Блок. Я просыпался и всходил... Прочтение
Я просыпался и всходил
К окну на темные ступени.
Морозный месяц серебрил
Мои затихнувшие сени.
Давно уж не было вестей,
Но город приносил мне звуки,
И каждый день я ждал гостей
И слушал шорохи и стуки.
И в полночь вздрагивал не раз,
И, пробуждаемый шагами,
Всходил к окну — и видел газ,
Мерцавший в улицах цепями.
Сегодня жду моих гостей
И дрогну, и сжимаю руки.
Давно мне не было вестей,
Но были шорохи и стуки.
18 сентября 1902
Он совсем смешал реальности. Вот это – которая? В каком мире к окну в его спальне ведут «тёмные ступени»? В С.–Петербурге? Но какие «сени» могут быть на втором этаже офицерского корпуса казармы лейб-гренадерского полка? А может – на «каменных дорогах», «где колокол бьётся», и ещё «бьётся холодный ветер в голых прутьях»? Но…
…и видел газ,
Мерцавший в улицах цепями
…разве в тех краях уже провели газовое освещение?
Да и:
Сегодня жду моих гостей
И дрогну, и сжимаю руки…
Это же жилье… Хоть и холодное…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Посылая стихотворение в числе 15 других, предназначенных для публикации в альманахе ''Гриф", Блок отнес его к начальной группе, в которой выражена "гамма разнородных предчувствий (1-6)" (ЛН. Т. 92. Кн. 1. С. 528).
– «... Но были шорохи и стуки.» – См. коммент. к стих. "Ужасен холод вечеров ... ".
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
– «Несуществующих шагов // Тревожный шорох на дороге.» – Символика "шороха" у Блока, начиная с лета 1902 г., объединяется с темой "конца". Ср. в письме к З.Н. Гиппиус от 14 июня 1902 г. слова о "Великом шорохе" надвигающихся событий, а также запись Блока в дневнике от 26 июня 1902 г. (в связи с предчувствием смерти деда): "Шорох дождя не всегда обыкновенен ( ... ) Что-то есть, что-то есть". Сближение "шороха" с миром "несуществующего" подчеркивает его не только иллюзорную, но и для Блока "дьявольскую" природу.
[
Напомню, что "символикой" Редакция называет комплекс устойчивых ассоциаций автора с тем или иным образом. Никакой связи с "символизмом" автора это не имеет.
]
]
Публикации: I1. С. 90, в отделе "Перекрестки"; I2. С. 125; I3. С. 180 и I4. С. 154 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 153.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ПЕРВОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Прогулка по тропе:
1. «Я вышел в ночь — узнать, понять…» ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1099 )
Выход на тропу.
2. «Безрадостные всходят семена…» ( http://www.proza.ru/2018/01/04/1105 )
Дорожные впечатления.
3. «В городе колокол бился…» ( http://www.proza.ru/2018/01/05/876 )
Выход в город.
4. «Я просыпался и всходил…» ( http://www.proza.ru/2018/01/05/883 )
Обиталище в городе.
*
Свидетельство о публикации №218010500883