Блок. Был вечер поздний и багровый... Прочтение

7. «Был вечер поздний и багровый…»





                Был вечер поздний и багровый,
                Звезда-предвестница взошла.
                Над бездной плакал голос новый —
                Младенца Дева родила.

                На голос тонкий и протяжный,
                Как долгий визг веретена,
                Пошли в смятеньи старец важный,
                И царь, и отрок, и жена.

                И было знаменье и чудо:
                В невозмутимой тишине
                Среди толпы возник Иуда
                В холодной маске, на коне.

                Владыки, полные заботы,
                Послали весть во все концы,
                И на губах Искариота
                Улыбку видели гонцы.
                19 апреля — 28 сентября 1902






      19 апреля 1902 года – это разгар его блужданий по вероятностям. Но тогда он не решился запечатлеть этот ужас: увековечить эту сущность, вочеловечить этого безличного, воплотить это еще несбывшееся – явление Иуды. Который улыбался… Чьему Пришествию радовался Иуда?
     В мире, где нет Прекрасной Дамы – возможно всё.

     Если обратиться к черновикам, то становится  ясным, что стихотворение ещё страшнее, чем при первом прочтении:

А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:

                …В невозмутимой тишине
                Воскрес повешенный Иуда. 

                …Сквозь детский плач и женский крик
                Среди толпы возник Иуда,
                Христа предавший ученик.

     То есть Иуда уже предал, уже повесился. То есть Христос уже приходил. Тогда кто родился на этот раз? Чей «голос тонкий и протяжный, // Как долгий визг веретена»?
    Чьему Пришествию теперь радовался воскресший Иуда? 

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Стихотворение является свободной вариацией на тему евангельской легенды о Рождестве Христа .

     – «... Звезда-предвестница взошла.» – По Евангелию, при рождении Христа над Вифлеемом зажглась звезда (Мф. 11, 2 и 9-10).

     – «... Пошли в смятеньи старец важный ...» и след. – в Евангелиях говорится о волхвах (Мф. 11, 2-12) и пастухах (Лк. П, 8-20), увидевших знамение рождения Христа и пришедших в Вифлеем ему поклониться. В Псалтыри (LXXI, 10 и 15) упоминаются цари, которые поклонятся грядущему Мессии. Упоминание о "жене", пришедшей поклониться младенцу, в Священном писании отсутствует.

     – «И было знаменье и чудо ...» и след. – В Евангелии нет упоминаний о появлении при рождении Христа Иуды Искариота – апостола, который впоследствии предаст Учителя.
     [
     Да, ни в одном из в Евангелий Иуда не воскресал. Напомню, что для Христа именно воскресенье является главным доказательством его божественной сути.
     ]
     Сюжет идеологически навеян "учением" Мережковского о глубинной связи добра и зла, "Христа и антихриста".

     – «Владыки, полные заботы ...» и след. – Имеется в виду евангельский рассказ о попытке царя Ирода убить младенца Христа (Мф. 11, 13 и 16-18).
     [
     Да нет. Нынче у “владык” будут совсем другие заботы. Недаром Иуда явился на коне. Евангелические апостолы конной тягой брезговали. Да и не по средствам были для них лошадки. Даже апостол Павел, будучи еще Савлом, передвигался на ослице. А всадники…
     «
     И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей…   Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук …
     И когда Он снял вторую печать… И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли …
     И когда Он снял третью печать… Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей …   
     И когда Он снял четвёртую печать... И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним …
     »

                И было знаменье и чудо:
                В невозмутимой тишине
                Среди толпы возник Иуда
                В холодной маске, на коне.
     ]

     Публикации: I2. С. 128; I3. С. 183 и I4. С. 157 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения.(1902 год)"; I5 . С. 155-156.
     »



*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
                Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

Адские варианты бытия:

5. Экклесиаст                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
                7. «Был вечер поздний и багровый…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
                Варианта с явлением Иуды.
8. Старик                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )               
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя,  варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*
 


Рецензии