30 Первая награда

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

30. Первое награждение. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. 31 мая 1971 года.

В понедельник 31 мая 1971 года состоялось первое в моей жизни награждение государственным нагрудным знаком. С утра в Севастополе накрапывал, а потом пошёл лёгкий дождичек (всего в этот день 18,7 мм осадков - автор), было прохладно (11,5°С), поэтому пришлось надеть старый плащ моего брата Юры и взять тоже старый, потрёпанный и цветастый «женский» зонтик моей мамы. Юрка уже стеснялся старых (немодных) вещей и «сплавлял» их мне. Я же почти не стеснялся ходить в «обносках» (так он называл старые вещи), потому что мне говорили: «Скоро идти в армию, а там тебя оденут с иголочки во всё новое».

Так говорил мне мой друг Евгений Мыслин, наставник молодых рабочих, слесарь-ремонтник высшего разряда, лучший изобретатель-рационализатор и вообще, прекрасный человек, бригадир бригады слесарей-ремонтников участка по ремонту промышленного оборудования трубомедницкого цеха №4 Севастопольского Морского завода имени Серго Орджоникидзе. Кстати, с Евгением соглашались практически все: наш седовласый начальник участка и "Механик от Бога" (так его уважительно и почтительно называли все - автор), рабочие участка и члены нашей бригады слесарей-ремонтников промышленного оборудования, руководство цеха, Галина, жена моего брата Юры, мои родители, руководители и преподаватели Севастопольской Морской школы ДОСААФ, мои друзья и товарищи.

Со всеми этими авторитетными людьми была согласна и Капиталина Мелентьевна – заслуженная работница Севморзавода, герой обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, комендант нашего рабочего общежития на улице Дзержинского, дом 53, города Севастополя. Все были разумно согласны, что мне не стоит сейчас тратить деньги на покупку дорогой и модной одежды, так как скоро мне идти на службу в армию, а вот потом… Что будет «потом» никто не знал и не говорил, потому что мой внутренний голос моего друга деда «Календаря» из деревни Дальнее Русаново мне всегда повторял в таких случаях: «Потом будет суп с котом»…

Я не стеснялся и не возражал против ношения старой одежды по необходимости, например, как сейчас. Дождик и прохлада – это дождик и сырая прохлада. Тут не до красоты и стиля, быть бы сухим и здоровым. Однако, почему-то, однажды в читальном зале севастопольской Морской библиотеки я вдруг взял и выписал себе в блокнот пословицы и поговорки разных народов про одежду и человека.

Пожилая библиотекарша, принёсшая мне из книгохранилища трёхтомник пословиц и поговорок народов мира, ненавязчиво поинтересовалась, что я в них ищу. Я честно ей ответил, что ищу пословицы и поговорки про одежду и человека, по теме: "Как одежда красит человека или уродует его?». Ей тоже стало интересно. Она попросила меня ознакомить её с результатами моих «исследований». Так и сказала: «Ваших исследований»…

Вот что тогда у меня получились стародавние записи, дополненные современной компьютерной техникой:

Бедному да вору - всякая одежда впору. (Русские пословицы)
Береги одежду с нову, а разум (честь) с молоду. (Русские пословицы)
Береги одежду, пока нова, а здоровье, пока молода. (Украинские пословицы)
В знакомом месте чтут силу, в незнакомом - одежду. (Киргизские пословицы)
Взрослый может есть детскую пищу, но никогда не носит детской одежды. (Афганские пословицы)
Главное заключается в желудке, а одежда только придаст окраску. (Пословицы народа Педи)
Голый об одежде думает. (Армянские пословицы)
Грязная одежда лучше, чем совсем никакой. (Африканские пословицы)
Дерево красиво листвой, человек - одеждой. (Башкирские пословицы)
Если красота десять, то девять из десяти — одежда. (Азербайджанские пословицы)
Если одежда мала, она не греет. (Пословицы народа Маори)
Если ты ненавидишь альбиноса, ты ненавидишь и его одежду. (Африканские пословицы)
Какова еда, такова и миска, каков человек, такова и одежда. (Татарские пословицы)
Конь хорош не седлом, человек красив не одеждой. (Монгольские пословицы)
Кости красит мясо, а тело - одежда. (Адыгейские пословицы)
Кто рыбу ловит, у того одежда мокрая. (Армянские пословицы)
Лучше обладать красотой души, чем носить красивую одежду. (Бурятские пословицы)
Люди выглядят по-разному из-за одежды: раздеть всех догола - и все окажутся одинаковыми. (Вьетнамские пословицы)
Мужичок-то гол, да в руках у него кол: есть надежда, что будет и одежда. (Русские пословицы)
Мыши изгрызут одежду (платье) - к смерти. (Суеверия - Приметы)
На нескладном человеке всякая одежда плоха. (Украинские пословицы)
На плохую одежду плохая надежда. (Русские пословицы)
Навоз на одежде — грязь, на поле — удобрение. (Китайские пословицы)
Не каждый в чёрной одежде — священник. (Армянские пословицы)
Не одежда красит человека, а добрые дела. (Украинские пословицы)
Не одежда создаёт человека. (Дигорские пословицы)
Не стоит из корысти ткать одежды для каждого ничтожества, невежды. (Персидские пословицы)
Не шей одежду ещё не родившемуся ребёнку. (Армянские пословицы)
Ни рифмой, ни одеждой не прикрыть уродство или скудность содержанья. (Азербайджанские пословицы)
О достатке человека судят по одежде. (Армянские пословицы)
Оденешь одежду красивую - красивым будешь, оденешь одежду плохую - плохим будешь. (Удмуртские пословицы)
Одна одежда - и в мир, и в пир, и по задворью. (Русские пословицы)
Осла украшает потник, человека - одежда. (Узбекские пословицы)
От жары страдают все одинаково, от стужи — в зависимости от одежды. (Китайские пословицы)
Плохо, когда степной пожар опалит полу одежды, ещё хуже, когда стыд перед народом опалит лицо. (Монгольские пословицы)
Плохому танцору одежда мешает. (Русские пословицы)
По одежде не суди, по делам гляди. (Русские пословицы)
По одёжке протягай и ножки. (Русские пословицы)
По одежде своей шагай. (Марийские пословицы)
По росту одежду прибирай. (Русские пословицы)
Покупай одежду сшитую, а хоромину - крытую. (Русские пословицы)
Прекрасная и в безобразной одежде прекрасна. (Узбекские пословицы)
По одёжке встречают, по уму провожают. (Русские пословицы)
Душа – не одежда, наизнанку не вывернешь. (Русские пословицы)

Пословиц и поговорок было много, но я подумал, что и этого достаточно, чтобы удовлетворить подсказку моего друга деда «Календаря». Это он мне нашептал и направил в старейшую библиотеку города Севастополя – в Морскую библиотеку имени адмирала Михаила Петровича Лазарева, расположенную на проспекте Нахимова, дом 7. В неё записывали только моряков и жителей города Севастополя, поэтому мне разрешили только пользоваться фондом читального зала.

Пожилая библиотекарша и я долго читали вслух пословицы и поговорки народов мира про одежду и вдвоём вполголоса обменивались мнениями по их пониманию и толкованию. Причём эта женщина не учила меня, а вместе со мной рассуждала. Это было как бы игра мнений, разных «точек зрения», как она тогда выразилась…

- А как известно, - сказала тогда мне эта пожилая женщина, - сколько людей, - столько и мнений.

Правда, уже тогда внутренний голос моей Феи красоты и страсти сказал мне чуть-чуть раздражённо: «Сколько людей, столько и мнений, а верным остаётся всё же своё».

Так вот: я был полностью согласен с народами мира по поводу одежды и человека. Многие пословицы с первого раза «засели» у меня в памяти, но всё равно, внутри меня зрело своё понимание роли одежды и внешнего облика в жизни и в судьбе человека. Это понимание было ещё не ясным, но оно уже формировалось. Нет, я не был безразличен к своей одежде и обуви, к своему внешнему виду и облику, но я не был так «зациклен» на этом, как мой брат Юра. Для Юры внешний облик был важнее, чем внутреннее содержание и он очень следил за своим внешним видом.

Мой старший брат Юра с детства был красавчиком с огненными глазами, фигурой атлета, с прямым папиным носом и характером авантюриста, а я был худым, но мягкотелым, с приплюснутым носом папиной мамы - бабки Анисьи и с маминым характером - страстотерпицы и сестры милосердия.

«Страстотерпцем» меня называла мама, когда успокаивала после очередных моих стычек и «приключений» в отношениях с братом, с ребятами в школе или на улице. Вот почему я спокойно и с достоинством вытерпел все насмешливые взгляды и реплики моих друзей и товарищей по группе №16 Севастопольской Морской школы ДОСААФ, которые вместе с другими группами других специальностей, в том числе женскими группами, собрались на торжественное построение в просторном фойе здания ДОСААФ на ул. Огарёва, д.15.

Торжественные речи я помню плохо, хотя в них было всё: упоминание о постановлении Совета Министров СССР и приказе ЦК ДОСААФ об улучшении материально-технической базы учебных заведений ДОСААФ, об ускоренной и углублённой подготовке будущих авто-мото-техников, авиатехников, радистов, связистов, моряков, лётчиков и даже танкистов, а также о нашей группе «выпускников ускоренных одномесячных курсов обучения рулевых-сигнальщиков для нужд Военно-Морского Флота СССР». Оказалось, что мы все вместе показали «высокий уровень теоретической и практической подготовки», «успешно сдали экзамен внезапной проверки руководством ВМФ СССР и ДОСААФ» и достойны «вознаграждения и награды».

После дружных и бодрых аплодисментов из строя стали вызывать в порядке алфавита награждаемых и поощряемых, вручать им различные призы, подарки и нагрудные знаки. Много девушек и женщин получили «ценные подарки» в коробках и пакетах, парни – почётные грамоты и памятные значки центра ДОСААФ. Практически все ребята, за исключением «особо отличившихся прогульщиков» нашей группы получили почётные грамоты с печатями и подписями наших руководителей и преподавателей, а некоторым ребятам, в том числе мне и Гарри Напалкову ничего не вручили…

Я старательно делал вид, что мне всё равно, Гарри Напалков уже оглядывался по сторонам и искал возможность «по-тихому слинять из этого сборища» и тут к микрофону вышел начальник Севастопольской Морской школы, наш преподаватель по прозвищу «Учитель». За ним встали наши самые авторитетные преподаватели - «Капитан», «Боцман» и «Старичок».

- За выдающиеся успехи в процессе обучения и практической подготовки, за отличные знания и профессиональную подготовку по всем дисциплинам обучения по курсу «рулевой-сигнальщик», за примерное поведение и ответственное отношение к учёбе, наградить курсантов Юрия Напалкова и Александра Суворова нагрудными знаками «За отличную учёбу» Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) - торжественно, чеканя каждое слово произнёс начальник Морской школы.

На улице всё ещё шёл дождь и было всего 17°С тепла, а в фойе Морской школы было очень жарко. Негнущимися ногами, предварительно судорожно вручив друзьям свой свёрнутый плащ и зонтик, я вышел из строя и строевым шагом, как Гарри Напалков, подошёл к начальнику Севастопольской Морской школы ДОСААФ. «Учитель» расстегнул мне ворот рубашки, чем-то проткнул ткань на груди, вставил в дырочку какой-то тяжёлый значок и завинтил какое-то колёсико на штырь с резьбой, торчащий сзади из значка…

Начальник Севастопольской Морской школы ДОСААФ, наш «Учитель», вручил мне выписку из протокола экзаменационной комиссии с моими оценками и решением о награждении нагрудным знаком ДОСААФ «За отличную учёбу». «Капитан», «Боцман» и «Старичок»  крепко по-мужски пожали мне руку и пожелали успехов «в боевой и политической подготовке». Я обернулся к народу и хриплым папиным голосом сказал его любимую фразу для таких случаев: «Служу трудовому народу!». Народ ответил мне аплодисментами…

С невидящими глазами и с не слышащими ушами я вернулся на своё место и дал ребятам возможность посмотреть вблизи, пощупать и понюхать этот нагрудный знак. Сам я его так пока толком и не видел…

После торжественного построения и награждения мы ещё долго «тусовались» в фойе, общались, толкались, ждали у канцелярии, когда нам выдадут документы и справки о почти месячном пребывании в Севастопольской Морской школе ДОСААФ. Ребята предлагали всей группой «забуриться» в ближайшее кафе или «загрузиться» пивом и пойти «куда-нибудь», чтобы отметить окончание курсов в Морской школе ДОСААФ, но некоторые из нас спешили на работу.

Гарри Напалков заявил, что его ждут дома родители и подруга, а мне пить пиво «где-нибудь» под дождём (хотя и мелким) – не хотелось. Мне хотелось домой в «общагу», на работу в бригаду или в севастопольскую Морскую библиотеку к моей знакомой пожилой библиотекарше, чтобы показать ребятам, ей и себе, что даже в старом плаще и под старым маминым зонтиком можно совершать отличные дела и выглядеть… хорошо и достойно.

Правда, выбора у меня уже не было, так как с этого дня закончился срок командировки в ДОСААФ и я обязан был выйти на работу. На Севморзаводе в отделе кадров я отдал все документы, полученные в канцелярии Севастопольской Морской школы ДОСААФ, в том числе выписку из протокола о результатах учёбы, подготовки и о награждении нагрудным знаком ДОСААФ СССР «За отличную учёбу», а также дал возможность всем женщинам отдела кадров поглядеть на мой нагрудный знак. Женщины смотрели, ахали, восторгались и уважительно называли меня «Александр Сергеевич»…

Практически то же самое повторилось в трубомедницком цехе №4 и на ремонтно-механическом участке, когда я докладывал табельщице об окончании командировки в ДОСААФ и о моём выходе на работу. Новость быстро разнеслась по участку и цеху. В обеденный перерыв практически все, кто был в столовой, подходили, расспрашивали, смотрели и рассматривали мой нагрудный знак, хлопали меня по плечам, поздравляли, хвалили и желали всего самого наилучшего.

Начальник участка ("Механик"), Женька Мыслин, Ваня Обертас, Ситник и другие авторитетные члены нашей бригады и участка откровенно гордились мной и даже добились, чтобы под общий одобрительный шум, повариха с кухни столовой принесла мне дополнительную порцию картофельного пюре с двумя котлетами.

- Ешь, ешь! – заботливо и бодро говорил мне мой наставник и друг Женька Мыслин. – Ты молодой, ты растёшь, в тебе 182 см росту, а ты худой, как (он замешкался, подбирая нужное слово)…
- Ручка от кувалды…, - подсказал ему «записной зубоскал и шутник» Ваня Обертас.
- Как я в молодости, - сказал Женька, грозно поглядывая на рукодела Ваню Обертаса.
- Ты себя-то помнишь после войны? – спросил он Ваню. Тот сразу же осёкся, стал серьёзным и согласно закивал головой…
- Помню, Жень, помню, - сказал Ваня Обертас. – Я только в армии после призыва и поел по-человечески, хотя и очень мало.
- Верно Женя говорит, - сказал мне Ваня Обертас. – Кушай, Сашок, кушай. Набирайся силы и массы тела, оно тебе это пригодится на службе. Я знаю…

Только после работы, еле волоча ноги от усталости и пережитого за этот большой день, я смог подробно, даже под лупой, рассмотреть мой нагрудный знак. Он оказался алюминиевым с красивым рельефным рисунком, изображающим щит, обрамлённый лавровыми листьями, с красной остроконечной звездой с серпом и молотом в центре, с рельефной надписью «ДОСААФ СССР» над звездой, с красной рельефной лентой с надписью «За отличную учёбу» и ещё одним украшением из дубовых листьев внизу щита.

Всё поле щита ниже уровня рельефных букв и фигур было залито белой эмалью. Часть краски испачкала буквы и края фигур. В одном месте пузырьки воздуха застыли в эмали и так запеклись при нагревании, превратившись в микролунки. Звезда и лента были залиты красной эмалью. На обратной стороне знака был припаян штырёк с резьбой, на который навинчивался плоский диск. Так знак крепился к ткани рубашки, пиджака или к форме.

Несколько времени спустя я узнал, что нагрудный знак ДОСААФ СССР «За отличную учёбу» типа №1 учреждён Центральным советом ДОСААФ СССР 29 января 1968 года для награждения им призывников, полностью выполнивших условия обучения в ДОСААФ. Знак «За отличную учёбу» вручался курсантам клубов и школ ДОСААФ, тем, кто отлично усваивал программные предметы, соблюдал высокую дисциплину, бережно относился к учебной технике, активно занимался техническими и военно-прикладными видами спорта, был спортсменом-разрядником по одному из его видов. Знаком «За отличную учёбу» в 1968-1971 годах было награждено 50% всех курсантов, обучавшихся в учебных организациях ДОСААФ.

12 июня 1981 года Бюро президиума ЦК ДОСААФ СССР приняло решение об утверждении нового изображения значка "За отличную учёбу", но это уже другая история…

Фотоиллюстрация: Нагрудный знак ДОСААФ СССР «За отличную учёбу» типа №1, учреждённый Центральным советом ДОСААФ СССР 29 января 1968 года. Это была первая в моей жизни настоящая государственная награда.


Рецензии