12 Курс, пеленг, узел, миля
О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».
2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.
12. Курс, пеленг, узел, миля, кабельтов. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 17 мая 1971 года.
Вторая пара занятий в Севастопольской Морской школе ДОСААФ во вторник 17 мая 1971 года была опять про навигацию. Ребятам навигация давалась с трудом, особенно все эти углы, азимуты, направления, румбы и градусы. Мне же, наоборот, нравились эти занятия. Мне было интересно, я старался многое записать в свои блокноты, которые сейчас, спустя, 45 лет (2016-1971), являются моими конспектами для этих воспоминаний.
Начальник Севастопольской Морской школе ДОСААФ начал свою лекцию по навигации с просьбы к ребятам показать рукой направление на Северный полюс. Ребята «заменжевались», стали показывать в разные стороны, спорить, а Гарри Напалков вдруг указал верное направление.
- Как ты определил направление на полюс? - спросил его преподаватель.
- Вы же сами вчера говорили, что в полдень солнце находится в наивысшей точке над горизонтом в стороне Северного полюса, - ответил Гарри Напалков. – Сейчас примерно полдень. Мы с ребятами курили во дворе и я запомнил, где находилось солнце в это время. Вот и указал…
- Молодец, - похвалил его преподаватель. – Хвалю. Всё правильно, а вам бы, ребята, нужно брать пример с Юрия. Он сообразил, а вы пока нет.
Гарри сидел красный от удовольствия, а я подумал, что теперь ему достанутся те тумаки, которыми только что угощали меня…
- Если вы правильно определили главное направление на Северный полюс, то вы можете очень просто определить направление на любой предмет или объект на горизонте, - сказал начальник Морской школы и показал рукой направление на север, а другой рукой – на угол аудитории.
- Зная положение истинного меридиана Северного полюса, - сказал он, - мы можем измерить угол между направлением на полюс и направлением на угол этой аудитории, то есть взять пеленг. Для этого нам нужно два прибора: компас и пеленгатор.
- Правда стрелка магнитного компаса показывает направление на магнитный северный полюс, который находится в стороне от географического Северного полюса, - посетовал начальник Морской школы, - но это не беда. Мы это отклонение или магнитное склонение просто учтём при определении пеленга, вот и всё. Магнитное склонение особо важно при точном расчёте местонахождения корабля, потому что оно меняется со временем и в Мировом океане есть месте, где склонение-отклонение стрелки компаса нулевое, а есть места, где магнитное склонение достигает 0,3°.
- Современные корабли стальные и на них очень много электрических устройств, электродвигателей, радиостанций, РЛС и т.д. Это создаёт целый клубок электромагнитных полей, мешающих стрелке компаса точно показывать на Северный полюс. Что делать? - с просил нас начальник Морской школы и сам же ответил. - Размагничивать корабли. Замерять для данного корабля величину магнитного склонения. Проверять склонения на различных точно известных направлениях или курсах движения корабля.
- Для этого корабли приводят в соответствующее место, где в силу геофизических причин магнитное склонение минимальное и производят компенсацию девиации (размагничивание), то есть гоняют корабль на восьми курсах: N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW, после чего рассчитывают таблицу девиации. Получается таблица поправок к показаниям корабельного магнитного компаса.
- Как вы видите, - сказал нам начальник Морской школы, - ничего сложного… При расчёте общей поправки компаса склонение снимают с карты и приводят к году плавания, а девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс. Вот и всё…
Мы невольно переглянулись на эту «тарабарщину» и рассмеялись. Начальник Севастопольской Морской школы ДОСААФ тоже посмеялся с нами и сказал, что «это ещё цветочки».
- Итак, что такое курс корабля? Кто знает? - спросил он всю нашу группу курсантов-слушателей. Никто не ответил, тогда он сам начал отвечать, как курсант-слушатель.
- Я рассуждаю так, - сказал он. – Мне известно направление на Северный полюс. Я нашёл магнитное склонение и расчётную величину компенсации этого склонения. Теперь я точно знаю, что полюс вон там, а мне нужно – вон туда. Таким образом, мой курс – это столько-то градусов от истинного направления на полюс. Ура! Я определил курс моего корабля на окружности горизонта!
Начальник Морской школы приказал нам встать и повертеться на месте, чтобы мы увидели воочию пространство вокруг нас.
- Мы знаем, что истинный север находится вон там, где на стене нарисована черта – «истинный меридиан», - сказал наш начальник, который всё больше и больше в наших глазах приобретал статус и авторитет преподавателя. - Теперь вы можете определить направление на любого из нас и сказать, что ваш товарищ, который в данный момент является кораблём вероятного противника-соперника, находится от вас по курсу столько-то градусов от истинного меридиана.
- Вот вам простейший пеленгатор, - он передал мне две деревянные планки на одной оси вращения с вертикальными рамками на концах.
- Направьте одну планку на Северный полюс, то есть истинный меридиан, а вторую – на вашего соседа слева.
Я исполнил…
- Теперь измерьте по окружности на первой планке угол направления на вашего соседа. Сколько?
Я измерил и ответил.
- Вот - это ваш курс на сближение с кораблём соседа, - сказал нам преподаватель. – Тренируйтесь.
Пеленгатор передавался из рук в руки и ребята с шумом и гамом брали пеленг на любые предметы в аудитории. Всем всё было ясно и понятно.
- Итак, что такое пеленг на морском языке? – спросил нас преподаватель.
Я набрался смелости и, подражая ему, только без рассуждений и запинаясь в словах, сказал: «Пеленг – это угол между направлением-меридианом на Северный полюс и направлением-курсом на предмет».
- Верно, - подхватил преподаватель. – Точно сказано. Молодец.
После того, как я дважды, а Гарри Напалков единожды, стал сегодня «молодцами», все наперебой начали рваться в отвечающие. Ребята наперегонки пытались ответить, выразить, сформулировать то, о чём дальше рассказывал нам начальник Севастопольской Морской школы ДОСААФ.
- Все курсы и пеленги отсчитываются от нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК, ИП), магнитных (МК. МП) и компасных (КК, КП) курсов и пеленгов, - сказал преподаватель. – Это всем понятно?
Конечно, все ответили, что это и «ежу понятно»…
- Вот и хорошо, - заявил нам наш Учитель - так мы теперь стали называть нашего преподавателя - начальника Севастопольской Морской школы ДОСААФ. Да, с этого момента мы начали за глаза называть его «Учителем», с большой буквы…
«Учитель» нарисовал на доске кораблик и исходящие из него лучи-направления на истинный полюс, на магнитный полюс и пеленг-направление на какой-то объект в море. Потом он дугами от каждого луча-направления показал углы между склонениями и истинным направлением-меридианом полюса и углы пеленга (истинный, магнитный, компасный). Последним он показал нам курсовой угол, то есть угол между направлением на пеленг и точкой цели, куда движется корабль.
- На картах всегда показывают-прокладывают истинные направления, - сказал «Учитель», - а рулевому для движения по истинному курсу даётся компасный курс, потому что перед ним всегда находится картушка компаса, который, как мы знаем, немного склоняется к своему магнитному, а не к истинному полюсу.
- Вот почему жизненно важно знать величины и знаки склонения и девиации, - добавил «Учитель», - уметь правильно и вовремя учитывать истинные и компасные направления-курсы-пеленги.
- Сложно? – спросил нас «Учитель». – Да. Хлопотно? Да. Только без этого никуда не денешься. Будешь блуждать в море, как в лабиринте и никогда не попадёшь в нужное место, в цель. Оно вам это надо?
«Никак нет!» - дружно и хором, как один, ответили мы.
- Хорошо, - удовлетворённо «поверил» нам «Учитель». – Теперь о переходе от компасных направлений к истинным и обратно. Переходя от компасных направлений к истинным, мы естественно исправляем направления-румбы, верно?
Мы дружно кивнули головами…
- А переходя от истинных направлений к компасным, мы переводим их в румбы. Так?
Мы опять кивнули.
- Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы, - «Учитель» повернулся к доске, начал писать эти формулы, и вдруг мы увидели, что его фигура почему-то стала похожа на женскую фигуру, а голос – на голос той нашей первой преподавательницы…
- ИК = КК + Дк и КК = ИК – Дк, - продиктовал и написал «Учитель» на доске и повернулся к нам. То, что он увидел, сразу же его отрезвило. Он всё понял, вытер руки сырой тряпочкой и горестно вздохнул…
- Если кто-то из вас захочет стать штурманом, - сказал нам печально «Учитель», - то честь ему и хвала, но таких желающих, как я вижу, среди вас нет.
Мы все дружно молчали...
- Тогда будем делать из вас хороших рулевых, - сказал «Учитель» больше себе, чем нам. – Может быть кто-то из вас созреет раньше, чем судьба накажет невежеством…
- Существует другой способ указания направления - от линии курса корабля, - сказал решительно «Учитель». – Тут всё просто: угол между направлением движения корабля в море, то есть курса пути и линией или лучом, или направлением на какой-либо ориентир, например, маяк, называется «курсовым углом» или по-морски «углом курсовым» (УК).
- Углы курсовые считаются очень просто, - сказал «Учитель». – За нулевое направление принимается фактический курс корабля. 180° вправо и влево от носа корабля – это поле зрения правой стороны и левой стороны горизонта от направления «вперёд» до направления «назад». Поэтому, когда вперёдсмотрящий сигнальщик говорит: «Справа 30 – буй», - это значит, что от направления «вперёд» до направления «вправо» ровно 30° дуги видимого горизонта.
Желая как-то помочь «Учителюь» справиться с горьким сожаление о нашей «тупости», Гарри Напалков решил высказать своё мнение…
- А ещё, - сказал Гарри, - направление указывают в часах и минутах циферблата часов. Например, вправо на 3 часа означает, что объект находится в направлении трёх часов, если представить весь круговой горизонт за циферблат часов.
- Да, - печально сказал «Учитель». – Так тоже поясняют направление или пеленги на объекты. Ты прав, мальчик.
Группа немедленно отреагировала и громогласно хохотнула а Гарри Напалков навсегда зарёкся «встревать» в лекцию какого-либо преподавателя или учителя…
- Ладно, - примирительно сказал «Учитель». – Какие морские меры длины и скорости вы знаете?
Все напряжённо молчали, а Гарри Напалков демонстративно отвернулся к окну.
- Мили, кабельтовы, морская сажень, ярды, футы и узлы, - услышал я свой голос, удивительно похожий на голос моего друга и наставника деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново Ханинского уезда Суворовского района Тульской области. Все ребята и даже Гарри Напалков повернулись ко мне с удивлёнными взглядами.
- Верно, - сказал «Учитель». - Единицей измерения расстояния на море традиционно является морская миля, равная линейной длине одной минуты меридиана, т.е. одной минуте широты. В Советском Союзе и в других странах принята морская мера длины – миля, равная 1852,3 м или 6080 футов.
- Естественно, - добавил «Учитель», - одна десятая часть морской мили, то есть 185,2 м тоже имеет собственное наименование – кабельтов. Морская сажень имеет длину 11 м 83 см или 6 футов. Один ярд – 91 см 4 мм или 3 фута. Один фут равен 30 см 48 мм.
- Скорость корабля в море измеряется в узлах, - сказал начал рассказывать «Учитель». - Почему в узлах? Потому что раньше бросали с кормы за борт специальный диск на фале с узлами. Когда диск сопротивлением воды натягивал фал, фал отпускали и считали число узлов на фале за полминуты. Потом моряки парусного флота делали в уме несложные вычисления и получали количество узлов и время из проскальзывания в пальцах, получалось – количество узлов за 1 час на расстоянии одной мили.
- Вот так по традиции моряки стали говорить, - мечтательно проговорил «Учитель», - «Скорость корабля 15 миль в час» или «Скорость 15 узлов». В настоящий момент всё переводится на километры и километры в час, даже в метры в секунду. Таковы современные скорости.
Занятия заканчивались. Нам уже хотелось по домам. Всё-таки немного «напряжно» воспринимать каждый день новые и сложные знания. Мы ещё не знали, что нас ждёт впереди и какие трудности ещё предстанут перед нами…
Фотоиллюстрация: из открытой сети Интернет. Источники данных: Багрянцев Б. И., Решетов П. И. Учись морскому делу. — 2-е изд., доп. — Мл ДОСААФ, 1986, — 175 с, ил, 8 л. ил.
Свидетельство о публикации №218011100692