Блок. Он входил простой и скудный... Прочтение

11. «Он входил простой и скудный…»





                Он входил простой и скудный,
                Не дыша, молчал и гас.
                Неотступный, изумрудный
                На него смеялся глаз.

                Или тайно изумленный
                На него смотрел в тиши.
                Он молчал, завороженный
                Сладкой близостью души.

                Но всегда, считая миги,
                Знал — изменится она.
                На страницах тайной книги
                Видел те же письмена.

                Странен был, простой и скудный
                Молчаливый нелюдим.
                И внимательный, и чудный
                Тайный глаз следил за ним.
                Сентябрь 1902






     Напомню, «одинокий глаз», как мне кажется  – физически это луна.  А метафизически:

               " …Взгляни наверх в последний раз,
                Не хочет бог, чтоб ты угас,
                Не встретив здесь Любви былой.
                Как в первый, так в последний раз
                Проникнешь ты в Ее чертог,
                Постигнешь ты — так хочет бог —
                Ее необычайный глаз.
                10 июня 1901"

     Метафизически через  луну, посредством луны – как через распахнутое окно! – на «тебя» – поэта, смотрит Она. Тебе – через луну – Она указует дорогу к Себе.

     Вот уже десять  стихотворений, десять глав этой части его мучили отъединённостью от  Неё, а здесь дали намёк, дали глотнуть воздуха, и хоть  не сам  поэт  действующее лицо, а «он»,  и не Она, а «она», но хоть похоже…

     Ну, а биографически… Всё то же:

Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
     «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна.»

     Стихотворение прочитать можно так: Блока очередной раз окатили «холодностью», но на улице – луна, он поежился: все повторяется… Но значит… Может повториться  и то, что случилось прошлой осенью-зимой – храмы, Исаакий… И даже то, что нигде ни он, ни она не описали – то, что произошло 7-ого февраля: «Это уже лучше и не вспоминать и не напоминать. Это было 29 января, [Исаакий]— а уж 7 февраля — полегче. Это было необыкновенно, кажется, очень важно, разумеется, для меня. Для Вас — мимолетность».

    И вот:
 
                Он входил простой и скудный,
                Не дыша, молчал и гас.

Увидели комнату, она с подругами и друзьями, еле заметив его, бросила "Здравствуйте" и тут же отвернулась? Но это в этой комнате, а там, в небе:

                Неотступный, изумрудный
                На него смеялся глаз.

Или в редкие миги, подобные тому, когда Любовь Дмитриевна рассказала ему о церкви:

                Или тайно изумленный
                На него смотрел в тиши.
                Он молчал, завороженный
                Сладкой близостью души.

Ведь в ещё одно верил Александр Блок: " меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)" (из неотправленного письма).

                Но всегда, считая миги,
                Знал — изменится она.
                На страницах тайной книги
                Видел те же письмена.

И оттуда сверху со здоровым пессимизмом, с неизбывной надеждой смотрели: неужели получится?! -

                И внимательный, и чудный
                Тайный глаз следил за ним.



 
*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
                Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

Адские варианты бытия:

5. Экклесиаст                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )               
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
                11. «Он входил простой и скудный…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
                Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя,  варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*


Рецензии