14 Севастопольская Гринландия
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
14. Севастопольская Гринландия. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 19 мая 1971 года.
В четверг 19 мая 1971 года мы – наша группа рулевых-сигнальщиков и девчонок с соседних курсов ДОСААФ – утром собрались на ступеньках здания Севастопольского ДОСААФ, чтобы приветствовать друг друга и договориться о новой встрече. Вчера после занятий мы хорошо посидели в кафе, а теперь все жаждали «продолжения банкета». Однако начальник Морской школы, наш учитель по навигации, отсутствующий вчера по делам, предупредил нас, что сегодня будет читать нам навигацию не два часа, а четыре, а в пятницу, то есть послезавтра, будет контрольная по навигации.
- Кто не сдаст контрольную на оценку «удовлетворительно», тот вернётся на место своей работы с соответствующей характеристикой, - сказал нам «Учитель». – С такой характеристикой вы будете служить в каких-либо иных войсках и службах, но не в элитных. Выбор своей судьбы в ваших руках и головах. Выбирайте сами.
Мы поняли, что свидания с девушками «накрылись медным тазом». И откуда это выражение?
Занятие по навигации началось с того, что мы вновь стали представлять себя наблюдателями на открытом ходовом мостике боевого корабля. Мостик находится на высоте над уровнем моря и поэтому линия взгляда наблюдателя по касательной касается линии окружности видимого горизонта. Так как Земля имеет шарообразную форму, то поднимаясь на высоту, можно всё дальше и дальше увидеть море и землю, расширить видимый горизонт наблюдателя, то есть «заглянуть за обычный горизонт». Все объекты на море и на земле тоже имеют свою высоту, поэтому у их наблюдателей тоже есть свои видимые горизонты. В результате можно видеть высшие точки каких-либо объектов на море, например, мачты и трубы, ещё до того, как на горизонте появится сам объект.
В мореходных таблицах указывается дальность видимого горизонта в зависимости от высоты точки зрения-взгляда наблюдателя. Например, по мореходным таблицам дальность обнаружения маяка высотой h=42 м от уровня моря с высоты глаза наблюдателя е=15.5 м осуществляется таким образом: для h = 42 м дальность (по таблице 22) Дh = 13.5 мили; для е = 15.5 м - Де = 8.2 мили, следовательно, дальность обнаружения маяка при нормальных атмосферных условиях: Дп = Дh+Дe = 21.7 мили.
Курсы, пеленги и дальности в море указываются или прокладываются на морских картах. Прокладка ведётся простым карандашом с помощью прокладочного инструмента: навигационного транспортира, циркуля-измерителя и параллельной линейки. Штурманским навигационным транспортиром измеряют и отмечают углы курсов и пеленгов, это практически обыкновенный школьный плоский полукруг с делениями градусов от 0° до 180° с линейкой. Центр этого полукруга находится в центре линейки и обозначается риской.
Штурманским циркулем-измерителем измеряют и откладывают на морской карте расстояния. Он имеет две раздвижные ножки с острыми иглами на концах. Штурманской параллельной линейкой проводят на карте прямые линии, параллельные заданному направлению. Она состоит из двух линеек, соединённых между собой двумя планками с помощью шарниров так, чтобы линейки свободно раздвигались и сближались вплотную, оставаясь строго параллельными друг к другу. Параллельные линейки бывают трёх размеров: 300, 450 и 600 мм.
Для ведения прокладки на морских картах нужно: снимать с карты координаты и по заданным широте и долготе наносить точку на карту; прокладывать на карте и снимать с неё направление (курс, пеленг); измерять на карте расстояние между двумя точками и откладывать расстояние на прямой. Современные морские карты обеспечивают возможность: прокладки на карте прямой линии пути корабля, следующего одним и тем же курсом (локсодромия); применения равноугольной картографической проекции, то есть равенство углов на местности углам на карте. Эти условия удовлетворяет равноугольная нормальная цилиндрическая (меркаторская) проекция, в которой параллели и меридианы изображены прямыми линиями, пересекающимися под прямым углом.
Для сохранения достоверного изображения на карте контура морей, заливов, островов, проливов и местности, меридианы к полюсам Земли растягиваются на такую же величину, на какую в этой широте растянута параллель. Все карты, вне зависимости от характера картографической проекции, всегда уменьшают действительные размеры участков морской и земной поверхности. Отношение длины какой-нибудь линии на карте к длине той же линии на местности называется масштабом.
Масштабы бывают числовые и линейные. Числовой масштаб выражается в виде дроби, в числителе которой стоит единица, а в знаменателе — число, показывающее, во сколько раз единица длины на местности уменьшена на карте. Например, числовой масштаб 1 : 25 000 показывает, что каждая миля на местности изображена на карте отрезками в 25 000 раз меньше реальной мили. Линейный масштаб изображается в виде прямой, разделённой на сантиметры или другие единицы длины, которые соответствуют милям или другим единицам длины на местности. Это очень удобно при пользовании штурманским циркулем-измерителем (сразу можно на карте подсчитать реальное расстояние в милях). Выбор масштаба карты зависит от её подробности или от размера изображаемого на карте района моря или местности.
Морские карты бывают: навигационные, вспомогательные и справочные. Навигационные карты нужны для счисления пути и определения места корабля в море, ориентировки в обстановке и графического решения задач по кораблевождению. В зависимости от масштаба они делятся на генеральные, путевые, частные и планы. Генеральные (общие) карты изображают целые океаны, моря или их части. Они служат для общего изучения маршрута перехода, предварительной прокладки и счисления в открытом море. Путевые карты изображают небольшие части моря с подробным нанесением навигационных опасностей. Они служат для ведения прокладки и определения места корабля при плавании вдоль побережья, а также вне видимости берегов. Частные карты изображают отдельные, особо трудные в навигационном отношении районы: заливы, проливы, подходы к портам и т. п. На них подробно наносятся средства навигационного оборудования: створы, секторы маячных огней, ограждение опасностей и др. Частными картами пользуются при прохождении узостей, при подходах к берегу и т. п. Планы или схемы со всеми подробностями изображают бухты, рейды, гавани и якорные места. Они служат для руководства при входе в бухту, устье реки, для выбора места постановки на якорь и других подобных нужд.
- После обеда мы с вами будем учиться прокладывать курс корабля на карте, - сказал нам «Учитель».
Я очнулся от торопливых записей в свою рабочую тетрадь и вдруг понял, что мне опять интересно слушать, внимать, понимать и запоминать. Это было то, к чему я стремился с детства. Ещё в детстве, примерно в третьем классе (1963), я прочитал приключенческую повесть Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» и перерисовал в свой альбом карту этого острова. Я рисовал «розу ветров», очертания острова, приметные ориентиры на острове, героев и персонажей этой книги, корабли в море и шхуну «Эспаньолу». Потом этот рисунок мне зачли как контрольный и поставили за него оценку «5». Примерно в седьмом классе (1967) я зачитывался повестями и рассказами Александра Грина, хотя они были очень трудными для чтения, и пытался нарисовать карту Гринландии – страны, где существуют города и поселения: Зурбаган, Лисс, Каперна и бриг «Алые паруса».
Теперь, вернувшись домой в рабочее общежитие Севморзавода, я с новой силой воображения, вооружённый полученными знаниями, начал рисовать новую карту севастопольской Гринландии, основанной на форме и очертаниях севастопольских бухт. Получилось нечто среднее между "Островом Сокровищ" и современной морской картой. На фотоиллюстрации воспроизведена карта севастопольской Гринландии - страны Грина, примерное воплощение моих фантазий, но выполненное другим автором, севастопольским художником Владимиром Асеевым. Что поделаешь, я всегда был больше романтиком, нежели прагматиком.
На картине-карте хорошо различимы места и поселения вымышленной страны Гринландии:
на месте центральной части города Севастополя располагается Гриновский Зурбаган -
"большой цивилизованный город с уличным электрическим освещением, яркими плакатами на тумбах, с большими домами, увеселительными местами, но слегка испорченный выбросами из фабричных труб, но в целом не утративший оригинальности причерноморского портового города со множеством тенистых садов, кольцеобразным расположением узких улиц, почти лишённых благодаря этому перспективы, в связи с неожиданными, крутыми, сходящими и нисходящими каменными лестницами, ведущими под тёмные арки или на брошенные через улицу мосты, что придавало Зурбагану интимный характер" (Изложение описания А. Грином Зурбагана - автор);
Южная севастопольская бухта - это Гавань Зурбагана -
"тесная, восхитительно грязная, пыльная и пестрая; в полукруге остроконечных, розовой черепицы, крыш прибрежных домов, где у каменной набережной теснилась плавучая, над раскаленными палубами, заросль мачт; в которой, как гигантские пузыри, хлопали, набирая ветер, огромные паруса; змеились вымпелы; сотни медных босых ног толклись вокруг аппетитных лавок с горячей похлёбкой, лепёшками, рагу, пирогами, фруктами, синими матросскими тельниками и всем, что нужно бедному моряку в часы веселья, голода и работы" (Изложение описания А. Грином гавани Зурбагана - автор);
севастопольский Дворец пионеров (бывший дореволюционный Институт физических методов лечения, ныне – Дворец детства и юности) - это Дворец Ганувера из произведения А.Грина «Золотая цепь» -
"красивейшее здание Севастополя, с множеством комнат и запутанных переходов, с фонтаном в виде чаши, который когда-то находился перед зданием Института" (Изложение описания Института из статьи "Гринландия - это Севастополь!" О.В. Андреевой - автор);
районы бухты Аполлоновой и Килен-балки - это Каперна, где жила Ассоль или "Корабельная Ассоль" -
"возможно, самое романтичное место Севастополя, где в древности располагался разбойничий порт, куда доставлялись рабы, селились капёры (пираты), контрабандисты, торговцы и рыбаки, место, враждебное по отношению к Ассоль и её отцу" (Изложение статьи "Гринландия - это Севастополь!" О.В. Андреевой - автор);
Корабельная сторона, рядом с севастопольским железнодорожным вокзалом - это гриновский Лисс, а Ушакова балка - это лес, через который ходила с игрушечными корабликами Ассоль, здесь когда-то действительно протекал ручей;
район железнодорожного вокзала, Красная и Зелёная горки - это гриновский Гель-Гью;
кладбище кораблей в конце севастопольской бухты и Свято-Климентовский монастырь в Инкермане - это гриновская община "Голубые братья" и кладбище кораблей;
Инкерман - это гриновский Сан-Риоль или "святая река", а Чёрная речка - это гриновская река Лилиана;
вход в Севастопольскую бухту - это гриновский пролив Кассет.
Мой старший брат Юра горячо поддержал меня и тут же утащил мой рисунок-карту к себе на работу, чтобы показать-похвастаться перед сослуживцами и друзьями, за это они пригласили меня в свою компанию. Друзья и товарищи моего брата взяли надо мной шефство, как над "неисправимым и беспомощным романтиком и фантазёром". При этом эти взрослые парни и мужики азартно дополняли моё видение Гринландии новыми подробностями, с удивлением узнавая в произведениях Александра Грина всё новые и новые реальные места Севастополя и его окрестностей.
Что говорить, нам всем полюбился наш солнечный, южный и приморский Севастополь-Зурбаган, наша севастопольская Гринландия.
Фотоиллюстрация: Гринландия. Севастопольский район. Картина севастопольского художника Владимира Асеева. Источник данных: Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.
Свидетельство о публикации №218011101078