Блок. Свобода смотрит в синеву... Прочтение
Свобода смотрит в синеву.
Окно открыто. Воздух резок.
За желто-красную листву
Уходит месяца отрезок.
Он будет ночью — светлый серп,
Сверкающий на жатве ночи.
Его закат, его ущерб
В последний раз ласкает очи.
Как и тогда, звенит окно.
Но голос мой, как воздух свежий,
Пропел давно, замолк давно
Под тростником у прибережий.
Как бледен месяц в синеве,
Как золотится тонкий волос…
Как там качается в листве
Забытый, блеклый, мертвый колос.
10 октября 1902
Уже только спокойное, холодное отчаянье.
Конечно здесь не «пейзажная лирика». «Желто-красная» листва заставляет вспомнить о «плясках смерти»:
"При жолтом свете веселились,
Всю ночь у стен сжимался круг.."
Месяц больше не напоминает «чудный, тайный глаз», месяц теперь – серп, серп уже готовый к жатве.
В мир «у прибережий»…
(помните? –
"…Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш…"
помните? –
"Над печальными лугами
Мы встречаемся с Тобой.
Но и ночью нет ответа,
Ты уйдешь в речной камыш…"
да как такое забудешь!)
В мир у прибережий его пускать перестали:
Но голос мой…
… замолк давно
Под тростником у прибережий.
Да и не «камыш» уже он видит – а тростник… Это, чтоб напомнить об источнике слов про «свободу», про Тютчева, конечно же:
"Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?.."
Тютчев. "Певучесть есть в морских волнах"
То есть Блоковская "Свобода смотрит в синеву./Окно открыто." - это "мыслящий тростник" смотрит, это Блок у раскрытого окна... О, эта «преувеличенность жизни в смерти час»! В «последний раз» вглядеться, полюбоваться, вкусить:
Он будет ночью — светлый серп,
Сверкающий на жатве ночи.
Его закат, его ущерб
В последний раз ласкает очи.
«Его закат, его ущерб» – не закат, не уход нашего вечного спутника за окоем Земли, – это ущерб: от полнолуния, от глаз Твоих – к серпу.
Поэт прощается с миром. Блок уже назначил себе срок (ДО следующего "ущерба") – месяц.
С 10 октября до 7 ноября и пройдет – месяц. И он напишет предсмертную записку, возьмет пистолет и пойдет “объясняться” со своей Любовью Дмитриевной.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «За желто-красную листву ...» – О символике [символикой Редакция называет комплекс устойчивых образов, ассоциаций, связанных с тем и или иным образом] "желтого" см. коммент. к стих. "Там – в улице стоял какой-то дом ... ".
[Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «... при свете лампы жолтом.» – О "тусклой желтой лампе" на лестнице дома, где помещались курсы Читау, Блок вспоминал в более позднем (29 августа 1902 г.) письме к Л.Д. Менделеевой.
»
Привязывать всё “желтое” в СПД с желтой лампой на лестнице – по-моему сомнительно.
]
– «Он будет ночью – светлый серп ...» и след. – В средневековой литературе "серп" и "жатва"– образы, связанные со смертью.
– «Его закат, его ущерб ...» – Ср. символику заглавия последнего отдела ("Ущерб") в I1. Мотив ущербленного месяца иронически варьируется во "2-ой, драматической" "Симфонии" А. Белого (М., 1902): месяц "не оправдал ожиданий и ущемился ранее срока. Он все делал не по ожиданию, а по календарю" (с. 64 и др.). И у Блока, и у Белого образ связан с начинающимся кризисом мистического мироощущения.
– «Как и тогда, звенит окно». – Отсылка к ранней мистической лирике, навеянной образом Л.Д. Менделеевой (ср.: "Ты была у окна ... "; "Я недаром боялся
открыть ... "; "Встану я в утро туманное ... ").
– «... замолк давно // Под тростником у прибережий ...» – Отсылка к лирике "мистического лета" ("За туманом, за лесами ... " и "Видно дни золотые пришли ... ").
Впервые: I1. С. 121 в отделе "Ущерб".
Публикации: I2. С. 132; I3. С. 187 и I4. С. 161 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 159.
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
»
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Ультиматум:
13. «Свобода смотрит в синеву…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/769 )
Прощание.
14. «Ушел он, скрылся в ночи…» ( http://www.proza.ru/2018/01/25/913 )
Ультиматум: или вы, которые там, сверху, возвращаете «луг с лилиями», либо он – уйдет.
15. Religio ( http://www.proza.ru/2018/01/11/792 )
Ему ответили: «…всю жизнь — один Завет: / Завет служенья Непостижной»
16. «Вхожу я в темные храмы…» ( http://www.proza.ru/2018/01/11/955 )
…И пустили с краешку постоять – в «темном храме», где бегут по карнизам «улыбки и сны».
*
Свидетельство о публикации №218011000769