Блок. Я просыпался и всходил... Прочтение

4. «Я просыпался и всходил…»






                Я просыпался и всходил
                К окну на темные ступени.
                Морозный месяц серебрил
                Мои затихнувшие сени.

                Давно уж не было вестей,
                Но город приносил мне звуки,
                И каждый день я ждал гостей
                И слушал шорохи и стуки.

                И в полночь вздрагивал не раз,
                И, пробуждаемый шагами,
                Всходил к окну — и видел газ,
                Мерцавший в улицах цепями.

                Сегодня жду моих гостей
                И дрогну, и сжимаю руки.
                Давно мне не было вестей,
                Но были шорохи и стуки.
                18 сентября 1902






     Он совсем смешал реальности. Вот это – которая? В каком мире к окну в его спальне ведут «тёмные ступени»? В С.–Петербурге? Но какие «сени» могут быть на втором этаже офицерского корпуса  казармы лейб-гренадерского полка?  А может  – на «каменных дорогах»,  «где колокол бьётся», и ещё  «бьётся  холодный ветер в голых прутьях»?  Но…

                …и видел газ,
                Мерцавший в улицах цепями   

     …разве в тех краях уже провели  газовое освещение?
     Да и:

                Сегодня жду моих гостей
                И дрогну, и сжимаю руки…

     Это же жилье… Хоть и холодное…



     Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
    Посылая стихотворение в числе 15 других, предназначенных для публикации в альманахе ''Гриф", Блок отнес его к начальной группе, в которой выражена "гамма разнородных предчувствий (1-6)" (ЛН. Т. 92. Кн. 1. С. 528).

     – «... Но были шорохи и стуки.» – См. коммент. к стих. "Ужасен холод вечеров ... ".
     [
     Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     – «Несуществующих шагов // Тревожный шорох на дороге.» – Символика "шороха" у Блока, начиная с лета 1902 г., объединяется с темой "конца". Ср. в письме к З.Н. Гиппиус от 14 июня 1902 г. слова о "Великом шорохе" надвигающихся событий, а также запись Блока в дневнике от 26 июня 1902 г. (в связи с предчувствием смерти деда): "Шорох дождя не всегда обыкновенен ( ... ) Что-то есть, что-то есть". Сближение "шороха" с миром "несуществующего" подчеркивает его не только иллюзорную, но и для Блока "дьявольскую" природу.
     [
     Напомню, что "символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора с тем или иным образом. Никакой связи с "символизмом" автора это не имеет.
     ]
]

Публикации: I1. С. 90, в отделе "Перекрестки"; I2. С. 125; I3. С. 180 и I4. С. 154 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 153.



*
*


 вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

                Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.


Прогулка по тропе:

1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1099 )
Выход на тропу.
2. «Безрадостные всходят семена…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1105 )
Дорожные впечатления.
3. «В городе колокол бился…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/876 )
Выход в город.
                4. «Я просыпался и всходил…»                (  http://www.proza.ru/2018/01/05/883 )
                Обиталище в городе.
*

 


Рецензии