Хрематистика и экономика в идеях Аристотеля

       А что же такое сама экономика в социально-экономических взаимоотношениях граждан общества и как к нему относятся буржуазные экономисты?  Аристотель ставил этические, морально-нравственные принципы и другие высокие человеческие ценности над главенствующими в товарной экономике законами обмена и потребления, а потому является "врагом бизнеса". А в современном мире именно товарный бизнес ради денежной прибыли, а не братская экономическая взаимопомощь для счастливой жизни всего общества, зачастую ассоциируется с экономикой. Объяснением этого может также служить то, что экономисты не находили должной мотивации и усердия, чтобы вчитываться в довольно сложные тексты Аристотеля, посвященные больше проблемам этики и философии, политики и психологии, чтобы в них найти основы экономической доктрины великого греческого философа, а настоящим философам интересней была позиция Аристотеля как философа от товарно-денежной экономики, а не экономиста ищущего пути более справедливого удовлетворения насущных потребностей людей по заслугам перед обществом.

       Это, естественно, приводит к совершенно разному прочтению наследия Аристотеля в рамках с одной стороны экономической, а с другой - философской традиции. К тому же существует определенное расхождение во мнениях интерпретаторов Аристотеля, читавших его работы на разных языках, что тоже приводит к разнице в прочтении и интерпретации даже ключевых моментов экономической концепции Аристотеля как в российской традиции, так и на западе. Тем не менее, в последнее время появляется все больше работ, в основном западных, где философы и экономисты  снова обращаются к Аристотелю именно как к экономисту, имевшему свою социально-экономическую теорию, и ставят вопрос об актуальности экономических воззрений Аристотеля в современном мире. Есть ли чему современным экономистам учиться у Аристотеля? Что значат и значат ли что-нибудь экономические идеи Аристотеля для будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости?

       Профессор экономики Роттердамского университета  Ирен ван Ставерер в своей работе "Ценности Экономики: Аристотелева перспектива" в 2001 году апеллирует больше к социально-экономической и этической значимости экономических воззрений Аристотеля,  представляет попытку построения новой экономики, более базирующейся на морально-нравственных ценностях. А опубликованная в журнале "Клаузура" статья Милы Ильиной "Экономика и хрематистика в системе координат культурной глобализации" в 2012 году является публицистической статьей, рассматривающей современное состояние экономики как осуждаемую Аристотелем хрематистику и призывающей к выработке нового, более нравственного и экологического взгляда на экономику. Именно в качестве подтверждения необходимости внедрения нравственного и гуманного подхода Аристотеля к экономике и написана эта статья.

       Для Аристотеля естественным было присутствие двух сущностей в социально-экономических взаимоотношениях граждан и принципиально разных видов производства и распределения благ в обществе. Первый вид, названный им экономикой, подразумевает систему, целью которой становится удовлетворение насущных потребностей конкретных людей, которые занимаются различными видами деятельности в производстве разных материальных ценностей и появляется обмен этими ценностями по их равнозначности от затрат труда, от мастерства изготовления, от престижности мастера, от долговечности изделия и пр.,  пока не появились деньги.   Очень важно подчеркнуть, что с позиции системы экономики, по Аристотелю, такой инструмент как деньги оказался необходим именно и только для обеспечения удобства обмена, а не для извлечения прибыли или для порабощения других людей за долги.

       Термин экономика появился от сочетания греческих слов хозяйство и правило, история которого восходит к Домострою Ксенофонта Афинского (430-354 гг. до н.э.), буквально означает «правила управления домашним хозяйством».  А так как на заре развития человечества многие жили семейными и родственными общинами, что известно многим современным экономистам, то экономика  рассматривалась как  система знаний, ориентированная на общественно-полезные решения и на удовлетворение естественных потребностей человека и населения общества в целом.

       Само сочинение Ксенофонта построено в традиционной тогда форме диалога с Сократом, в котором ученики просят Сократа научить их основам экономики для своей счастливой жизни. Важно, что такая система знаний не может быть локально замкнутой, частной теорией или практической дисциплиной, ибо осуществлялось как моделирование экономических взаимоотношений, которые почти тут же можно было применить на практике. Причём осуществлялось это по принципу самодостаточности и должно было иметь в своей основе высшие человеческие цели и ценности для формирования благополучной жизни всего общества, а не только власть и богатство имущих, которые живут, в основном, изощряясь в методах порабощения других людей, используя их низменные инстинкты или насущную потребность просто выживать в этом опасном для жизни мире.

       А для Аристотеля экономика была не столько наукой, сколько учением для деятельности направленной на удовлетворение насущных потребностей всех членов общества! Его интересовала способность людей к совершению этой деятельности, что должно было определять привычку, формирующую экономический тип поведения направленного прежде всего на благо всего общества, когда каждый искренне надеется за свой труд иметь необходимые блага для своей жизни достойно труда. А вот здесь и начинались разногласия в понимании того, как определять вознаграждение за труд и как сформировать социально-экономические взаимодействия граждан страны, чтобы с правом на труд у каждого было право жить не бедствуя и достойно труда...

        А в «Никомаховой Этике» Аристотель определяет цель хозяйствования в обществе как накопление богатого опыта для благополучного развития всех членовобщества, где он под этим богатым опытом понимает не бесконечное накопление материальных богатств, а богатство, необходимое для "хорошей и благополучной жизни и развития общества", то есть он здесь пытается показать, что должно достигаться в полисе как в равноправном гражданском обществе. По Аристотелю это имеет точное моральное значение: "это жизнь в труде и добродетели, за счет которой достигается счастье всего общества."

       Второй вид производства и распределения благ Аристотель называет "хрематистикой", подразумевая ситуацию, когда прибыль и накопление денег становятся основной целью деятельности (как, например, банковская система ростовщичества как наживание богатства на высокопроцентном кредитовании, мошеннические схемы добывания денег, спекулятивная торговля, формирование дефицита для увеличения прибыли и прочее). Сам термин «хрематистика», автором которого является Аристотель, буквально означает умение обогащаться за счёт других людей их косвенной эксплуатацией на морально-психологическом уровне, воздействуя на низменные инстинкты людей.

     Вот пример из первоисточника Аристотеля, который раскрывает деятельность нынешних гениев финансового мошенничества:

     — «Некий Фалес, предвидя на основе астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы раздал в задаток имевшуюся у него небольшую сумму денег всем владельцам маслобоен в Милете и Хиосе, законтрактовав их дёшево, так как пока некому было с ним конкурировать. Когда наступило время сбора оливок и сразу многим одновременно потребовались маслобойки, то они вынуждены были выкупать у него время для своих нужд на желательных ему условиях и Фалес собрал много денег».

      Вот и в России сейчас многие норовят так жить, только не все могут воплотить это в жизни в силу нереальности для всех таких условий, поэтому обогащаются самые пронырливые и бессовестные...

      В любом случае это скрываемое хитростью мошенничество, является античеловечным и антиобщественным деянием, которое не имеет ничего общего с братскими и гуманными действиями, что только разжигает жажду наживы и недоверие между людьми, уводит от развития в обществе гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Именно хрематистика лишает людей высоких морально-нравственных качеств необходимых для счастливой жизни всего общества.

      А разные демагогические измышления по поводу появления разных понятий и терминов не приближают российское общество к жизни социально благополучных стран, а только двигают в дебри схоластики и демагогии, что только способствует увеличению числа россиян сближающихся с малосознательной и хищнически настроенной частью народных масс...


       В более широком смысле под хрематистикой Аристотель понимает вид деятельности, который нацелен на обогащение любыми, не запрещёнными законом путями, т.е. когда человек ставит себе цель именно обогатиться за счёт других людей, независимо от использования этого богатства.  Именно при товарно-денежном распределении материальных ценностей по капиталу, а не по количеству и квалификации труда, люди в силу специфического устройства человеческой психики, стремятся любыми средствами добывать деньги! А поскольку в деньгах сытости не бывает ни у богатых, ни у бедных, часто большинство людей стремится любыми способами добывать деньги, а не добросовестно трудиться на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое для своей счастливой жизни! Как в братской и дружной семье любящих и уважающих друг друга людей!
          
        При этом можно утверждать, что даже хрематистика у Аристотеля делится на два типа, один из которых подчинён экономике для приобретения тех вещей, которые необходимы для продолжения благополучной жизни. Второй тип хрематистики - неестественный, не подчиненный экономике и направленный на накопление бесконечного богатства в виде денег и разных материальных ценностей в ущерб другим людям, а значит носит антигуманный, античеловечный характер. В отношении этого второго вида хрематистики Аристотель утверждает, что "эта вторая форма ведет к мнению, что нет предела богатству и собственности" [Политика I, 9, 1257a 1]

        В рамках этой системы получается, что цель хрематистики не служение высшим духовным задачам жизни людей, а побуждение стремления к неограниченной наживе, порочной с точки зрения Аристотеля.  Жажда наживы и стремление к беспредельному приобретательству и накопительству эксплуатируют не только порочные стороны человеческой природы, но и саму природу Земли, не понимая, что её ресурсы не безграничны. Когда алчность одних ведёт к богатству, а других к бедности вместо золотой середины, что уводит от добродетели и делает и тех и других не лучше, а хуже, то что же ждёт россиян в скором будущем?

        Когда получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности и правильности применяемых схем ведения дела, а не удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества при организации распределения базовых средств для жизни по количеству и квалификации труда, то происходит инверсия этической оценки двух видов хозяйствования – экономики и хрематистики. Начиная с «экономического человека» А.Смита, именно эгоистическое стремление к обогащению стало представляться мотором хозяйственной жизни в обществе. Это буржуазно-либеральное воззрение, потеснившее добродетельные взгляды на экономику, стало рассматривать хрематистику как естественную и единственно полезную форму хозяйствования, её же позже перенесли и в систему глобальной экономики.

        А для Аристотеля важна была добрососедская связь привычек и типа поведения одних людей с привычками и типами других членов общества, поскольку человек не может осуществлять действия по использованию благ в полной изоляции от других людей, ибо жить в обществе и не зависеть от жизни общества невозможно!  Таким образом важно появление общественных институтов, то есть институциональной экономики со своими законами развития в современном понимании.

       Хорошие привычки делают поведение людей более предсказуемым, а это способствует консолидации общества. Через меры поощрения и наказания своим добрым примером правящая элита может способствовать реализации одних типов поведения и не поощрять другие, таким образом, воспитывая общественно полезные привычки и житейские навыки. По Аристотелю хорошее образование и справедливые законы помогают формированию хороших привычек и житейских навыков. Образование и подготовка человека к труду в Древней Греции было основным институтом формирования личности, готовой и дальше идти по пути самосовершенствования в условиях наличия ЗАКОНОВ способствующих  этому самосовершенствованию и поощряющих такое развитие личности!

        Очевидно, что экономика Аристотеля - это не современная наука и не наука в современном понимании, а скорей мировоззренческая система, учение базирующееся на определенных морально-этических ценностях в стремлении к их формированию за счет рациональных действий.  А эти действия, складывающиеся в привычки, формируют личность человека экономического как члена социума, разделяющего эти же ценности. Экономика Аристотеля построена на этике и вся пронизана этикой, поэтому большинство интерпретаторов Аристотеля и говорят об актуальности его идей для развития будущего общества гуманизма, равноправия и социальной справедливости!

        Но это не для варваров России, которые могут объединиться, чтобы ограбить кого-нибудь, а потом передраться между собой за более жирный куш. А вот объединиться в политическую партию с такими целями, победить на выборах в парламентской борьбе, внедрить мудрые социально справедливые законы и сделать свою страну социально процветающей, об это  пока большинство россиян даже не мечтают, иначе бы объединялись для борьбы за внедрение хороших мудрых законов...

       


Рецензии
Как популяризация необходимости разделения понятий экономики и хремастики, статья очень хороша. Но последний абзац, конечно же, построен не на научной основе. Из аристотелевской экономики сегодня актуальна мысль о плановом ведении хозяйства. Без плана нет экономики. Мне всегда было и смешно и грустно видеть и слышать термины ПЛАНОВАЯ экономика (как будто экономика может быть не плановой), РЫНОЧНАЯ экономика (это завуалированная хремастика) и различные вариации этих понятий.
Сегодня технические возможности позволяют выстроить модель развитий государства на основе экономики. Деньги (информация по своей сути) должны занимать в ней такое же место, как и кирпичи, нефть, лес, электроэнергия. И ни в коем случае не могут являться целью развития общества, государства и личности. Надеюсь, что появление искусственного интеллекта ускорит решение этой задачи. Главное, не допустить, чтобы "цифровизация" попала в нечистые руки.
Желаю автору успехов в трудном, но интересном деле - отделения хремастики от экономики, в первую очередь, в сознании людей.

Владимир Ленмарович Тимофеев   10.11.2020 17:01     Заявить о нарушении
И еще раз перечитал с большим удовольствием. Пора, пора разоблачить многих нынешних экономистов, которые на самом деле являются чмстой воды хремастиками. Но как бы эту идею сделать популярной среди населения, и, особенно, молодежт?

Владимир Ленмарович Тимофеев   13.03.2021 20:54   Заявить о нарушении
Если у народа никаких прав и свобод без законов не бывает, то значит и социально справедливое общество может быть только при мудрых законах, которые учитывают интересы всех честных и добросовестных граждан общества, чтобы каждый трудился для всех, и все для каждого!

Чтобы с правом на труд у каждого было определённое законом право хотя бы на достойные человека нормы социально-бытовых условий жизни, причём от общей массы производимых в обществе и ежедневно необходимых каждому средств для жизни, при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества!

И если в обществе большинство населения против таких законов, то такому обществу нечего и мечтать о социальной справедливости...

Ну, а если большинство народа будет за такие законы, но не хочет объединяться в свою политическую партию для парламентской борьбы с противниками таких законов, то тем более такой народ заслуживает своё угнетённое положение...

И никакой уравниловки, кроме равенства прав и свобод всех граждан перед законом!

Уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости в социально-производственных отношениях и в быту есть условие вопиющей несправедливости, является концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества.

Поэтому кто хочет иметь хорошие блага от общества, должен научиться и уметь лучше трудиться и жить на благо других людей общества, чтобы иметь всё необходимое для своей интересной и счастливой жизни, не ущемляя интересы и стремления к социальному благополучию других людей!

Аникеев Александр Борисович   03.04.2021 20:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.