Блок. Явился он на стройном бале... Прочтение
Явился он на стройном бале
В блестяще сомкнутом кругу.
Огни зловещие мигали,
И взор описывал дугу.
Всю ночь кружились в шумном танце,
Всю ночь у стен сжимался круг.
И на заре — в оконном глянце
Бесшумный появился друг.
Он встал и поднял взор совиный,
И смотрит — пристальный — один,
Куда за бледной Коломбиной
Бежал звенящий Арлекин.
А там — в углу — под образами.
В толпе, мятущейся пестро,
Вращая детскими глазами,
Дрожит обманутый Пьеро.
7 октября 1902
– "Явился он…" – он - это не alter ago поэта. В черновиках данный факт подчеркнут написанием: «Явился Он…». И второй, у которого «взор совиный», – тоже, и уж, конечно, не Арлекин…
А «провидец и обладатель тайны» опять в мире, где Ее нет…
С одной стороны – это еще одна вариация «плясок смерти» – тех самых, что в сентябрьском стихотворении «При жолтом свете веселились…» – совпадения вплоть до цитатного уровня.
Там:
"При жолтом свете веселились,
Всю ночь у стен сжимался круг,
Ряды танцующих двоились,
И мнился неотступный друг."
Здесь:
"Всю ночь кружились в шумном танце,
Всю ночь у стен сжимался круг.
И на заре — в оконном глянце
Бесшумный появился друг.
Но в том, но тогда он не сумел рассмотреть, кто же это там, в поднятой «веселящимися» пыли, что он – тот – делает, что с ним происходит:
"Казалось, там, за дымкой пыли,
В толпе скрываясь, кто-то жил…"
Теперь «дымка» рассеялась, и ему показали, что – «там», кто…
А там — в углу — под образами.
В толпе, мятущейся пестро,
Вращая детскими глазами,
Дрожит обманутый Пьеро.
Но, конечно, это не только продолжение все продолжающегося кошмара (обратите внимание на дату прошлого стихотворения: «Сентябрь 1902» – число не указано, т.е. стихо написано по впечатлениям от нескольких ночей), это еще и… Пыль осела, или в пыли появился просвет, и за «плясками смерти» ему показали мир «Балаганчика», мир II-ого тома, мир не горечи и боли, а – предательств:
Блок. "О современном состоянии русского символизма":
"Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим "анатомическим театром", или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами (ессе homo!) [Се человек! (лат.)]. Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце. Океан – мое сердце, все в нем равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров (мгновенье, остановись!). Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством.... Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо."
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «… на стройном бале ...» – См. коммент. к стих. "Свет в окошке шатался... ".
[
Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Стихотворение открывает группу произведений, где действуют образы-маски итальянской комедии дель арте. Биографически эти образы навеяны впечатлениями от маскарадов в доме М.П. Боткина, (см. коммент. к стих. "Не поймут бесскорбные люди ... "), но персонажи и сюжеты арлекинад были известны Блоку с раннего детства, так как в 1880-1890-х годах они занимали большое место в репертуаре петербургских театров-балаганов. Ребенком Блок на одном из праздников был одет в костюм Пьеро (Воспоминания, 1. с. 107) .
[
Из Примечаний к стихотворению "Не поймут бесскорбные люди ... " в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В ДН1 к ЧА помета: "Перед окнами 10 февраля. Боткинский вечер. Безумно горест(но) Маскарад у Боткиных".
В.Н. Орлов в комментарии к СС-81, ссылаясь на сообщение Л.Д. Блок, пишет о том, что Блок и она посещали дом художника и коллекционера М.П. Боткина (Л.Д. Менделеева дружила с его дочерьми). Однажды, когда они были позваны к Боткиным на маскарад, Блок отказался идти и, расхаживая под окнами боткинского дома, наблюдал за разряженными гостями, среди которых была и Л.Д. Менделеева
»
]
»
]
– «... Всю ночь у стен сжималcя круг». – Ср. ст. 2 в стих. "При жолтом свете веселились ...”
Коломбина, Арлекин, Пьеро – персонажи итальянской народной комедии дель арте (см. коммент. к стих. "Свет в окошке шатался ... "). В отличие от стих. "Свет в окошке шатался ... ", характеристики персонажей соответствуют традиции ("обманутый Пьеро").
[
Редакция считает, что в том стихотворении, несмотря на то, что “в арлекинадах, восходящих к итальянской комедии масок, Арлекин – счастливый любовник Коломбины, здесь же ему дана роль обманутого Пьеро.” С моей точки зрения в том эпизоде Арлекину были смешны и картонный “Он”, и все “его” деревянные мечи:
«…”Он” – мечом деревянным
Начертал письмена.
Восхищенная странным,
Потуплялась “Она”.
Восхищенью не веря,
С темнотою – один –
У задумчивой двери
Хохотал арлекин.
6 августа 1902»
Арлекин-то знает, что по-настоящему хочет “Она”, и в исходном стихотворении показано, как он вот-вот возьмет своё:
...за бледной Коломбиной
Бежал звенящий Арлекин.
]
»
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Адские варианты бытия:
5. Экклесиаст ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя, варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*
Свидетельство о публикации №218011000766