Блок. Вхожу я в темные храмы... Прочтение
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
25 октября 1902
Первая строфа: герой входит в “темный храм” и совершает обряд, цель которого призвать “Тебя”.
Вторая строфа: цель обряда достигнута только частично: призван “ Только образ, лишь сон о Ней”.
Третья строфа: результат “привычен”.
Четвертая строфа: выражается истовая вера, что “ Милая — Ты ”.
(
“Милая” –
Блок. Дневник 1912 года, 11 июня: «Сегодня был сильный дождь, я разбирал письма, вдруг приехала моя милая, было так хорошо. Пришел Франц, посидел немного. Я милую проводил на вокзал, до слез люблю ее».
4 октября. «…Заря была огромная, ясная, желтая, страшная... А милой тяжело, и она этого сказать и почувствовать как надо не умеет. Вечером пошла в польский театр, а потом в "Бродячую собаку…"»
Дневник 1913 года. 3 февраля: «Милая тихо хозяйничала, всех угощала, относилась ко мне нежно».
29 апреля: «Милая, милая – далеко. – Пишу ей Милая пишет. Еще раз пишу».
Дневник 1917 года. 4 июня: «Милая моя, мы, если будем, состареемся, и тогда нам с тобою будет хорошо. Господь с тобой».
1 августа. «Милая приехала утром».
“Ты” –
Блок. Из не отосланного письма к Л.Д.:
«…так называемая жизнь (среди людей) имеет для меня интерес только там, где она соприкасается с Вами. Отсюда совершенно определенно вытекает то, что я стремлюсь давно уже как-нибудь приблизиться к Вам (быть хоть Вашим рабом, что ли, — простите за тривиальности, которые не без намеренья испещряют это письмо). Разумеется, это и дерзко и, в сущности, даже недостижимо… однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)».
)
Вымолил? Он согласился на «завет» (в прошлом стихотворении):
"…Со мной всю жизнь — один Завет:
Завет служенья Непостижной…"
… и его пустили, хоть с краешку постоять? –
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
Или это стихотворение нужно читать с конца:
…я верю: Милая — Ты.
Запутавшись меж миров и мерцаний светил, он, как в якорь, вцепился в эту простенькую тезу: Милая, то есть его Любовь Дмитриевна – Ты, то есть Прекрасная Дама, Дева, Купина, Премудрость Господня, Невеста Апокалипсиса, Непостижная:
Блок. Из не отосланного письма к Л.Д.:
«…так называемая жизнь (среди людей) имеет для меня интерес только там, где она соприкасается с Вами. Отсюда совершенно определенно вытекает то, что я стремлюсь давно уже как-нибудь приблизиться к Вам (быть хоть Вашим рабом, что ли, — простите за тривиальности, которые не без намеренья испещряют это письмо). Разумеется, это и дерзко и, в сущности, даже недостижимо… однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)».
А когда он это принял – перед ним открылись двери…
Вот только лампады в тех храмах мерцают – красные, вот только лазурь небес закрыты темными сводами…
Андрей Белый:
«Появление сумрака – появление сумрака в храме, который трепещет сиянием "красных лампад"; распространяется розовый отблеск и смешивается с погасающей золотой лучезарностью 901 года в ту особую, розово-золотую, густую и пряную обрядовую атмосферу, в которой таится нетерпеливое ожидание встречи с ней, материализованной в образ, входящий в храм. Розовое, озаренное заменяет лазурь золотистую, лучезарную».
Помните «средний храм», который «меж десяткой и девяткой» – в который весной 901-ого года завлекла его Л. Д.? –
"Но ужасней — средний храм —
Меж десяткой и девяткой,
С черной, выспренней загадкой,
С воскуреньями богам".
Правда, похож?
(Подробнее о том «храме» в 9-ой главе 1-ой части – «Пять изгибов сокровенных» http://www.proza.ru/2017/11/17/951 )
И приведу перебранные Блоком варианты последней строки.
А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. Другие редакции и варианты»:
Но я верю: Милая – ты!
Но я верю: милая – Ты.
В окончательном варианте Блок уравнял обеих:
Но я верю: Милая — Ты.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Первое стихотворение Блока, в котором героиня названа Прекрасной Дамой.
[
В цикле СПД – оно единственное. Второе упоминание о Прекрасной Даме прозвучит через три года в «томе II»:
«… вон идет глупый поэт:
Он вечно о чем-то плачет.
…Ему хочется за море,
Где живет Прекрасная Дама.
…Она не придет никогда:
Она не ездит на пароходе.
Июль 1905»
И на этом всё.
И в стихотворении - две героини: "Милая" и "Ты". Герой на данный момент выражает уверенность в их тождественности, хотя они - антагонистичны. В стихотворении "Пять изгибов сокровенных" именно "милая" завлекла героя в храм с воскурениям чужим "богам". И в смом начале Мистического лета (1901 г.) именно она предстала в его видениях в облике одной из богинь того храма - Российской Венеры:
"И мнилась мне Российская Венера,
Тяжелою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица — спокойная мечта.
Она сошла на землю не впервые,
Но вкруг нее толпятся в первый раз
Богатыри не те, и витязи иные…
И странен блеск ее глубоких глаз…
29 мая 1901. С. Шахматово"
]
При публикации стихотворений Блока в СЦ-1903 [“Северные цветы”] Брюсов воспринял данный текст как программный. Рукой Брюсова на автографе записаны: заглавие цикла "Стихи о Прекрасной Даме", помета" NB , В Сев(ерные) Цветы" и нумерация "1".
[
То есть, скорее всего, свое название цикл, а потом и книга получили от этого стихотворения.
]
Публикации: I1. С. 10, в отделе "Неподвижность"; I2. С. 134, I3. С. 190 и I4. С. 164 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)"; I5. С. 162.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя”.
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Ультиматум:
13. «Свобода смотрит в синеву…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/769 )
Прощание.
14. «Ушел он, скрылся в ночи…» ( http://www.proza.ru/2018/01/25/913 )
Ультиматум: или вы, которые там, сверху, возвращаете «луг с лилиями», либо он – уйдет.
15. Religio ( http://www.proza.ru/2018/01/11/792 )
Ему ответили: «…всю жизнь — один Завет: / Завет служенья Непостижной»
16. «Вхожу я в темные храмы…» ( http://www.proza.ru/2018/01/11/955 )
…И пустили с краешку постоять – в «темном храме», где бегут по карнизам «улыбки и сны».
*
Свидетельство о публикации №218011100955