Блок. Она стройна и высока,... Прочтение

6. «Она стройна и высока…»






                Она стройна и высока,
                Всегда надменна и сурова.
                Я каждый день издалека
                Следил за ней, на всё готовый.

                Я знал часы, когда сойдет
                Она — и с нею отблеск шаткий.
                И, как злодей, за поворот
                Бежал за ней, играя в прятки.

                Мелькали желтые огни
                И электрические свечи.
                И он встречал ее в тени,
                А я следил и пел их встречи.

                Когда, внезапно смущены,
                Они предчувствовали что-то,
                Меня скрывали в глубины
                Слепые темные ворота.

                И я, невидимый для всех,
                Следил мужчины профиль грубый,
                Ее сребристо-черный мех
                И что-то шепчущие губы.
                27 сентября 1902





     Вроде бы привет из прошлой осени:

Из дневников 18-ого года [об осени 1901]:
     «В октябре… Я испытывал сильную ревность (без причины видимой)…
…Чаще, чем со мной, она встречалась с кем-то,  кого не видела и о котором я знал»

     Но, нет, здесь не про Любовь Дмитриевну, здесь, про варианту, где нет ни поэта-демиурга, ни Прекрасной Дамы, здесь про реальность, где не случилось никакой мистики, где с нею – не Lucum, не свет, а «отблеск шаткий», где с нею не  поэт, а тот, «о котором я знал»,  мужчина с грубым профилем.  Который ей по нраву.
     Где вместо Прекрасной Дамы - Незнакомка.

Из статьи "О современном состоянии русского символизма":
     «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового…  оно не живое, не мертвое. Это – создание искусства. Для меня это – совершившийся факт.
    Я стою перед созданием своего искусства и не знаю, что делать. Иначе говоря, что мне делать с этими мирами, что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живет мое создание – не живое, не мертвое, синий призрак. Я вижу ясно «зарницу меж бровями туч» Вакха («Эрос» Вяч. Иванова), ясно различаю перламутры крыльев (Врубель – «Демон», «Царевна-Лебедь») или слышу шелест шелков («Незнакомка»). Но все – призрак.»

     А герой… здесь он не теург, а только странник, как из недавнего стихотворения:

          «…И крадусь я, как тень, у лунных стен.
          Меняются, темнеют, глохнут стены.
                6 сентября 1902»

Здесь и сейчас он из подворотни смотрит на эту надменную даму, а через двенадцать лет, «…скользя, как тень, вдоль лунных стен»,  будет смотреть на солнечную Кармен:

          «…Один, как тень у серых стен
          Ночной таверны Лиллас-Пастья,
          Молчит и сумрачно глядит,
          Не ждет, не требует участья,
          Когда же бубен зазвучит
          И глухо зазвенят запястья, —
          Он вспоминает дни весны,
          Он средь бушующих созвучий
          Глядит на стан ее певучий
          И видит творческие сны.
                26 марта 1914»

     Редакция "Полного собрания сочинений..." привычно отбрасывает всякую мистику, сводя сюжет стихотворения к биографическим фактам.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     «
     – «Я каждый день издалека ...» – и след. – Речь идет об ожиданиях Блоком Л.Д. Менделеевой у подъезда Драматических курсов зимой 1901 г. 

     – «Мелькали желтые огни ...» – См. коммент. к стих. "Там – в улице стоял какой-то дом ...".
     [
     Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «… при свете лампы жолтом» –  О "тусклой желтой лампе" на лестнице дома, где помещались курсы Читау, Блок вспоминал в более позднем (29 августа 1902 г.) письме к Л.Д. Менделеевой.
     »
     ]

     – «... Ее сребристо-черный мех ...» – Ср. в указанном письме Блока к Л.Д. Менделеевой: "На Вас бывала, должно быть, полумодная шубка с черным мехом".

     [
     Надо ли говорить, что никаких «грубых мужчин» – при Менделеевой в те времена не водилось?  И уж… Я просто вижу тихое бешенство адресата письма: «шубка ”полумодная”? какой наблюдательный!...» Хотя ж… Письмо не было отправлено.
     ]

Публикации: I1. С. 86-87 в отделе "Перекрестки"; I2. С. 126--127; I3. С. 182 и I4. С 156 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 154-155
»

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922




 


*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
                Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

Адские варианты бытия:

5. Экклесиаст                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
                6. «Она стройна и высока…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
                Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )               
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя,  варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*


Рецензии