Т. Глобус. Книга 1. Часть 1. Глава 7. Мы согласны

Глава 7. Мы согласны

Дама с указанным именем, Генриетта Аркадиевна, когда-то вела курсы театральной пластики, потом - дикции. Дупа, который лет десять назад служил в министерстве культуры и курировал театры, закрыл её курсы, вследствие чего она, статная, педагогически властная, с крупными чертами лица, с тяжёлым пучком на темени, продаёт в "Глобусе" билеты.

При встрече с Дупой она отворачивается, а тот нарочно заглядывает в кассу и спрашивает про дела-делишки.

Пожилая Генриетта Аркадьевна влюблялась в молодые таланты, как школьница. Нет, куда более страстно и для самолюбия мучительно. Несчастная одинокая женщина за лживые сексуальные старания по системе Станиславского готова была накормить и напоить актёра, а у него двойное пузо. Все таланты перегостили у неё по разу, и начался второй круг. Пожалуй, только Крата миновал этот эротический оброк.

Санёк и Крат уговаривали полового посланца сразу, авансом, вынести от неё поллитровку, но Дол мрачно, со скорбной гордостью героя, которого партизанский отряд отправляет во вражескую канализацию, отмахивался.
- Раньше утра мне не выйти. Утром опохмелиться принесу, а сейчас решайте свои проблемы сами.

Крат не любил прислуживать алкогольному червячку. Он разозлился на себя и нарочно лёг, заложив руки под затылок, дескать, не пойду таскаться по людям с подлой улыбкой и надеждой на угощение.

Санёк-Огонёк, напротив, отправился таскаться, потому что спать ему не хотелось, а выпить хотелось, и много энергии просилось в нём израсходоваться.
- Пойду обрадую кого-нибудь своей персоной, - сказал и скрылся в сумерках.

Так никто сценария и не дочитал.   

Ранним утром, когда свет был ещё робким и словно подглядывал в окошко, Крат проснулся вполне довольный собой, поскольку вечером проявил разумность. Ни совесть, ни голова не болели. Его разбудила птичка, тонким голосом напоминавшая о себе.

После рассвета шатко ввалился в котельную Дол. Сразу было видно, что он долго всматривался в бездну и приобрёл гибельный, запретный для человека опыт. Уныние глядело из его лица, тьма сидела в ноздрях, губы высохли.

Крат с пониманием и всё же с удивлением посмотрел на друга, покачал головой.

Дол направился к чайнику, попил из горлышка, подышал. Давленным хриплым голосом произнёс адскую формулу:
- Людоедская половая сила! Женщины нас рожают, чтобы потом всю жизнь запихивать обратно. Ты прочитал сценарий?
- Нет, а ты?
- Прочти хоть сейчас, лежебока, - произнося слова, Дол морщился, будто проглатывал нежеваные сухари.

- Незачем. Мы и так задолжали Дупе рубль: скажем, что согласны, - сурово успокоил Крат.
 
В полдень Дупа встретил их давно отработанной улыбкой китайского дракона - кончик языка выглядывает из жирных губ. Потом несколько посерьёзнел, оценив состояние Долговязого.
- Ну, как пьеска, разбойники?
- Пьеса передовая, стильная. Мы берёмся, - отчеканил Крат.

- А ты, длинный, обожди в коридоре, здесь кондиционер не работает: нечем выветрить триумф, которым от тебя несёт за версту.
- Вот не надо про алкоголизм! Я пью-то всего раз в месяц, - защитился Дол, не уточнив, что это длится две недели.

На выходе из кабинета Дол суфлёрским шёпотом обратился к товарищу: "Не продешеви!"

Дупа и Крат сошлись на том, что оба актёра получат за спектарь по сорок пять рублей, если без крови, или по семьдесят, если прольётся кровь.

- Днесь настало 14-е мая. Премьера состоится 19-го, - прикинул Дупа. - Пяти дней хватит твоей светлой голове, чтобы заполнить пропуски в сценарии? Хватит, по глазам вижу. А я закажу афишу.

Двое пожали друг другу руки - одна была вялая и большая, другая средняя и крепкая. После рукопожатия Крат обнаружил в своей ладони металлический рубль, ещё один.
А не такой он всё же гад, - сказал себе Крат.
 
- Ты всё-таки позови на минуту своего молочного брата, - главреж мотнул тяжёлой головой в сторону дверей.

После визита в "Глобус" друзья отвернулись друг от друга. Обсуждая пропущенные в пьесе эпизоды, они ссорились. Дол призывал работать в самом грубом и дешёвом ключе, который называется "конфликт". Крат норовил воспользоваться пьесой, чтобы публично задаться вопросом о пустоте и скудости нашей жизни.

- Дупа хочет ругани, и публика это любит, - настаивал Дол.
- Мы уже ругаемся, - заметил Крат.
- Нет, мы обсуждаем спектарь.
- Нет, уже ругаемся, - как обычно упрямился в определениях Крат. - Мы должны сделать умную пьесу о нашем времени, об одураченных людях, об униженной правде.
 
- К чёрту людей! К чёрту правду! - выкрикнул броский Дол. - Нужен эпатаж. В искусстве нельзя быть мямлей.
 
Крата кольнули эти слова: он заподозрил, что Дол с Дупой вступили в сепаратный сговор. Дупа через Дола готовит некую сценическую провокацию. Фраза про мямлю была, несомненно, Дупина и, возможно, была сказана в адрес Крата.

"Не стоит копаться в мелочах", - одёрнул себя Крат, преодолев неприязнь к другу. Он задумался об авторе пьески. Похоже, сочинил её Дупа, жабий царь. В пользу этой догадки говорили некоторые словечки и лакуны в сюжете, неизбежные, ибо Дупа всё же не драматург. Тогда получается, что пьеса не простая, он вложил в неё какой-то свой интерес, иначе ему просто не стоило браться за перо. Сейчас трагедию или хоть комедию заказать - всего десять рублей. Интересно, чьё имя будет стоять на афише? И что хитрой жабе понадобилось?

У Крата с Долом ничего не сочинялось. Решили сделать ставку на кураж и сценическую неотвратимость. Когда сценическая неотвратимость берёт артиста за шкирку, когда в него вонзаются полтыщи пар глаз, тогда из его натуры выдавливается экспромт. А если зацепить кураж (это когда наполняешься чувством свободы и мастерства, и похваляешься этим), тогда зал будет очарован.   


Рецензии