Блок. Свобода смотрит в синеву... Прочтение

 13. «Свобода смотрит в синеву…»





                Свобода смотрит в синеву.
                Окно открыто. Воздух резок.
                За желто-красную листву
                Уходит месяца отрезок.

                Он будет ночью — светлый серп,
                Сверкающий на жатве ночи.
                Его закат, его ущерб
                В последний раз ласкает очи.

                Как и тогда, звенит окно.
                Но голос мой, как воздух свежий,
                Пропел давно, замолк давно
                Под тростником у прибережий.

                Как бледен месяц в синеве,
                Как золотится тонкий волос…
                Как там качается в листве
                Забытый, блеклый, мертвый колос.
                10 октября 1902






     Уже только спокойное, холодное отчаянье.
     Конечно здесь не «пейзажная лирика».  «Желто-красная» листва заставляет вспомнить о «плясках смерти»:

                "При жолтом свете веселились,
                Всю ночь у стен сжимался круг.."

     Месяц больше не напоминает «чудный, тайный глаз», месяц теперь – серп, серп уже готовый к жатве. 
     В мир «у прибережий»…

    (помните? –

                "…Мы встречались в вечернем тумане,
                Где у берега рябь и камыш…"

помните? –

                "Над печальными лугами
                Мы встречаемся с Тобой.

                Но и ночью нет ответа,
                Ты уйдешь в речной камыш…"
 
да как такое забудешь!)

     В мир у прибережий его пускать перестали:

                Но голос мой…
                … замолк давно
                Под тростником у прибережий.

     Да и не «камыш» уже он видит – а тростник… Это, чтоб напомнить об источнике слов про «свободу»,    про Тютчева, конечно же:

                "Певучесть есть в морских волнах,
                Гармония в стихийных спорах,
                И стройный мусикийский шорох
                Струится в зыбких камышах.

                Невозмутимый строй во всем,
                Созвучье полное в природе, –
                Лишь в нашей призрачной свободе
                Разлад мы с нею сознаем.

                Откуда, как разлад возник?
                И отчего же в общем хоре
                Душа не то поет, что, море,
                И ропщет мыслящий тростник?.."
                Тютчев.  "Певучесть есть в морских волнах"

     То есть Блоковская "Свобода смотрит в синеву./Окно открыто." - это "мыслящий тростник" смотрит, это Блок у раскрытого окна...  О, эта «преувеличенность жизни в смерти час»!  В «последний раз» вглядеться, полюбоваться, вкусить:

                Он будет ночью — светлый серп,
                Сверкающий на жатве ночи.
                Его закат, его ущерб
                В последний раз ласкает очи.

     «Его закат, его ущерб» – не закат, не уход нашего  вечного спутника за окоем Земли, – это ущерб: от полнолуния, от глаз Твоих – к серпу.
     Поэт прощается с миром. Блок уже назначил себе срок (ДО следующего "ущерба") – месяц.
     С 10 октября до 7 ноября и пройдет – месяц. И он напишет предсмертную записку, возьмет пистолет и пойдет “объясняться” со своей Любовью Дмитриевной.



Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
      – «За желто-красную листву ...» – О символике [символикой Редакция называет комплекс устойчивых образов, ассоциаций, связанных с тем и или иным образом] "желтого" см. коммент. к стих. "Там – в улице стоял какой-то дом ... ".
     [Из Примечаний к упомянутому стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
      «
           – «... при свете лампы жолтом.» – О "тусклой желтой лампе" на лестнице дома, где помещались курсы Читау, Блок вспоминал в более позднем (29 августа 1902 г.) письме к Л.Д. Менделеевой.
       »
      Привязывать всё “желтое” в СПД с желтой лампой на лестнице – по-моему сомнительно.
     ]

     – «Он будет ночью – светлый серп ...» и след. – В средневековой литературе "серп" и "жатва"– образы, связанные со смертью.

     – «Его закат, его ущерб ...» – Ср. символику заглавия последнего отдела ("Ущерб") в I1. Мотив ущербленного месяца иронически варьируется во "2-ой, драматической" "Симфонии" А. Белого (М., 1902): месяц "не оправдал ожиданий и ущемился ранее срока. Он все делал не по ожиданию, а по календарю" (с. 64 и др.). И у Блока, и у Белого образ связан с начинающимся кризисом мистического мироощущения.

      – «Как и тогда, звенит окно». – Отсылка к ранней мистической лирике, навеянной образом Л.Д. Менделеевой (ср.: "Ты была у окна ... "; "Я недаром боялся
открыть ... "; "Встану я в утро туманное ... ").
    
      – «... замолк давно // Под тростником у прибережий ...» – Отсылка к лирике "мистического лета" ("За туманом, за лесами ... " и "Видно дни золотые пришли ... ").

     Впервые:  I1. С. 121 в отделе "Ущерб".
     Публикации: I2. С. 132; I3. С. 187 и I4. С. 161 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 159.

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922



»


*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
                Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

     Ультиматум:

                13. «Свобода смотрит в синеву…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/769 )
                Прощание.
14. «Ушел он, скрылся в ночи…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/913 )
Ультиматум: или вы, которые там, сверху, возвращаете «луг с лилиями», либо он – уйдет.
15. Religio                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/792 )
Ему ответили: «…всю жизнь — один Завет: / Завет служенья Непостижной»
16. «Вхожу я в темные храмы…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/955 )
…И пустили с краешку постоять – в «темном храме», где бегут по карнизам «улыбки и сны».

*


 


Рецензии