11 Корабельные устройства

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

11. Корабельные устройства. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 17 мая 1971 года.

Утром следующего дня, во вторник 17 мая 1971 года, я проснулся с ощущением нетерпеливого желания поскорее оказаться в Севастопольской Морской школе ДОСААФ, чтобы продолжить интересное обучение профессии военного моряка. Я чувствовал, что нашёл то ощущение, которое давно искал – жгучее любопытство и страстное желание изведать что-то новое, интересное, потребное. Мой старший брат Суворов Юрий Сергеевич, которому я в восторженных красках рассказал о событиях прошедших дней, горячо поддержал меня и сказал, что я «на верном пути». Более того, он потребовал, чтобы я «не мучился дурью и сразу же поступал в Севастопольское военно-морское нахимовское училище или в «Голландию» (Черноморское высшее военно-морское Ордена Красной Звезды училище имени П. С. Нахимова или Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище - автор).

К такому повороту событий и к такому разговору я был не готов, поэтому решил для себя: «Пусть всё остаётся так, как идёт. Пока мне интересно здесь и страшно там». Дело в том, что ощущения, чувства, знания и опыт отношений, которые я получал в событиях начала учёбы в морской школе, с лихвой наполняли меня и были желанными, то есть теми, о которых я мечтал с детства. Большего и более серьёзного мне не нужно, сейчас мне нужно было одно – узнать, что такое «спардек».

- Спардек? - озадаченно переспросил меня мой старший брат Юра, - Это, брат, такая штука, которая…

Он замешкался, почему-то огляделся по сторонам и предложил мне с утра сбегать на работу в Севморзавод и спросить там, у бывалых судостроителей. Так я и сделал. Рано утром 17 мая 1971 года я быстренько проглотил стакан горячего чаю, съел бутерброд с маслом и колбасой и умчался на завод.

В нашем трубомедницком цехе №4 на механомонтажном участке на утреннюю планёрку и развод по работам собрались все наши: седовласый механик, мой наставник и наш бригадир Евгений Мыслин, знаменитый рукодел Ваня Обертас, мастера-ремонтники, слесари механосборочных работ, подмастерья и ученики. Все глухо переговаривались, ожидая назначенного времени в помещении нашего участка. Моё появление оживило разговор, посыпались вопросы. Когда пришёл наш начальник участка, которого все кратко и почтительно называли "Механик", я сходу, торопясь и попутно объясняя необходимость срочного поиска ответа на вопрос, обратился ко всем за помощью.

- Нам задали домашнее задание, - сказал я. – Что такое «спардек»? Ответ нужен сегодня, сейчас.

Механик недовольно качнул головой (мешаешь проводить планёрку), но не помешал мужикам искать ответ на мой вопрос.

- Спардек, - сказал балагур и насмешник рукодел Ваня Обертас, - это надстройка на корабле. Средняя надстройка. В середине которая.

- Спардек, - возразил Женя Мыслин, - это не надстройка, а вся надстроечная палуба, которая располагается над главной палубой.

- Да?! – сразу «запалился» Обертас. – Тогда, что такое «главная палуба»? Не знаешь…

- На старых броненосцах, - подал тихо голос наш "Механик" и все сразу же замолчали, - спардеком называли надстроечные площадки над основной верхней палубой корабля. Эти открытые площадки использовались как мостики для наблюдения за морем и комендорами, для того, чтобы с них можно было дальномерщикам корректировать стрельбу орудий. Во время войны на таких площадках, на спардеке устанавливали зенитные пулемёты.

После "Механика" – начальника участка – не принято было говорить. Все замолчали и вдруг один из молодых подмастерьев подал свой голос:

- Нам говорили, - робко сказал подмастерье, - что верхняя или главная палуба делится на части, которые называются: бак – это участок верхней палубы от форштевня до фок-мачты или боевой рубки; шкафут – от фок-мачты или боевой рубки до грот-мачты или кормовых надстроек включительно; ют – от грот-мачты или кормовых надстроек до среза кормы. На боевых кораблях делают вспомогательные или дополнительные палубы: над баком – полубак; над шкафутом – спардек, а над ютом – полуют.

Парень говорил всё это почти скороговоркой, боясь, что его остановят или прервут, но все молчали.

- Что дальше? – прервал общее молчание "Механик".

- Дальше? – переспросил подмастерье и облизнул пересохшие губы. – Дальше палубные надстройки – это части корпуса корабля, расположенные на некоторой части верхней палубы по всей ширине корабля и образующие на ней закрытые объёмы, предназначенные для использования в качестве боевых, жилых и различных служебных помещений. В соответствии с делением верхней палубы на участки надстройки, находящиеся на ней, называются носовой (баковой), средней и кормовой (ютовой) надстройками. Носовая надстройка (полубак) служит также для увеличения высоты носовой части корпуса корабля.

Всё это было сказано так и таким тоном, будто парень читал по тексту книги. Никто не проронил ни слова.

- Дальше, - уже не спросил, а попросил "Механик".

- Дальше… Обычно помещения и дополнительные палубы, то есть спардек, расположенные выше верхней палубы, до борта не доходят. Поэтому надстройками условно называют те из них, которые расположены на сравнительно большой длине корабля, а рубками — короткие надстройки, - сказал ободрённый общим внимание подмастерье и ещё более уверенно продолжил.

– Например, ростры, - сказал он, – это открытая надстройка; представляют собой решетчатый (иногда сплошной) настил, сооружаемый выше верхней палубы и опирающийся внутренней стороной на среднюю надстройку, а наружной на пиллерсы. Настил укладывается на ростерные бимсы. Ростры предназначаются для размещения на них катеров, шлюпок, спасательных средств и автоматической зенитной артиллерии.

Когда подмастерье закончил говорить, все присутствующие повернули головы к "Механику". Тот вскинул седые брови, оглядел всех и встал со своего места.

- Вы сказали, - обратился он к притихшему парню, - что «вам говорили». Кто говорил и где говорил?

- В техникуме, - ответил виновато подмастерье. – Я в вечернем севастопольском судоремонтном техникуме учусь.

- Хорошо учишься, - сказал громко Механик. – Молодец. Всё правильно и верно сказал. После летучки останься, поговорим. Всё, товарищи, за работу.

Мой друг и наставник Женя Мыслин с восхищением стукнул меня по спине и сказал, указывая на гордого и счастливого подмастерья: «Видал! Вот как надо учиться, Сашок!».

- Ну, ты понял, что такое спардек? – спросил он меня, провожая по гулкому и громогласному огромному трубомедницкому цеху. Я кивнул головой, потому что перекричать этот рабочий гул и гам было невозможно. На ходу я мысленно повторял за подмастерьем его слова и пытался ещё и ещё раз запомнить правильные обороты его речи. Век живи – век учись…

Странно, но к началу занятий в Севастопольской Морской школе ДОСААФ на проспекте Генерала Огарёва, д. 15 явились практически все ребята. Только Гарри Напалков опоздал и то по причине помощи нашему преподавателю по устройству кораблей – он помогал ему нести новый макет-модель военного корабля, у которого одна сторона обшивки отсутствовала и были видны внутренние корабельные помещения. Модели судов и кораблей – это отдельная тема рассказа, потому что все они были выполнены не самодельными авторами, пионерами или курсантами, а профессионалами, в каких-то серьёзных мастерских.

Через несколько минут суеты и кутерьмы началось первое занятие и мы, курсанты- слушатели Морской школы, вновь, как птенцы, по-открывали свои рты-клювы, впитывая «зёрна истины» морской службы. Темой сегодняшнего урока по устройству корабля были корабельные устройства.

Все корабли и суда имеют практически одинаковый набор корабельных устройств: рулевые, якорные, швартовные, буксирные, грузовые и шлюпочные. Оказалось, что рули у кораблей бывают: обыкновенные, на петлях, как у шлюпки-яла, балансирные, - то есть на одной вертикальной оси и полубалансирные – на оси и на петлях. Плоскость руля называется «перо». Ось вращения руля – баллер, а втулка, в которой вращается баллер руля – гельмпорт.

Руль и рулевое устройства направляет движение корабля и от этого устройства зависит управляемость и манёвренность корабля, способность быстро менять курс, уворачиваться от торпед, ракет и снарядов. Рулевое устройство состоит из: штурвала, рулевой передачи, рулевого двигателя, рулевого привода и руля. Рулевой двигатель и рулевой привод (румпель) находятся в румпельном отделении на корме и соединены с баллером руля. Штурвал находится в ходовой рубке, рулевая передача связывает штурвал с рулевым двигателем и рулём. Рулевое устройства, как правило, имеет три независимых друг от друга привода: основной, запасной и аварийный.

Основной рулевой привод или мощная рулевая машина должна обеспечивать непрерывную перекладку руля с борта на борт при максимальной скорости хода корабля. При этом время перекладки (поворота) руля от 35° одного борта до 35° другого борта не должно превышать 35 с. Это испытание рулевой машины-привода на БПК «Свирепом» проводили во время заводских приёмо-сдаточных испытаний в марте-апреле 1972 года и в мае-июне 1973 года во время приёмки курсовой задачи «К-1».

Запасной рулевой привод в румпельном отделении служит для работы рулевого устройства при непрерывной перекладке руля с борта на борт на скорости хода корабля, равной половине максимальной. При этом время перекладки (поворота) руля от 20° одного борта до 20° другого борта должно быть не более 1 мин. Кстати, зачётное время моего прибытия по боевой тревоге на моё штатное место в штурманской рубке БПК «Свирепый» из любого места на корабле составляет 2 минуты…

В случае необходимости я, как рулевой-сигнальщик с боевым номером 1-5-11 (1 - БЧ-1, 5 – румпельное отделение, 11 – первый в первой смене), должен в течение 3 минут добраться из штурманской рубки до румпельного отделения и в течение 2 минут перевести управление рулём со штурвала на ходовом мостике на штурвал в румпельном отделении. Ещё на БПК «Бодром» в январе – феврале 1972 года я, как угорелый, носился по кораблю по разным маршрутам и тренировался, чтобы уложиться в эти 2-3 минуты «смертельного риска»…

Пост запасного управления рулём в румпельном отделении должен иметь связь с главным командным пунктом корабля (ГКП, ходовой мостик, штурманская рубка) и быть оборудован курсоуказателем. Есть ещё аварийный рулевой привод, который обеспечивает перекладку руля с борта на борт при скорости хода корабля менее 4 узлов (7,4 км/ч). При этом время перекладки руля с борта на борт не ограничивается.

Аварийная перекладка руля осуществляется включением и выключением приводов рулевой машины с поста борьбы за энергоживучесть корабля (ПЭЖ), а также непосредственно на рулевой машине кнопками включения и выключения. Бывает ещё и ручной винтовой аварийный рулевой привод - это просто огромный гаечный ключ, которым несколько человек вручную вращают баллер руля. Румпели или рычаги, насаженные на баллер и перекладывающие руль, бывают продольными, как на шлюпке-яле, поперечными и секторными, как на современных боевых кораблях.

На БПК «Бодрый» и БПК «Свирепый» проекта 1135 типа «Буревестник» в румпельном отделении были рулевые машины РЭГ 8-3 с электрогидравлическим румпельным поперечным приводом. Управлять таким приводом можно было лёгкими чуткими поворотами штурвала на посту управления (рулевой колонке) типа «Альбатрос 22-11», установленной на ходовом мостике или настоящим тугим маленьким штурвалом, управляющим непосредственно гидравлическими клапанами (золотниками) рулевой машины в румпельном отделении.

На ГКП, в штурманской и в ходовой рубках, а также в румпельном отделении БПК «Бодрый» и БПК «Свирепый» были установлены аксиометры – электрические приборы, показывающие текущее (реальное, действительное, фактическое) положение пера руля. По показаниям аксиомерта очень удобно перекладывать руль на заданный угол: «Лево (право) руля!», «Руль полоборота влево (вправо)!», «Лево (право) а борт!» и т.д. Кроме этого есть ещё один электрический прибор, который показывает угловую скорость поворота руля, а значит, корабля. Чтобы не «проскочить» нужный курс, рулевому нужно вовремя отводить руль с поворота, чтобы к моменту выхода на нужный курс, перо руля было установлено прямо.

Я слушал негромкую проникновенную речь преподавателя как музыку, представляя себя за штурвалом большого корабля, чутко чувствующего каждое движение, каждый толчок и каждую дрожь своего корабля и руля. Я хотел быть рулевым-сигнальщиком, только рулевым-сигнальщиком и никем иным, кроме рулевого-сигнальщика, поэтому очень внимательно следил за преподавателем и успел записать за ним следующие слова:

Рулевое устройство является наиболее важным и сложным из всех корабельных (судовых) устройств. Надёжная работа рулевого устройства обеспечивает безопасность и безаварийность плавания. Работа рулевого устройства обеспечивается выполнением следующих правил:
ежедневный осмотр всех частей рулевого привода, особенно при смене вахт;
ежедневный тщательный осмотр и смазка всех вращающихся и трущихся деталей рулевого устройства;
осмотр при каждой постановки корабля в док или водолазами баллера и пера руля;
периодическая и обязательная при подготовке к выходу в море проверка разности между углами перекладки руля и поворота корабля (не более 7°);
содержание в чистоте и исправности румпельного отделения с его устройствами, наличие в нем аварийного освещения, надёжной телефонной и иной сигнальной связи, отсутствие посторонних предметов.

После каждого осмотра, особенно после каких-либо ремонтных работ, рулевое устройство проверяется в работе путём перекладки несколько раз руля с борта на борт. При этом проверяется правильность показания аксиометра (путём сравнения показаний с разных мест). При проверке работы рулевого устройства и рулевой машины проверяется лёгкость хода баллера руля, цилиндров и клапанов гидравлической передачи, скорость вращения руля до предельных отклонений (разница между фактическим положением пера руля и показаниями аксиометра не должна превышать 2°). По окончании швартовки и движения корабля, руль ставится в прямое положение. Рулевая машина отключается от энергопитания, проводится технический осмотр рулевой машины и рулевого привода. После этого румпельное отделение закрывается и ставится под охрану.

Эти правила оказались очень простыми и понятными, потому что были логичными и естественными. Вот почему в дальнейшем, при поступлении на корабль (БПК «Бодрый» и БПК «Свирепый»), став «хозяином» румпельного отделения, я хорошо знал, что и как мне делать, как со своей стороны обеспечить надёжность, порядок и работу рулевого устройства. Остальные корабельные устройства меня интересовали не так, как рулевая машина, рулевая колонка и штурвал, но мне было очень интересно узнавать всё новые и новые факты о знакомых и незнакомых корабельных устройствах.

Например, я много нового узнал о якорях и якорном устройстве современного корабля. Оказалось, что «неграмотность и халатность при использовании якорного устройства могут привести к аварии и человеческим жертвам». К сожалению, это оказалось правдой, в дальнейшем я был свидетелем и участником таких событий…

Я узнал, что якорное устройство состоит из якорей, якорных цепей, бортовых якорных и палубных цепных клюзов, стопоров, цепных ящиков и палубного подъёмного механизма — шпиля или брашпиля. Оказалось, что у якорей есть: веретено, рога, лапы, тренд, скоба и шток. Якоря оказались разными: становыми, вспомогательными и ледовыми; литыми и сварными; с неподвижными лапами и поворотными; заваливающимися и втяжными в якорные ниши-клюзы.

Якорные цепи состоят из отдельных кусков (смычек) длиной от 25 до 27 м и таких смычек в якорной цепи – 10-12, то есть общая длина якорной цепи от 250 до 324 м. В первую (якорную) и последнюю (коренную) смычки якорной цепи вделываются вертлюги, чтобы якорная цепь на закручивалась. Якорные цепи хранятся в цепных ящиках под верхней палубой, куда их затягивают соответствующие шпили или брашпили.

Ходовой конец якорь-цепи пропускается через палубный цепной клюз и крепится якорной скобой за скобу якоря. Коренной конец якорной цепи крепится к корпусу корабля с помощью жвака-галса, то есть короткой цепи, прочно прикреплённой к корпусу корабля. Другим концом жвака-галсом можно на любом участке закрепить якорную цепь. Тоже самое можно сделать с помощью специальной крепёжной машинки.

Работа с якорной цепью, особенно, с жвака-галсом – это опасная работа, требующая опыта, сноровки и знаний. При срочной отдаче (постановке) якоря – он и якорная цепь с шумом просто «улетают» за борт на дно…

Якорную цепь по длине маркируют специальными цветными маркерами, а для удержания цепи в натянутом положении применяют стационарные (палубные) или переносные (цепные) стопоры. Стопоры специальными тормозными колодками зажимают якорную цепь и не дают ей скользить-двигаться в корпусе стопора.

Поднимают якорь и выбирают якорную цепь подъёмным механизмом-устройством с вертикально или горизонтально расположенными барабанами и цепными звёздочками. Вертикальное подъёмное устройства – шпиль, горизонтальное - брашпиль. Они работают от электродвигателей, но могут вращаться и вручную. Фактически, шпили и брашпили используются как лебёдки при постановке корабля на швартовы к пирсу-причалу. Поэтому их часто относят к швартовым устройствам.

Швартовые устройства: кнехты, битенги, киповые планки, швартовы, вьюшки, клюзы, шпили, лебедки, кранцы, бросательные концы и т. п. – это одни из самых традиционных корабельных устройств любого корабля. Швартовые устройства нужны для
удержания корабля на месте во время стоянки у пирса, причала, рядом с другим кораблём, у бочки.

Швартовы – это толстые канаты или тросы, стальные растительные и синтетические. Швартовы всегда хранятся на специальных швартовных вьюшках, закреплённых на палубе и имеющих тормозное и стопорное устройства.
Швартовные клюзы – это вырезы в бортах и фальшбортах, окаймлённые специальными литыми рамами. Через швартовые клюзы пропускают швартовы (троса) на берег или на иное сооружение для швартовки.
Кнехты  - это парные стальные или чугунные тумбы с фундаментом, прикреплённым болтами к палубе.
Битенги – это литые или сварные стальные или чугунные крестовины, установленные на носу, корме или по бортам.
Кнехты и битенги служат для крепления на них накидными петлями швартовов или буксирных тросов.
Киповые планки – это чугунные или стальные отливки с двумя загнутыми внутрь рогами. Между рогами киповой планки пропускаются швартовы. Чтобы уменьшить трение и порчу тросов, между рогами киповых планок иногда ставят свободно вращающиеся ролики.

Некоторые корабли имеют специальные швартовые лебёдки с длинным валом с барабанами (турачками) на концах. На эти барабаны-турачки наматываются швартовы. Все швартовые устройства располагаются на верхней палубе корабля в удобных для швартовки местах. Чтобы предотвратить порчу корпуса корабля о настил и стенки причалов и иных причальных сооружений, используются мягкие (резиновые) и твёрдые (деревянные) кранцы.

Всё швартовое хозяйство находится в ведении и в зоне ответственности боцмана корабля и боцманской команды. За работу всех швартовых механизмов отвечает электромеханическая команда, специально расписанная по авралу к швартовной группе.

Буксирное устройство служит для буксировки кораблей, судов или других объектов, плавающих на воде и состоит из: буксирных гаков, буксирной лебёдки, кормового буксирного клюза (полуклюза или киповой планки), кормовых кнехтов и битенгов, буксирных арок и тросов, а также различных вспомогательных материалов и такелажа.

Буксирная лебёдка — автоматическая и сама реагирует на изменение длины буксирного троса в зависимости от его натяжения во время буксировки. Одновременно буксирная лебёдка  - это амортизатор стихийных усилий при буксировке.
Буксирный трос — это стальной или пеньковый канат, трос из синтетического волокна или якорная цепь, при помощи которых осуществляется буксировка.
Буксировка – это очень опасный, серьёзный и технически сложный процесс кораблевождения, требует специальной подготовки, опыта, профессиональных знаний и умений.

На любом корабле обязательно есть грузовые устройства: грузовые стрелы (или краны) с их такелажем, грузовые люки и различные подъёмные механизмы (домкраты). Подъём или опускание любых грузов на корабле (кроме ручной клади) осуществляется только обученными и допущенными к таким работам членами экипажа (как правило из боцманской команды и электромеханической боевой части).

В повседневной корабельной жизни применяются различные ручные подъёмные средства: гордени, тали и гини.
Гордень – это трос, проходящий через одношкивный неподвижный блок. Гордень только меняет направление движения троса, но не уменьшает вес груза.
Тали - это грузоподъёмное устройство, состоящее из подвижного и неподвижного блоков, соединённых между собой тросом. Тали дают выигрыш в силе и позволяют вручную поднять на высоту значительный груз.

Люки грузовых трюмов, как и другие люки, выходящие на главную (верхнюю) палубу корабля обеспечиваются герметичными прочными соединениями-креплениями, способными выдержать напор воды при любом шторме.

Шлюпочное устройство состоит из шлюпок, устройств подъёма, хранения и спуска шлюпок, палубных подъёмных механизмов. Шлюпки хранятся на поперечных подставках-кильблоках, имеющие форму обводов шлюпки. Крепятся шлюпки по-походному специальными найтовами с глаголь-гаком для быстрой их отдачи. Подъём и спуск шлюпок на воду производится при помощи поворотных, заваливающихся или гравитационных шлюпбалок с шлюпталями.

Прежде чем спустить шлюпку на воду, её сначала приподнимают шлюпталями над кильблоками, затем используют шлюпбалки, выводя на весу за борт шлюпки. Спуск и подъем корабельных шлюпок осуществляется вручную или при помощи шлюпочных лебёдок, закреплённых на палубе.

Наш преподаватель постоянно использовал макет-модель корабля, на котором показывал всё перечисленные корабельные устройства и мы, словно мальчишки, с увлечением «играли» - изучали на модели-макете устройство корабля. Два часа пролетели незаметно, мы забыли обо всём, но преподаватель помнил всё, в том числе и мой вопрос про «спардек».

- Ну, - сказал в конце занятия преподаватель, - узнали, что такое спардек? Суворов, к макету…

Я вышел к столу преподавателя, где стоял красивый макет-модель корабля. Очень волнуясь, спотыкаясь на каждом слове, я рассказал обо всём, что сегодня утром услышал от моих товарищей по работе.

- Молодец, - сказал преподаватель. – Как ты нашёл эти сведения?

Я рассказал о том, как рано утром бегал на завод в цех и на участок, на развод по работам.

- Дважды молодец, - сказал преподаватель. – Из тебя выйдет толк. Может быть, ты будешь отличным моряком.

- Берите пример с него, - обратился преподаватель к ребятам.

Ребята закивали головами, а на перемене затолкали меня дружескими тумаками по спине и под рёбра, - чтобы не задавался. Всё равно, мне было очень приятна похвала заслуженного моряка, офицера высокого ранга, человека, много лет ходившего в боевые походы на кораблях Черноморского флота не только по морю, но и в океаны.

Фотоиллюстрация: Стендовая модель БПК-СКР «Летучий» проект 1135 (Кривак I ), самоделка 1:100, Борис Волхонский, aka boris2005. http://www.dishmodels.ru/. Источники данных: Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.


Рецензии