Свёкла

       http://www.proza.ru/2017/12/14/1369               

                Свёкла

       Свёкла, или по-простонародному бурак  - это овощ, который встречается на всех континентах, за исключением Антарктиды. Свёкла обыкновенная имеет бордовый цвет, известна со времён Древней Греции. Она полезна витаминами В1, В5, В6, калием, кальцием, фосфором. При регулярном употреблении понижает кровяное давление. Есть разновидности этого корнеплода: свекла белая кормовая, свекла сахарная и ещё турнепс.
       Выращивают турнепс, как правило, на корм скоту, но мы в детстве его с удовольствием ели сами. Помнится, в былые времена, когда я учился классе в девятом, нас сняли с уроков и отправили на уборку этих корнеплодов на колхозное поле. Турнепс вымахал в тот год на славу. Мы счищали с него кожуру перочинными ножиками и уплетали за обе щеки. Не только мы – мальчишки, но и девчонки тоже. Самый сладкий кусок я старался предложить Женьке, которую любил тогда без памяти. Но она меня не любила, хотя сладенькую серединку ела и потом звонко смеялась, поглядывая на меня…
       В нашем почепском огороде мать выращивала кроме красной свеклы, свёклу белую, на корм поросятам. Обычно в нашем сарае мы держали двоих, которых отец покупал на рынке под зиму. Поросята ели свеклы больше, чем мы, а потому грядки с белой свёклой были длиннее. Они тянулись по обе стороны нашего огорода вплоть до самого оврага. Красная же свекла росла рядом с домом. Чтобы поросята зимой не мёрзли, мы таскали всей улицей с колхозного поля солому и заполняли ею сараи до самой крыши. После копки картошки, мы убирали белую свёклу. Её было много, и я возил корнеплоды на тачке, усадив на них сверху свою маленькую дочь. Чтобы дочери было не так жёстко, жена подстилала под неё бабушкину старую цигейковую шубу, из рукава которой ей пришлось однажды сшить Чебурашку, которого мы забыли дома, и без которого дочь не могла уснуть. Улёгшись на шубу и разбросав руки, дочь ехала по огороду и смотрела в небо.
       Я катил тачку, подпрыгивавшую на неровностях, и в такт этим подпрыгиваниям маленькая девочка издавала гортанные звуки.
     - А-б-б-бэ….А-б-б-бэ, - произносила она и смеялась, вероятно, удивляясь необычности звуков, издаваемым ею.
       Я смотрел на этого маленького человечка и радовался, надеясь, что вскоре из неё вырастет настоящий человек.
       Теперь у дочери у самой дочь, которой уже пять лет. В наш почепский  огород мы давно не ездим, потому что моя мама живёт с нами. Старушка завела себе небольшой огород на балконе и там выращивает зелень. Лук, чеснок, укроп и петрушка теперь у нас целый год свои. И маме есть чем заняться, и свежая зелень всегда у нас на столе…
       Мою бабушку звали Фёклой, но моя дочь и мои две племянницы прозвали её между собой Свёклой. Все три подружки частенько приезжали в Почеп в одно и то же время. Брат вообще оставлял своих девочек на всё лето на попечение нашей мамы. Прекрасные были денёчки. Захолустный городок, чистый воздух, речка, пруд, и очень добрые бабушка с дедушкой.
       Однажды моя жена наблюдала такую картину. Три девочки возвращались от бабы Фёклы, жившей на соседней улице. Ходили они туда в гости, не испросив разрешения взрослых. А было им на ту пору лет по семь-восемь. Нет, эта прогулка не была страшной, детей тогда никто не обижал, но вот то, что они ходили без спросу, за это их нужно было немного поругать.
       Жена, увидев их, попыталась сделать серьёзное лицо, но не тут-то было.
     - Баба Свёкла нам ничего не дала,  – закричала на всю улицу Маринка, старшая из племянниц.
     - Да, - подхватили обе её подружки, - она нам ничего не дала. 
     - Тише вы, - запричитала жена, - соседи услышат. А вы сами, чем угостили бабушку? - поинтересовалась она.
     - Ничем, - радостно закричали девочки.
     - Вот и получили в ответ то же самое, - жена взяла их за руки и быстренько потащила домой, - в следующий раз не ходите к бабушке с пустыми руками…
       А ещё наши дети любили играть в поваров. Из красной свеклы они готовили преотличнейший красный борщ, которым потом угощали соседскую девочку Алёнку. Той, хотя и было на ту пору всего лишь пять лет, но по бедности родителей она ела больше всех троих своих подружек вместе взятых. Те бывало, возьмут, натаскают из бабушкиного таза мытой свёклы, приготовленной для винегрета, но ещё не вареной, нарежут её тонкими кружочками, нальют из дождевой бочки воды в алюминиевую миску, набросают туда нарезанной свёклы, поперчат, посолят, лавровый листик бросят и усадят Аленку за стол в огороде возле бани. Дадут ей в одну руку большую деревянную ложку, в другую кусок хлеба, и та давай наяривать этот  свежеприготовленный борщ за обе щеки.
     - И хоть бы в туалет лишний раз сходила! – удивлялась потом моя мать, - видать, в красных бураках что-то очень полезное содержится. В первый раз я их наказала, когда застала за этим занятием, но потом давала для их игры в поваров кипячёной воды. Обычно я их всех четверых кормила, - прибавляла она, вздыхая, - не разбирая, где мои родные, а где чужая внучка…
       Вспоминая сейчас об этом, мне радостно и грустно одновременно.
   
                5 января 2018г
      
     Фото из Интернета

       http://www.proza.ru/2018/03/03/756


Рецензии
Вечная память нашим добрым, мудрым бабушкам...
Столько на их век испытаний выпало...
А свёклу у нас в Латвии бураками называют, думаю это с белорусского пошло. У нас соседи были с такой фамилией Бурак, родом из Белоруссии, потом они туда и переехали, после развала союза. Я всегда думала про их сына, Женю, как же ему трудно, наверное, с такой фамилией. Хороший, добрый, спокойный парень, родителям поддержка и опора. Дай Бог ему здоровья!
Вот видишь, и я начала про свеклу, а закончила Бураками... :)

Натали Бизанс   09.02.2018 16:29     Заявить о нарушении
У нас в Почепе тоже свеклу чаще бураком называли. Но, бабушка у меня была Фёкла, более созвучная со свёклой, вот дети и взяли это на вооружение.
А мама моя в былые времена всех соседских детей всегда угощала, чем могла. И их у нас всегда был полон двор. Некоторые об этом вспоминают до сих пор.
Спасибо за твоё внимание, Наташа, к моему творчеству.
Здоровья тебе и твоим близким, и всех благ!

Виктор Решетнев   09.02.2018 18:57   Заявить о нарушении