Как найти в ребенке таланты

Знаете ли вы, что искру божью легче всего высечь из человека в детстве?
(Владимир Туровский)

Читать я научилась в четыре года. Самым любимым развлечением и до этого являлись книги, потому что в них были картинки. Папа вспоминал потом, что я, пока не умела читать, брала книгу, открывала какую-нибудь картинку и, глядя на нее, рассказывала свои истории или сказки. Папе очень нравились мои рассказы, и он, видимо, хотел развить во мне любовь к сочинительству. Почти каждый вечер он доставал из книжного шкафа новую книгу и, протянув мне, говорил: «Давай почитаем?» Мне эта игра была особенно по душе, и я придумывала все новые истории. А когда игра наскучила, стала просить папу: «Научи меня читать!»
Я быстро выучила буквы и читала хоть медленно, но очень уж упоенно. Азбуку старшего брата Ерлана я вытаскивала из его портфеля и прочитывала страницу за страницей. Так сильно хотелось быть школьницей! Но раньше в школу принимали только с семи лет.
В школе на уроках чтения поначалу мне было неинтересно. Пока другие дети учили буквы, я читала учебник, уходя все дальше и дальше от своих одноклассников. А потом стали задавать пересказы текстов, и тут уж я давала себе волю, сочиняя что-нибудь от себя. Учительница снижала оценку, ставила четверку, а я обижалась. Дети мне говорили: «Не надо привирать!» – я опять обижалась. Но мой папа, спасибо ему, поддерживал меня. Он говорил: «Хорошо! А теперь расскажи так, как написано в учебнике. Хотя твоя история интереснее».
Свои первые рассказы я начала писать в пятом классе. В то время я часто лежала в больнице, и папа обязательно приносил мне туда большой блокнот. Я, еще ни с кем не успев подружиться, занимала себя тем, что записывала истории. Так мне было не скучно, более того – я получала большое удовольствие от сочинительства. Я называла иногда те рассказы мечтами, потому что часто думала, какой у меня будет жизнь, когда я вырасту. Есть у меня эта привычка до сих пор: когда ложусь спать, придумываю очередную историю.
Я родилась в семье, где уже было три мальчика, – я оказалась долгожданной девочкой, и поэтому папа во мне души не чаял. Это было приятно, ведь папа меня баловал и ни в чем не отказывал. Мы жили в советское время, на прилавках магазинов всегда было пусто – будь это магазин одежды или продуктовый. Мой папа был журналистом, много ездил по всей стране и в свое время успел побывать за рубежом. Он не только привозил мне кучу модной одежды, но и баловал рассказами о далеких поездках.
Как-то раз, приехав из Венгрии и загрузив меня долгожданными сувенирами и жевательной резинкой, он усадил меня в кресло и начал повествование об этой удивительной стране, ее красотах и интересных людях, поездке на озеро Балатон и о том – это мне особенно запало в душу, – что венгры и казахи имеют похожие слова в языке и, возможно, одни родовые корни. Я узнала, что «яблоко» по-венгерски тоже звучит «алма», как и по-казахски.
Моей большой мечтой было – стать путешественницей и побывать во многих странах, своими глазами увидеть все и уж, конечно, своими руками пощупать стены и камни, вдохнуть воздух странствий. Этим я наслаждаюсь начиная с 1992 года, когда рухнул «железный занавес». Арабские Эмираты, Иран, Румыния, Германия, Швейцария, Великобритания, Франция, Швеция, Чехия, Китай, Турция... Об этих поездках можно говорить сутки напролет. Но тогда, в моем детстве, путешествующих людей можно было пересчитать по пальцам руки. И поэтому рассказы отца я слушала с огромным интересом, раскрыв рот от удивления.
Из поездок по Германии, Италии, Марокко, Вьетнама, Монголии он привозил исписанные тетради с путевыми заметками. В итоге после поездок в издательстве выходила новая книга. Папа писал на казахском языке, и его книги «Уш киян – уш дангыл» ( "Три проторенных пути"), «Бес киян – бес даптер» ("Пять дорог - пять тетрадей") изобилуют интересными рассказами и фотоиллюстрациями. Я не хвастаюсь, но очень горжусь тем, что мой папа – известный публицист, очеркист и писатель, автор более двадцати книг Сапар Байжанов. Он является корифеем казахстанской журналистики, ветераном прессы…
Папа ушел из жизни семнадцать лет назад. Его имя теперь носит улица и средняя школа в Алматы.
Он был прекрасным отцом, и мне очень не хватает его и сейчас. Именно он приложил немало усилий, чтобы я стала журналистом.
Вообще, я думаю, папа был хорошим педагогом. Вспоминая свое детство, я понимаю, что он весьма внимательно относился к увлечениям своих детей. Поощрял это и делал многое для того, чтобы хобби переросло в здоровую привычку и открыло таланты в его детях. И сейчас, перечисляя его действия по отношению к нам, ловлю себя на мысли, что сама не искала и не развивала таланты в своих детях. То ли потому, что была очень молода и больше уделяла внимание тому, чем кормлю детей, как их лучше одеть, где погулять с ними, куда повезти на отдых. Думаю, что не я одна вела себя так, но и многие мои ровесники. Когда человек молод, он полон амбиций и говорит: «Я сам знаю, что нужно моим детям», и не прислушивается к советам старших по возрасту. Теперь, конечно, я жалею об этом. Но пишу, чтобы те, кто прочтет это, сделали свои выводы и избежали моих ошибок в воспитании детей.
Мой старший брат Улан любил играть в футбол, и папа записал его в секцию. Возможно, он мог бы стать известным футболистом. Улан выбрал другую профессию, но не оставил спорт и при всегдашней нехватке времени играет в футбол один-два раза в неделю.
Когда я начала рисовать, папа купил мне много красок, кистей, карандашей, книги по искусству, записал в кружок при доме пионеров, что находился на Калинина – Сейфуллина (сейчас там отель «Риксос»). Я посещала кружок два раза в неделю и достигла некоторых успехов. Став старше, стала учиться шить и вязать. И папа купил мне огромное количество книг по кройке и шитью, вязанию. Купил электрическую швейную машину, а позже и вязальную. Когда же я заинтересовалась музыкой, немедленно приобрел для меня пианино «Беларусь». Все эти мои потуги не прошли даром, я неплохо все это умею делать, но главной моей страстью было и остается чтение книг.
Несмотря на наличие большого количества книг у нас дома, я была записана во все городские библиотеки. Больше всего мне нравилось читать сказки, и наверное поэтому, у меня сохранилась тяга ко всему мистическому – люблю книги и фильмы о сверхъестественном, о колдунах, ведьмах, магах и оборотнях. И никогда мне не было страшно. Просто жутко интересно.
Вторая страсть в чтении – это книги о путешественниках: Марко Поло, Америго Веспуччи, Христофор Колумб. О непознанном – Коперник, Циолковский, Королев.
И третья страсть – это, конечно, история. Было дело, мечтала стать археологом. Когда хотела поступать на истфак, папа сказал мне: «Приготовься к тому, что будешь спать на земле, в палатке. На звезды надоест смотреть уже через неделю, под ногтями у тебя всегда будет грязь, цыпки на руках, и главное – никакого маникюра!» Такая перспектива отбила охоту к археологии, но не к истории…
Мои первые рассказы были о детях, о загадочной детской душе, забавах и играх. О детской дружбе и детских мечтах. Жаль, я не знаю, есть ли эти записи где-то сейчас. Многое не сохранилось.
Однажды я описала такую свою историю. Мы жили на Фурманова – Абая, и по проспекту Абая все время ездили троллейбусы: туда-сюда. Мне стало интересно, и хотя в ту пору мне стукнуло всего семь лет, я с куклой в руках залезла в троллейбус и поехала, куда глаза глядят. А глаза мои куда только не глядели! Вначале в окно, потом я рассматривала людей, читала таблички. В итоге доехала до конечной остановки. Слезла. Огляделась. Смотрю: телефонный автомат с выбитыми стеклами. «Это хорошо, – подумала я, – смогу дотянуться до телефона». Попросив у незнакомой старушки две копейки, залезла, сняла трубку и звоню папе на работу. Его номер я знала тогда наизусть, мама частенько просила ему позвонить, сказать что-нибудь типа «купи хлеба». И вот папа поднимает трубку, я говорю ему: «Пап, я потерялась!» А он мне отвечает: «Это плохо, что ты уехала, не спросив разрешения. Теперь мы не знаем, где ты. Но ты не бойся, посмотри, как улица называется и номер дома под табличкой». Через 15-20 минут папа приехал за мной на служебной машине и сказал: «Маленькой девочке нельзя путешествовать одной. Обещай мне, что больше так не будешь делать!» Пришлось дать слово. И таких историй у меня была куча огромная. Потому что я всегда была очень впечатлительной.
Когда пришла пора выбирать профессию, подала документы на журфак. Оказалось, что необходимо пройти творческий конкурс. У конкурсантов должны быть печатные работы, публикации в прессе. Тут я и узнала, что отец не только бережно собирал мои работы, но и публиковал их в газете «Дружные ребята».
Так, внимание родителей к пристрастиям детей помогает им в будущем обрести себя, сделать выбор в жизни, чтобы посвятить себя интересному делу, найти любимую работу и чувствовать уверенность в себе.


Рецензии
Здравствуйте !

всё сказано и содержательно и зримо.

действительно так жаль : не все детей родители имеют терпеливые способности воспитывать по образу сердечной и духовной совести.

Вам удалось счастливой быть в далёком детстве ! --- теперь Вы радостно живёте, зная о таких последствиях.
................

с Новым Годом !

успехов Вам !

с уважением ...

Александр Георгия Сын Николаев   03.01.2019 10:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо, что прочитали мой рассказ. Не уходите, читайте еще.

Назым Сапарова   03.01.2019 15:06   Заявить о нарушении