Блок. Religio... Прочтение
1
Любил я нежные слова.
Искал таинственных соцветий.
И, прозревающий едва,
Еще шумел, как в играх дети.
Но, выходя под утро в луг,
Твердя невнятные напевы,
Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева.
Я знал, задумчивый поэт,
Что ни один не ведал гений
Такой свободы, как обет
Моих невольничьих Служении.
2
Безмолвный призрак в терему,
Я — черный раб проклятой крови.
Я соблюдаю полутьму
В Ее нетронутом алькове.
Я стерегу Ее ключи
И с Ней присутствую, незримый.
Когда скрещаются мечи
За красоту Недостижимой.
Мой голос глух, мой волос сед.
Черты до ужаса недвижны.
Со мной всю жизнь — один Завет:
Завет служенья Непостижной .
18 октября 1902
(«Religio» – это не «религия». Это, если перевести латыни – «благочестие».
"Благочестие" – христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии, истинное почитание Бога через исполнение Его заповедей.
Из словарей)
В прошлом стихотворении он потребовал «лугов» с белыми лилиями, и ему отозвались – но с каким сарказмом:
Вот луг:
Но, выходя под утро в луг,
Твердя невнятные напевы,
Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева…
а вот "лилии":
…Я — черный раб проклятой крови.
Я соблюдаю полутьму
В Ее нетронутом алькове…
В принципе стихотворение – еще одна вариация на тему «Старик».
Сравним.
«Старик»:
"Когда-то — там — нас было двое…"
В этом:
Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева…
«Старик»:
"Мне иногда подолгу снилась
Мечта, ушедшая в туман."
В этом:
…ни один не ведал гений
Такой свободы, как обет
Моих невольничьих Служении.
«Старик»:
"Под старость лет, забыв святое,
Сухим вниманьем я живу"
В этом:
Мой голос глух, мой волос сед.
Черты до ужаса недвижны."
Но «старик» во всем разуверился:
"…глупым сказкам я не верю,
Больной, под игом седины.
Пускай другой отыщет двери,
Какие мне не суждены. "
А здесь… здесь как раз про «другого», который те «двери» отыскал:
Я — черный раб проклятой крови…
… Со мной всю жизнь — один Завет:
Завет служенья Непостижной…
И чья участь страшней?
Но именно в этом рабстве – Благочестие.
Есть и еще одна отсылка к «Старику». В том стихотворении он вспоминал «о тени, мелькнувшем в юношеском сне», вспоминал о своих первых мистических откровениях, о времени Ante Lucem, до Света, до 25 декабря 1901 года, когда: «явно является Она», в этом в первой строфе первого стихотворения о том же:
Любил я нежные слова.
Искал таинственных соцветий.
И, прозревающий едва,
Еще шумел, как в играх дети.
Вторая строфа – Post Lucem, мистическое лето:
Но, выходя под утро в луг,
Твердя невнятные напевы,
Я знал Тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева.
Третья – то, к чему все свелось – к невольничеству:
Я знал, задумчивый поэт,
Что ни один не ведал гений
Такой свободы, как обет
Моих невольничьих Служений.
Все второе стихотворение – то, к чему оно, рабство, привело. Привело его – пророка и демиурга.
P.S. Кстати, о луге с лилиями… На иллюстрации - Похож? – лето на моем дворике.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «...Я – черный раб проклятой крови. – "Диптих" намеренно сочетает "светлый" облик лирического "я"– поэта, связанный с пушкинской традицией, и "темный", – ориентированный на "новое искусство" (в частности, на баллады Брюсова).
»
По-моему, здесь нет никакой пушкинской традиции, а есть отчаявшийся запутавшийся в бесконечных кошмарах юноша. Действительно – словно из Брюсова: «Юноша бледный со взором горящим/смущенным…»
А “символика” образа «черный раб проклятой крови» раскроется через одиннадцать лет в цикле «Черная кровь», где она(кровь) – действующий фактор, превращающий робкого юношу первых стихотворения цикла в торжествующего вампира в последнем.
1-ое стихотворение:
«Нет, опустил я напрасно глаза,
Дышит, преследует, близко – гроза…
…Нет! Не смирит эту черную кровь
Даже – свидание, даже – любовь!
2 января 1914»
2-е стихотворение:
«Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне
Притаился, глядит.
…Этих демонов страшных вспугнуть?
Нет! Глаза отвратить, и не сметь, и не сметь
В эту страшную пропасть глядеть!
22 марта 1914»
Последнее:
«Я ее победил, наконец!
Я завлек ее в мой дворец!
…Знаю, выпил я кровь твою…
Я кладу тебя в гроб и пою, –
Мглистой ночью о нежной весне
Будет петь твоя кровь во мне!
Октябрь 1909»
Из Примечаний к упомянутому циклув «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Впервые образ "черной крови" в близком смысловом контексте возник у Блока еще в раннем стих. "Безмолвный призрак в терему ... " (1902): "Я – черный раб проклятой крови" (т. 1 наст. изд.).
… Образ "черной крови" связан с мотивами земной любви-страсти, темной чувственной стихии, разгула потаенных "играющих сил".
… А. Белый, касаясь реальной жизненной подоплеки "Страшного мира", так писал об этом: «И вместе со страстью звучит тема к р о в и, новая для А.А. ( ... )С т р а с т ь и к р о в ь господствуют в мире: впечатление жути рождается от созерцания этого мира; он – "страшный мир"» (Белый, 4. С. 97); «3ори обертывались в Блоке к р о в ь ю; з о р и для него оказались взвеянною под небо землею" (Там же. С. 100).
Тема эта, безусловно, воспринималась Блоком как "демоническая". «Демон Блока, – подчеркивает, например, А. Горелов, – это декадентский дух "страшного мира" ... ( ... ) Ведь и вампиризм "Черной крови" связан с декадентством (прежде всего имеется в виду стих. "Я ее победил, наконец ... ". – Ред.) (... ) Демонизм "страшного мира" – проклятие, отрицание гармонии бытия. Стихия любовной страсти изуродована демонизмом времени и в этом надругательстве над истинно человеческим – обреченность демонизма» (Горелов Анат. Гроза над соловьиным садом. Л., 1973. С. 356). »
»
– «Я соблюдаю полутьму // В Ее нетронутом алькове» – а эти строки отзовутся в «Итальянских стихах»:
«К мирянам ревновал монах:
Он в нише сумрачной церковной
Поставил с братией ее –
Подальше от мечты греховной,
В молитвенное забытье…
…Но есть один вздыхатель тайный
Красы божественной – поэт…
Он видит твой необычайный,
Немеркнущий, Мария, свет!
Он на коленях в нише темной
Замолит страстные грехи,
Замолит свой восторг нескромный,
Свои греховные стихи!
И ты, чье сердце благосклонно,
Не гневайся и не дивись,
Что взглянет он порой влюбленно
В твою ласкающую высь!
12 июня 1909»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I1. С. 100 в отделе "Перекрестки" как самостоятельное стихотворение без загл.; I2. С. 133-134 как самостоятельное стихотворение под загл. "Religio"; I3 . С. 189 и I4. С. 163 – как самостоятельное стихотворение без загл. в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 161.
»
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Ультиматум:
13. «Свобода смотрит в синеву…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/769 )
Прощание.
14. «Ушел он, скрылся в ночи…» ( http://www.proza.ru/2018/01/25/913 )
Ультиматум: или вы, которые там, сверху, возвращаете «луг с лилиями», либо он – уйдет.
15. Religio ( http://www.proza.ru/2018/01/11/792 )
Ему ответили: «…всю жизнь — один Завет: / Завет служенья Непостижной»
16. «Вхожу я в темные храмы…» ( http://www.proza.ru/2018/01/11/955 )
…И пустили с краешку постоять – в «темном храме», где бегут по карнизам «улыбки и сны».
*
Свидетельство о публикации №218011100792