Т. Глобус. Книга 1. Часть 1. Глава 5. Сценарий

Глава 5. Сценарий

Котельная встретила их гулом тяги: уходя, они открыли заслонку, чтобы табачный дух вылетел в трубу. Их жилище представляло собой домик из силикатного кирпича с одним окошком на уровне лба и с непомерной металлической трубой над крышей. Дол как-то залезал на самый верх трубы, чтобы оттуда помахать рукой и крикнуть: "Привет, Земля-а!"

Перед котельной не то чтобы росли, а нехотя стояли два инвалидных дерева. Между ними на верёвке обычно сушилась постирушка Крата, которая порой надувалась или вздымалась... В студёную пору его одежда и постель сушились в помещении, возле котла, гудящего синим пламенем. Дол, к слову сказать, не любил хозяйские хлопоты; грязное бельё он по случаю брал с собой на свидание, ну, если подруга была доброй женщиной.

Силикатные стены их жилища были изукрашены автографами гостей и помадными набросками. Крат не любил пестроту, но голая кладка серого кирпича была ещё более скучным зрелищем, и он тоже приветствовал наброски художников, изречения болтунов и росчерки нетрезвых женщин.   
 
Дол первым делом подошёл к висящему календарю и оторвал день: 13 мая. 
- Рано рвёшь, день-то ещё не прожит, - заметил Крат с койки.      
- Обед съели - день прошёл, - по-солдатски ответил Дол.
- И что мы будем делать? - Крат спросил не шевелясь.
- Читать пьесу.

- Валяй вслух, только без лишних интонаций, без МХАТа, пожалуйста.   
- А почему я? - заупрямился Дол.
- Читай, человек-заусенец!
- Тогда ты слушай и вникай, а я буду только читать.

Дол откашлялся и начал: "В столичном Дворце культуры проводится конкурс доброты Рыцарь Человечности".

- Погоди, это комедия? - Крат уставился в давно знакомый грязный потолок, похожий на карту другой планеты.
- Не перебивай.

- "В финал конкурса вышли два друга: Первый и Второй".
- Два трупа? - переспросил Крат.
- Два друга! "Каждый из них норовит получить от умирающего завещание на квартиру".
- Погоди, тогда получается три персонажа. Кто же будет играть умирающего? - заметил Крат.

- Да замолчи ты, я ж читаю!
- А я вникаю.
- Вот и молчи.

-"Сцена первая. Занавес подымается…"
- Подымается или поднимается? - спросил Крат.
- Занавес? Поднимается. Чёрт возьми, я забываю, что волоса подымаются, а занавес поднимается. На самом деле у нас он раздвигается… после замены механизма; я привыкнуть никак не могу. Итак... "Посреди сцены стоит железная кровать, под нею виднеется ночная утка".

- Хорошо сказано "виднеется", - вновь не удержался Крат.
- Слушай! - отбрил его Дол и продолжил. - "На кровати в позе покойника лежит больной, накрытый простынёй до подбородка, его лицо обращено вверх, он говорит, не раскрывая рта, его голос звучит из динамиков: "Никому я не нужен, - произносит больной уныло. - Все ждут, когда я околею и освобожу квартиру. Прощай, солнце! Ты светишь только здоровым, а больные должны заранее привыкать к темноте и одиночеству".

- "Входит Первый: "Почтеннейший, случайно я услышал вашу мечту о солнце, вынести вас на улицу?
- "Вбегает Второй: Не слушайте его, он хочет вынести вас отсюда!
- "Больной: Ага, это больше похоже на правду.
- "Второй: Я всегда говорю правду.
- "Больной: Полегче, порядочный человек не осмелится так сказать о себе.
- "Первый: Вот именно, вы правы. Я, например, такого о себе не сказал бы.
- "Больной: Ты тоже врун, только робкий.
- "Второй: Он вообще никудышный врун. Уж я-то знаю: мы с ним закадычные друзья.
- "Больной: Догадываюсь.
- "Первый: Я пришёл помочь, а он пришёл мне помешать. Я искренно хочу помочь, несмотря на то, что мне это сильно вредит. Если кому помогу, так на меня его беда и перейдёт.

 (Дол продолжает чтение)

- "Больной: Беда - заразная вещь. Ты самоотверженный парень!
- "Первый: Мне только скромность не позволяет с вами согласиться.
- "Больной: Вот и дай своему дружку в морду, чтобы не мешал тебе помогать больному. 
- "Второй: Пусть только попробует! Я тоже не отрекусь от своего права творить добро.
- "Больной: И ты двинь ему в рыло, чтобы он тебе не мешал творить добро. Если возник вопрос о человечности, надо стоять насмерть! Даже кровному брату не уступай места возле постели умирающего!

- Интересная пьеса, - заметил Крат. - Сумасшедший писал.
- Не перебивай, у меня и так мозги в дрёму погружаются.
- Читай дальше.

- "Двое отходят от койки в сторону зрителей. Занавес за ними опускается. Они стоят на авансцене, их разговор звучит очень громко.
- "Первый: Ты что делаешь, гад?! Мы же договорились, что оба работаем на меня, а когда он квартиру мне отпишет, мы её продадим пополам.
- "Второй: Я не верю тебе.
- "Первый: Почему?
- "Второй: Потому что ты решил жениться!

- "Первый: Кто тебе сказал?
- "Второй: Твоя невеста, кто же!
- "Первый: Да ты какой-то слишком доверчивый! Я просто так ей сказал. Я чего дурак  жениться?! Просто так ей обещал и всё. Сидели, молчали, надо было что-то сказать.

В динамиках звучит хихиканье больного.

- "Второй: Слышишь? Есть такой род подлецов, что всегда смеются. Не смешно, а они смеются. Звуковая маска такая.
- "Первый: Не от веселья он смеётся, от злорадства. Давай бросим его, пусть подыхает без нас.
- "Второй: А квартира? Ты не обижайся, но я буду работать на себя. Может, я тоже хочу жениться. Ты победишь - твоя хата. А коли я, стало быть, моя. Ты только скажи искренно, от всего сердца, что не обидишься.

- "Первый: Ладно, не буду. И ты не дуйся, чуть что.
- "Второй: Правильно.

- "Сцена вторая… - читает Дол.

Но Крат не слышит, уснул - провалился в промежуток между словами и уснул. Дол положил листы на застеленный газетами стол и лёг на железную кровать с прогнутыми ножными прутьями.

Ветер подцепил дверь и отворил её. Смеркающимся глазом Дол увидел маленький пылевой вихрь на пятачке перед котельной. Дверь скрипела, но вставать сытому человеку лень, да и незачем, и вообще... вредно. И тоже уснул.


Рецензии