17 Тросы и такелажные работы

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

16. Тросы, такелажные работы и узлы. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 21 мая 1971 года.

В пятницу 21 мая 1971 года в аудиторию Севастопольской Морской школы ДОСААФ вошёл неприметный небольшого роста пожилой человек и молча стал наблюдать, как постепенно затихал наш утренний гвалт перед началом занятий. Когда все ребята, наконец-то, заметили и увидели этого «старичка», он спокойно подошёл к столу преподавателя и без лишних слов начал урок.

- Тросами, - сказал он глухим низким голосом, - называются изделия из отдельных проволок, растительных или синтетических волокон, свитых специальным образом в верёвки разной толщины. Это я вам специально так сказал, чтобы вы, салаги, представили и поняли, о чём идёт речь. Больше слово «верёвка» я никогда не произнесу и вы на флоте не произносите, иначе салагами вы были, салагами и останетесь. Навсегда...

- Тросы разной длины и разного диаметра, - продолжал «Старичок» (так мы его тут же про себя стали величать - автор), - применяются в морском деле в качестве стоячего и бегучего такелажа, швартовов и буксиров, в грузоподъёмных устройствах, для крепления предметов на корабле, для водолазных работ, в минно-тральном деле, в приборах и механизмах, при такелажных и других работах.

- Стальные тросы, используемые на кораблях ВМФ, - без запинки стал говорить «Старичок», - изготовляются из высокоуглеродистой оцинкованной стальной проволоки диаметром от 0,4 до 3,0 мм с пределом прочности при растяжении от 130 до 200 кгс/мм2. Цинковое покрытие проволоки, предохраняющее трос от ржавления, бывает трёх групп: для лёгких условий работы — ЛС; для средних условий работы — СС; для жёстких условий работы и в морской воде — ЖС. Проволока вырабатывается трёх марок: В, I и II. Наиболее качественной, обладающей большой вязкостью и механической прочностью является проволока марки В (высшей), затем идёт проволока марок I и II. По конструкции стальные тросы делятся на три типа: одинарной, двойной и тройной свивки.

Всё это «Старичок» выпалил одним духом, без задержки и без трудностей в произношении. Даже мысленно всё это воспроизвести было невозможно, а тем более запомнить или записать. Сходу, с самого первого появления «Старичок» поразил нас и покорил, свивая нас своими тросами и узлами. Вскоре мы узнали, что троса бывают: одинарной свивки (одинарные или однопрядные), когда проволоки одинакового диаметра свиты по спирали в один или несколько (до четырёх) слоёв вокруг одной из проволок; двойной свивки (трос тросовой работы), изготовленные свиванием нескольких прядей в один или два слоя вокруг одного металлического, органического или минерального сердечника; тройной свивки (тросы кабельной работы), когда тросы свивают из нескольких тросов тросовой работы, которые в этом случае называются "стрендями".

Стальные тросы имеют правое (по ходу часовой стрелке) и левое (против хода часовой стрелки) направление свивки прядей. По виду свивки тросы бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. Трос, у которого направление свивки наружного слоя проволок в прядях и прядей в трос одинаковое, называется тросом односторонней свивки. Трос, у которого направление свивки наружного слоя проволок в прядях и прядей в трос различно, называется тросом крестовой свивки. Трос, свитый из прядей, половина которых имеет правую свивку проволок, а вторая половина — левую, называется тросом комбинированной свивки.

С этого момента мы уже окончательно «свихнулись» в этих свивках…

- У тросов односторонней свивки проволоки расположены под углом к оси троса, - будто не замечая наших тупых выражений лиц, продолжал вещать «Старичок», - у тросов крестовой свивки – параллельно оси троса, у тросов комбинированной свивки – ёлочно.

Это самое «ёлочно» нас окончательно доконало. Теперь, отныне и навсегда нашим групповым кодовым выражением ощущения полного отупения, безразличия, опустошения, короче, полного недоумения, стало выражение: «Мне не до свивки, мне это всё ёлочно».

- Тросы крестовой (правой) свивки, - сказал «Старичок», - в наименьшей степени подвержены раскручиванию, не требуют особого обращения и находят наибольшее применение на кораблях, тросы остальных видов свивки изготовляются только по требованию заказчика.

Далее мы узнали, что тросы – это очень сложное и ответственное производство, хранение и использование, что все тросы имеют свои характеристики, свойства и паспорта.

- Например, - сказал без запинки «Старичок», - запись в паспорте троса: ЛК-РО 6 x 3 6 + 1 — 1 8 — Н — 1 7 0 — В — Ж С — Л — О , ГОСТ 7668—55, означает: трос с линейным касанием разного и одинакового диаметра проволок по отдельным слоям пряди, шестипрядный, по 36 проволок в пряди, с одним центральным органическим сердечником, диаметром 18 мм, нераскручивающийся, из проволоки с пределом прочности 170 кгс/мм2, марки В, для жёстких условий работы, левой односторонней свивки, ГОСТ 7668-55.

Вся наша группа курсантов-слушателей Севастопольской Морской школы ДОСААФ в восхищении не удержалась и зааплодировала. «Старичок» вежливо поклонился нам и невозмутимо продолжил лекцию, которая превратилась из скучного материала в настоящий живой спектакль. Далее мы узнали, что трос крестовой правой свивки (обыкновенный, раскручивающийся) специального буквенного обозначения не имеет.

- Стальные тросы бывают жёсткие и гибкие, - вещал нам «Старичок». - Жёсткие тросы изготовляются из малого количества проволок большого диаметра, с одним органическим сердечником или без него. Они обладают большой прочностью. Гибкие тросы изготовляются из большого числа тонких проволок и имеют один или несколько органических сердечников. По гибкости отдельные стальные тросы не уступают растительным тросам.
- Толщина стального троса измеряется штангенциркулем по диаметру в миллиметрах по крайним точкам противоположных прядей. Стальные тросы изготавливаются на заказ любой длины, но не менее 200 м. Наиболее часто используются стальные тросы длиной 250, 500 и 750 м.
- Стальные тросы практически не удлиняются при рывках, как растительные или синтетические тросы, поэтому иногда рвутся. Поэтому для каждого вида работ и грузов подбирают (рассчитывают) соответствующий стальной трос. Каждый стальной трос снабжается биркой и актом-сертификатом. Бирку прикрепляют к тросу или бухте. При приёмке троса на корабль необходимо его тщательно осмотреть, обмерить и проверить его внутреннюю структуру.
- Осмотр троса заключается в проверке равномерности его свивки, отсутствия оборванных, перекрещивающихся, заломанных или натянутых слабее, чем другие, проволок. На поверхности проволок троса не должно быть вмятин, срезов и ржавчины. Трос не должен иметь приплюснутости и овальности, он должен быть круглым по всей длине. Сердечники троса не должны выделять смазывающее вещество и выпячиваться изнутри троса. Все данные и результаты осмотра троса записываются в специальном журнале – в книге учёта тросов.

- Каждой работе должен соответствовать свои троса, - сказал «Старичок». – Например, для швартовов, буксиров и оснастки подъёмных устройств может использоваться только гибкие троса. Направление свивки и порядок навивки троса  на вьюшки, барабаны шпилей и лебёдок подбирают такими, чтобы в процессе работы трос дополнительно подкручивался. Это увеличивает его плотность и срок службы троса.

Мы слушали речь «Старичка», которая лилась как музыка, без сучка и без задоринки, без словесных заломов, натяжек и перетяжек. Слова-понятия «свивка» и «навивка» сразу стали нашими групповыми словами-словечками, которые мы потом по всякому поводу использовали, как хотели.

Правда и мы узнали для себя что-то полезное из лекции «Старичка». Например, мы узнали, что нельзя допускать образование петель на тросе, так как при натяжении из петли образуется залом (калышка) и трос становится непригодным. Образовавшуюся петлю нужно аккуратно развернуть, причём закручивая трос, а не раскручивая его свивку. При сматывании троса, барабан или бухту нужно вращать, а не снимать с них петли троса. Точно также надо сворачивать трос в бухту, а не накладывать на бухту петли троса, иначе свивка нарушится…

При стоянках на швартовах и при самой швартовке не допускается свивка или навивка двух тросов друг на друга, их перехлёст или зажим. Перед подачей троса на другой корабль, его сначала раскладывают по всей длине на палубе и расправляют петли, всё время подворачивая трос для его свивки, а не для развивки. Если нужно временно хранить свёрнутый трос, то его "кружат" в бухту нужного диаметра и укладывают шлаги (витки) с подворачиванием, то есть со свивкой.

Стальные тросы соединяют друг с другом особым способом, технологию которого из-за большого количества специальных терминов и определений я не запомнил. Я только запомнил одно – сплеснивать тросы, предназначенные для подъёма и спуска людей, не разрешается.

Все тросы должны регулярно смазываться канатной мазью, техническим вазелином, пушечной смазкой или жировым солидолом. Все эти вещества не содержат солей, кислот или щелочей. Вот почему стальные тросы не смазывают мазутом, соляром, отработанным машинным маслом или другими моющими веществами. Тросы смазывают три раза в год или каждый раз после пребывания их в морской воде. Иногда мастера такелажных работ смазывают тросы горячей смазкой из древесной смолы и извести. Вот почему морские тросы имеют специфический портовый или морской запах.

После использования в работе тросы должно вымыть пресной водой, высушить, смазать и намотать на вьюшку или в смотать в бухту. Тросы по правилам ухода за устройствами и системами корабля должны проверяться и осматриваться регулярно (не реже одного раза в месяц). Недостатки в тросах устраняются немедленно, негодные заменяются новыми тросами. Тросы бегучего такелажа, как правило, используются 2-4 года, после чего заменяются новыми. Троса стоячего такелажа используются с неограниченным сроком.

Морские тросы из растительных волокон подразделяются на пеньковые, манильские и сизальские тросы. Растительные тросы слабее стальных в несколько раз (до 6 раз). По способу изготовления различают тросы тросовой работы (обыкновенные) и тросы кабельной работы (отворотные). Обыкновенные тросы для тросовой работы изготовляются путём свивки (скручивания) волокон в каболки (пряжу). Несколько каболок, свитых в обратную сторону, чем сами каболки, образуют прядь. Три или четыре пряди, скрученные в ту же сторону, что и волокна каболок, образуют трос.

4-х прядные растительные обыкновенные тросы имеют центральный сердечник. Он предотвращает западание прядей и обеспечивает тросу особую гибкость и нераскручиваемость троса. 4-х прядные растительные обыкновенные тросы слабее 3-прядных той же толщины примерно на 20%. Растительные обыкновенные тросы тросовой работы, как правило, правой крутки или свивки (прямого спуска). Тросы левой крутки (левой свивки, обратного спуска) изготовляются только по особому заказу.

Растительные тросы кабельной работы получаются путём скрутки (свивки) в левую сторону трёх или четырёх обыкновенных тросов тросовой работы правой крутки — стрендей. В 4-стрендном тросе имеется центральный сердечник того же назначения, что и в 4-прядном тросе. Если все стальные тросы называются тросами, то растительные тросы в зависимости от способа изготовления и длины окружности имеют собственные наименования:

- Запомните наизусть, салаги, - сказал нам «Старичок», - названия растительных тросов и никогда на кораблях не произносите слова-понятия «верёвка».
- Шнур – это растительный трос с длиной окружности от 5,5 до 37,7 мм.
- Линь - это растительный трос тросовой работы с длиной окружности до 25 мм, и до 35 мм кабельной работы.
- Собственно трос – это растительный трос с длиной окружности от 25 до 100 мм тросовой и от 35 до 100 мм кабельной работы.
- Перлинь - это растительный трос с длиной окружности от 100 до 150 см.
- Кабельтов - это растительный трос с длиной окружности от 150 до 350 мм.
- Канат - это растительный трос с длиной окружности свыше 350 мм (3,5 см). Растительные тросы используются там, где нужна прочность и гибкость.

- Пеньковые тросы изготавливаются из обработанных волокон конопли. Это наиболее древние человеческие изделия времён Каменного века, - сказал нам «Старичок». - Растительные тросы тросовой работы изготавливают из непросмолёных каболок (бельные тросы) и просмолённых. Каболки перед скручиванием-свивкой смолятся древесной смолой. Просмолённый трос тяжелее, но зато не боится влаги. На кораблях чаще всего используют 3-х прядные тросы тросовой работы прямого спуска несмолёные и смолёные особого назначения и специальные окружностью от 30 до 350 мм. Длина растительных тросов разного предназначения варьируется от 100 до 200-275 м. Очень полезное свойство растительных тросов – их растяжение или удлинение при нагрузках без нарушения прочности, что делает их незаменимыми для швартовов.

- Манильские тросы делают из манильской пеньки – волокон дикорастущего банана – абака. Манильский трос не смолённый, золотисто-коричневого цвета, не тонет в воде, быстро сохнет, почти не подвержен гниению. Прочность манильского троса выше прочности несмолёного пенькового троса. Длина бухты з-х прядного манильского троса – 250 (плюс-минус) 10 м.

- Сизальские тросы изготавливаются из сезальской пеньки – волокон листьев тропического растения агавы. Несмолённые сизальские тросы светло-жёлтого цвета. Они обладают меньшей упругостью и прочностью и большей хрупкостью и способны впитывать влагу. Во всём остальном сизальские тросы почти такие же, как пеньковые и манильские.

- Линь-шкимушгар – из низкосортной пеньки, - сказал «Старичок». – Шкимушка – это линь, вручную скрученный или свитый из любого числа нитей (каболок). Ворса – это обрубок старого растительного троса, распущенного на каболки. Опасайтесь из-за своего поведения получить на корабле кличку «ворса»…

- Фалы – это шнуры плетёные льняные, изготовленные путём переплетения 8-ми прядей, состоящих из нескольких льняных нитей-каболок, - сказал нам «Старичок». – Лучшие шнуры делаются из пошивочных ниток №10/3.

- Если вы будете на корабле «шнурить», - сказал «Старичок»к, - то есть извиваться, изворачиваться, путаться, запутывать старших, то вас будут звать «шнурком», и завязывать вас «в узлы», то есть скручивать вас, как хочется… Как хочется кому-то, но не вам – шнуркам…

Мы невольно поёжились и подумали все вместе и одновременно: «Старичок-то не простой свитый трос, а кручённый»…

- При использовании растительных тросов всегда делается расчёт прочности троса для подъёма предполагаемого расчётного груза, - сказал нам «Старичок». – При этом запас прочности для грузов берётся в пределах 6-10 раз, для подъёма или спуска людей – не менее 14 раз. Правила приёмки на корабль растительных тросов ещё более жёсткие, чем для стальных тросов. Все растительные тросы хранятся в бухтах, бухтинах и кипах.

- Чтобы распустить бухту растительного троса, - сказал «Старичок», - её ставят ребром на палубу, снимают обвязку, продевают внутренний конец троса в середину бухты и распускают её.

- Перед использованием растительные троса распускают и вытягивают талями или грузом, - поведал нам «Старичок». – Перед оснасткой лотлини, лаглини и фалы вымачивают в пресной воде, раскручивают, а затем вытягивают. При намокании растительные тросы «садятся», то есть укорачиваются на 8-12%, а при высыхании вытягиваются. Поэтому при дожде или тумане во избежание разрыва тросы, находящиеся под натяжением, ослабляют.

- Растительный трос, находившийся в воде, тщательно просушивают, подвешивают его или растягивают во всю длину над палубой. Очень плохо, если намокший трос ещё и замерзает, его прочность сильно уменьшается. Вот почему растительные тросы тщательно смолят древесной смолой, берегут, чистят, моют и сушат.

- Растительные тросы «боятся» высоких температур, дыма, копоти, сажи, воздействия масел и кислот, а также солнечной радиации. При навивке троса на вьюшку коренной конец его прихватывают к барабану вьюшки, шлаги (витки) троса накладывают на вьюшку ровно и плотно, для чего их обивают деревянным мушкелем. Тросы укладывают в бухты взакрут, то есть тросы тросовой работы прямого спуска укладывают по часовой стрелке, тросы обратного спуска и кабельной работы — против часовой стрелки. Вьюшку с растительным тросом закрывают чехлом. Чехол в хорошую погоду с вьюшек снимают и трос проветривают.

- Один раз в три месяца растительные тросы поднимают на верхнюю палубу для осмотра, просушки и проветривания. При этом хорошо упакованные тросы распускают, проверяют и снова упаковывают на хранение. Примерный срок службы растительных тросов кабельной работы — 3 года, перлиней — 2 года, прочих тросов — 1 год.

- Синтетические тросы изготовляются из волокон химических веществ, например, из капрона, нейлона, дакрона, лавсана, полипропилена, полиэтилена. По водостойкости, упругости, гибкости, лёгкости, прочности, долговечности и экономичности синтетические тросы значительно превосходят растительные. Капроновый трос примерно в 2,5 раза прочнее и эластичнее растительного троса, в воде в 4 раза легче пенькового несмолёного троса. Срок службы капронового троса в 1,5-2 раза больше, чем пенькового. Полиэтиленовый и полипропиленовый тросы не тонут в воде.

- Синтетические тросы не гниют, не обрастают плесенью, стойко переносят кратковременное воздействие высоких температур, влияние масел, нефти, копоти, многих щелочей и кислот. Синтетические тросы конкурируют со стальными тросами, особенно капроновые тросы. Капроновые тросы применяют для буксиров, швартовов, якорных тросов, из них изготовляют амортизаторы для стальных швартовов.
Синтетические тросы выпускаются только трёхпрядные тросовой работы.

- В зависимости от прочности капроновые тросы делятся на повышенные и нормальные. Капроновые тросы изготовляются окружностью от 25 до 200 мм и длиной целого конца до 1000 м и более (но не менее 100 м). Относительное удлинение капроновых тросов без нарушения прочности достигает 40%. Капроновые тросы поступают на корабли в бухтах или на деревянных барабанах. В одной бухте троса толщиной от 25 до 75 мм может быть до пяти отдельных концов по 250 м каждый.

- На корабле бухту капронового троса распускают с наружного конца, при этом с вьюшки трос сматывают с постоянным натяжением, - сказал «Старичок». - При эксплуатации капроновых тросов предупреждают образование калышек, так как они приводят к излому прядей и разрушению троса. Чтобы предупредить образование калышек, трос укладывают в бухту по часовой стрелке. Лучше укладывать трос «восьмёркой» или в большую плоскую бухту.

- Крепят капроновый трос за кнехты, берут его непосредственно соединительными скобами, накладывают стопоры и пропускают через клюзы и киповые планки, так как травить капроновый трос через металлические части под нагрузкой нельзя. От этого он сильно вытягивается и в местах соприкосновения перетирается.

- Трос крепят штатными огонами с коушами, - продолжал вдохновенно «травить» наш удивительно памятливый и знающий преподаватель, которого мы уже почти не слушали, а зачарованно на него смотрели, - берут его на кнехты, обёрнутые пеньковым несмолёным тросом или матом, а в местах прохождения через клюзы, киповые планки, металлические углы и выступы обёртывают его парусиной или брезентом.

- Поверхности кнехтов, битенгов, барабанов шпилей при использовании на них капронового троса должны быть гладкими, - «пел свою музыку Старичок» и мы ему ничем не мешали, - чтобы не резать наружные волокна троса и уменьшать его скольжение. Ходовые и коренные концы троса периодически меняют, с тем чтобы износ троса был равномерным.

- Под нагрузкой капроновый трос становится тоньше, а при снятии нагрузки - возвращается к нормальной толщине, - сказал «Старичок». – Капроновый трос способен растягиваться до 50%, но такое растяжение обязательно приводит к его разрыву.

- Сплеснивание капронового троса ввиду его гладкости и эластичности, - заявил важно «Старичок», - производится особо. Ввиду небольшого трения волокон трос плохо держит узлы, поэтому для увеличения трения волокон и уменьшения удлинения синтетический трос пропитывают специальной пропиткой.

Старичок перевёл дух и замолчал.

Мы проснулись, очнулись и заёрзали на своих жёстких сиденьях, на которых уже второй час сидели не шевелясь. «Старичок» немного подумал, взглянул на часы и не спеша, возобновил свою очень интересную лекцию.

- При больших нагрузках на капроновых тросах от соприкосновения с кнехтами, битенгами и тому подобное могут появиться гладкие поверхности в результате плавления капроновых волокон, - сказал он печально. - Это, однако, не влияет на крепость троса. При закреплении троса на кнехте в случае резкого изменения натяжения (буксировка, стоянка на швартовах при волнении) его сначала заводят вокруг первой тумбы кнехта, а затем крепят «восьмёрками», как обычно. Когда несколько тросов испытывают параллельную нагрузку, не следует капроновый трос спаривать с тросами меньшего растяжения (растительными и тем более стальными).

Мы тоже подумали, что "спаривать" два разнокалиберных капроновых троса – это уже чересчур…

- Если на капроновый трос попали масло или жир, его следует промыть водой с мылом волосяными щётками, - сказал нам доверительно «Старичок». - Обледенелый трос должен оттаять при умеренной температуре, а затем его необходимо высушить и намотать на вьюшку или уложить в бухту.

«Это даже не обсуждается», - подумали мы, - «Обязательно и всенепременно надо высушить и намотать».

- Наматывают трос на вьюшки, берут на кнехты, барабаны шпилей или лебёдок или укладывают в бухты, - сказал нам «Старичок», - по направлению крутки троса; трос правой крутки — по часовой стрелке, левой — против часовой стрелки. При этом диаметр барабанов и шкивов для капронового троса должен быть не менее восьми диаметров троса; диаметр кипа шкива — на 25% больше диаметра троса.

«Точно!» - подумали мы. – «Ровно на 25%, не больше и не меньше!».

- Следует иметь в виду, - назидательно сказал нам «Старичок», глядя внимательно в глаза каждому из нас…

«Сейчас он нам введёт то, что имеет в виду», - подумали мы.

- Что капроновый трос малых диаметров вследствие изломов и механических повреждений быстрее выходит из строя, чем пеньковый трос такой же разрывной крепости, - сказал нам «Старичок» и мы согласно кивнули ему 24-мя головами.

- Капроновый трос больших диаметров имеет большую поверхность трения, в результате чего уменьшаются истирание троса и нагрев его от трения, - снова поделился секретом с нами «Старичок» и мы снова дружно понимающе кивнули ему головами.

- Разрывная крепость капронового троса выбирается из ГОСТ или определяется по специальной формуле, - сказал нам «Старичок» и мы подумали, что "работая с тросами на верхней палубе корабля, надо обязательно иметь с собой ГОСТ и эту самую формулу"…

- Коэффициент прочности К для тросов группы повышенной равен 1,5; для тросов группы нормальной — 1,4, - сказал нам «Старичок». - Запас прочности капронового троса N для формулы расчёта разрывной крепости капронового троса рекомендуется брать равным 6-9.

Для нас это уже давно было «ёлочно», поэтому вся наша группа, не сговариваясь, дружно и нервно захохотала. Мы уже давным-давно потеряли нить, каболку и даже свивку рассуждений «Старичка». В наших мозгах все эти свивки-навивки накрутились петлями и заломами, а все эти троса протёрли нам мозги до самых косточек…

Старичок очнулся, всё понял, не обиделся, но всё же упрямо успел сказать нам напоследок:

- На капроновый трос разрушающе действуют постоянные высокие температуры, вызывающие размягчение и расплавление волокон и солнечные лучи, - твёрдо заявил он. - Значительно способствует разрушению троса попадание песка и других твёрдых частиц между прядями и внутрь троса, поэтому синтетический трос протаскивать по грунту не следует.

Мы осмелели и дружно вслух ответили «Старичку»: «Мы не будем!».

- Вот и хорошо, - сказал миролюбиво «Старичок». – Спасибо за внимание. Вторая пара занятий – тоже моя. После обеда мы с вами, салаги, будем вязать узлы.

- А, что, - сказал-спросил «Старичка» Гарри Напалков, - продолжения лекции про тросы больше не будет?

- Нет, - ответил кратко «Старичок».

Мы немедленно возликовали.

- Зато будет практическое занятие со шнурками, - добавил лукаво «Старичок», - Поняли? Вы меня, надеюсь, поняли?

Мы ничего не поняли и уже не хотели ничего понимать. Мы хотели только одного, свободно раскрутиться от этой свивки всеми тросами вместе взятыми. Мы даже не догадывались, в какой тугой узел совьёт нас стрендями этот «Старичок»…


Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Источники данных: А.О. ШАБАЛИН, Н.П. ЕПИХИН, Н.И. КАБАНОВ, Е.Б. СИЛЬНОВ, М.С. ПУСЬКОВ, В.А. ЗИМИН, Ю.А. ПАВЛИКОВ, Г.М. КУЗНЕЦОВ, Ю.Е. ТИТОВ, А.Б. ОРЛОВ, Справочник по морской технике, Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР, МОСКВА — 1969.


Рецензии