Блок. В городе колокол бился... Прочтение

3. «В городе колокол бился…»






                В городе колокол бился,
                Поздние славя мечты
                Я отошел и молился
                Там, где провиделась Ты.

                Слушая зов иноверца,
                Поздними днями дыша,
                Билось по-прежнему сердце,
                Не изменялась душа.

                Всё отошло, изменило,
                Шепчет про душу мою…
                Ты лишь Одна сохранила
                Древнюю Тайну Свою.
                15 сентября 1902






     Конечно, стихотворение можно прочитать, как чисто питерское: Блок зашел туда, где  «в  конце января и начале февраля…  явно являлась Она» – «Там, где провиделась Ты.»
     (Хотя на деле – это «место  видения» в «поле за Петербургом»)
     Но все-таки – это те же «дали каменных дорог», что и в предыдущих двух стихотворениях. Можно только констатировать, что поэт начинает лучше ориентироваться здесь… точнее – там…  Нет уже той судорожной суетливости, нет ощущения, что его кидают без руля и ветрил, как в недавних летних стихотворениях – он спокоен, и он «отходит» оттуда, где быть не хочет и по своему желанию приходит туда, «где провиделась Ты».
     Но остается только гадать: это его не бросают, или это теперь к нему никак не могут пробиться?

Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     «В ЗК3 [Записные книжки] перед текстом помета: "(Снова) В поле за Петербургом 15  сентября (воскресенье)"»

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года о весне-лете 901-ого:
     «АПРЕЛЬ 1901:
     …Тут же закаты брезжат видениями, исторгающими “слезы, огонь и песню”, но кто-то нашептывает, что я вернусь некогда на то же поле другим — “потухшим, измененным злыми законами времени, с песней наудачу” ( т. е. поэтом и человеком, а не провидцем и обладателем тайны).»

                «В день холодный, в день осенний
                Я вернусь туда опять
                Вспомнить этот вздох весенний,
                Прошлый образ увидать.
                27 апреля 1901
                Поле за Старой  Деревней»
 
     Да, 27 апреля 1901 года на поле за Старой Деревней был закат, который «брезжил видениями, исторгающими слезы, огонь и песню…», и теперь, в нашей реальности – в реальности? – поэт вернулся на “место видения”, чтобы убедить себя, что напророченная “осень”…

                «…Я приду – и не заплачу,
                Вспоминая, не сгорю.
                Встречу песней наудачу
                Новой осени зарю.

                Злые времени законы
                Усыпили скорбный дух.
                Прошлый вой, былые стоны
                Не услышишь – я потух…
                27 апреля 1901
                Поле за Старой  Деревней»

…еще не пришла:

                Не изменялась душа.



*
*



 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».

                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

                Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.


Прогулка по тропе:

1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1099 )
Выход на тропу.
2. «Безрадостные всходят семена…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1105 )
Дорожные впечатления.
                3. «В городе колокол бился…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/876 )
                Выход в город.
4. «Я просыпался и всходил…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/883 )
Обиталище в городе.
*


Рецензии