Блок. Был вечер поздний и багровый... Прочтение
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.
19 апреля — 28 сентября 1902
19 апреля 1902 года – это разгар его блужданий по вероятностям. Но тогда он не решился запечатлеть этот ужас: увековечить эту сущность, вочеловечить этого безличного, воплотить это еще несбывшееся – явление Иуды. Который улыбался… Чьему Пришествию радовался Иуда?
В мире, где нет Прекрасной Дамы – возможно всё.
Если обратиться к черновикам, то становится ясным, что стихотворение ещё страшнее, чем при первом прочтении:
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
…В невозмутимой тишине
Воскрес повешенный Иуда.
…Сквозь детский плач и женский крик
Среди толпы возник Иуда,
Христа предавший ученик.
То есть Иуда уже предал, уже повесился. То есть Христос уже приходил. Тогда кто родился на этот раз? Чей «голос тонкий и протяжный, // Как долгий визг веретена»?
Чьему Пришествию теперь радовался воскресший Иуда?
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворение является свободной вариацией на тему евангельской легенды о Рождестве Христа .
– «... Звезда-предвестница взошла.» – По Евангелию, при рождении Христа над Вифлеемом зажглась звезда (Мф. 11, 2 и 9-10).
– «... Пошли в смятеньи старец важный ...» и след. – в Евангелиях говорится о волхвах (Мф. 11, 2-12) и пастухах (Лк. П, 8-20), увидевших знамение рождения Христа и пришедших в Вифлеем ему поклониться. В Псалтыри (LXXI, 10 и 15) упоминаются цари, которые поклонятся грядущему Мессии. Упоминание о "жене", пришедшей поклониться младенцу, в Священном писании отсутствует.
– «И было знаменье и чудо ...» и след. – В Евангелии нет упоминаний о появлении при рождении Христа Иуды Искариота – апостола, который впоследствии предаст Учителя.
[
Да, ни в одном из в Евангелий Иуда не воскресал. Напомню, что для Христа именно воскресенье является главным доказательством его божественной сути.
]
Сюжет идеологически навеян "учением" Мережковского о глубинной связи добра и зла, "Христа и антихриста".
– «Владыки, полные заботы ...» и след. – Имеется в виду евангельский рассказ о попытке царя Ирода убить младенца Христа (Мф. 11, 13 и 16-18).
[
Да нет. Нынче у “владык” будут совсем другие заботы. Недаром Иуда явился на коне. Евангелические апостолы конной тягой брезговали. Да и не по средствам были для них лошадки. Даже апостол Павел, будучи еще Савлом, передвигался на ослице. А всадники…
«
И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей… Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук …
И когда Он снял вторую печать… И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нём дано взять мир с земли …
И когда Он снял третью печать… Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей …
И когда Он снял четвёртую печать... И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним …
»
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
]
Публикации: I2. С. 128; I3. С. 183 и I4. С. 157 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения.(1902 год)"; I5 . С. 155-156.
»
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Адские варианты бытия:
5. Экклесиаст ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя, варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*
Свидетельство о публикации №218010901102