиоспектакль,  знай больше о творческой кухне его создания те, кто торгует, рекламирует, распространяет. Те, для кого продукт, основанный на труде писателя, драматурга, звукорежиссера, актеров лишь товар. То же самое,  что пицца, мыльный порошок или памперсы. 

Так устроен человек — он привык покупать то, что ему предлагают, навязывают производители товаров и услуг,  торговля.  А производители предлагают то, что умеют производить, чему научились. В чем знают толк. 

«Купи книгу» — цепляется к прохожему реклама. «Купи диск с фильмом!» — призывает баннер. «Сходи в кино» — заманивает, бросаясь в глаза, афиша. И человек, на бегу планируя свой досуг, раскошеливается.

Он забывает об  аудиоспектаклях по радиопьесам поставленным, хотя их гораздо приятнее слушать, чем аудиокниги — авторские монологи. Ведь в аудиоспектакле шумит ветер, завывает буря, плещет волна,  урчит стартер автомобиля, гремит гром, попискивают кнопочки мобильника. В нем  хорошо узнаваемые звуки:  шорохи, лязг, скрип, звяканье бокалов оживляют действие.

Но почему слушатель забывает об этой прекрасной разновидности искусства? Да потому, что ему мало о ней напоминают. А ведь как хорошо послушать через наушники  записанный аудиоспектакль в очереди к врачу, в поезде, в самолете, при длительном автопутешествии в качестве пассажира, когда  человек изнывает от скуки! А во время бессонницы?! А на рыбалке?! А во время прогулки по  лесу или парку?! А некоторые могут ознакомиться с современной радиодраматургией  прямо работе. Не смейтесь!  Почему офисная уборщица, скажем, не может подметать помещение, надев наушники? 

Постановка аудиоспектакля, между прочим, немыслима без радиопьесы, которая, как и прежде, с момента появления звукозаписи, может быть популярной и в наши дни.

Аудиокнига тогда на что? — возразят мне. — В ней ведь тоже все шире пытаются применить шумы и звуковые эффекты. И музыка звучит. 

Вот тут-то мы и подошли к главному. Расколовшееся на производителей и потребителей товаров и услуг общество заблудилось в дебрях терминов. И чисто-технических, и литературоведческих. Люди знают,  что такое айфон. Кто-то знает, как он устроен, большинство умеет им пользоваться. Но вдруг мы с удивлением обнаруживаем, что среди них сонм тех, кто имеет весьма отдаленное  представление об эпосе и драме. Наш современник (чуть перефразирую Пушкина), как мы ни бьемся, не может отличить ямба от хорея.

Столкнулся с анекдотическим случаем. Ввел поисковый запрос «радиопьеса». В итоге Википедия выдала  мне статью о... радиопостановке. Статьи о радиопьесе там нет. И об аудиопьесе тоже нет. А ведь радиопьеса и аудиопьеса в сущности одно и то же. Только первый вариант привычнее и с точки зрения русского языка правильнее. Некоторые горе-википедисты не знают, что это такое. В головах у людей перепутались элементарные знания. Путают радиопьесу с радиопостановкой (аудиопостановкой), радиопостановку с радиоспектаклем (аудиоспектаклем). И в силу невежества своего разницы в этих понятиях не видят. Запутались в том,  что обязаны знать по роду своей деятельности. А ведь, казалось бы, коль сел ты сел писать статью в Википедию, так изволь изучить вопрос, о котором взялся поведать миру.

…А вот еще, ну совершенно дикий случай. Я ввел в поисковик словосочетание «электронная книга». Как вы думаете, адреса каких ресурсов выдали мне Яндекс и Гугл?  Вовсе не о цифровом документе, который англичане называют «e-book». Выдали о читающем устройстве, которое те же англичане называют «reader». У  англичан, как видим,  это разные понятия и имеют свои термины. У нас же все свалено в одну кучу.

Но не инструменты Яндекс и Гугл, не великий русский язык тут виноваты. Виноваты полуграмотные производители и невежественные торговцы. Это они путают роман (книгу) с устройством, позволяющим его читать. Для них все едино. Они демонстрируют свое невежество.

Помните в «Брате» у Балабанова:
— Киркорова не люблю. Слащавый он какой-то. Как баба. Одним словом, румын.
— Он же болгарин!
— А какая разница?

Теперь, когда общаюсь с продашн-студиями, употребляя слово «радиопьеса», всегда в скобках дополнительно указываю: «аудиопьеса».  Чтоб сразу, с места в карьер меня поняли, о чем веду речь.

Владимир Кожевников


Рецензии
Владимир, о чем говорить, когда умирает даже обычная книга! Первой уйдет бумажная из-за высокой стоимости и низкого платежеспособного спроса. И политика издательств играет в этом не последнюю роль. Электронная книга будет умирать медленней. Капица не так давно писал, что если ничего срочно не предпринять, через 10 лет в России не останется читающих молодых. Им интересны тусовки, пьянки и компьютерные игры, а чтение - увлечение очень немногих. Власть в лице государственных чиновников устраивает сползание молодняка в состояние быдла, а более старшее поколение скоро уйдет. На "Самиздате" была опция просмотра читателей по возрастным группам. Так вот, большинство моих - это люди старше 40 лет, а молодых совсем немного, хотя большинство романов написаны как раз для них. И это не порок общества потребления, потому что в ряде стран Запада довольно много читателей. Считаю, что это сочетание низкого уровня жизни большинства население с целенаправленной политикой властей по его оболваниванию.

Геннадий Ищенко   23.06.2019 14:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.