Большой сфинкс главный Возничий в страну мёртвых

«Выхожу один я на дорогу
Сквозь туман кремнистый путь лежит.
Ночь темна, пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит»
М.Ю. Лермонтов

Введение

В мире истории, искусства и языкознания есть загадки, которые нельзя решить, рассматривая их отдельно. Например, в истории это касается загадок большого сфинкса в Египте и Ньюгрейнджа в Ирландии, в искусстве загадки Кодекса Серафини, картин Сальвадора Дали и Иеронима Босха, а в языкознании дешифровка древнеегипетской, китайской, шумерской или этрусской письменности. Всё это требует комплексных знаний в области гуманитарных и естественных наук. Изучать иностранные языки следует не по одному, паре, тройке, а комплексно, потому, что во всех языках присутствуют общие ностратические корни слов, во всех языках есть порядка сотни  слов, знание которых позволяет понимать язык другой культуры и выживать в иноязычной среде.
Коснёмся в этой статье проблем большого сфинкса и Ньюгрейнджа, так далеко отстоящих друг от друга, внешне непохожих ритуальных комплексов, но ужасно близких по сути своей.
«Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.» [ВП]

 

Большой сфинкс Гизы в Египте

«Ньюгрейндж, Нью Грейндж, Ши-ан-Вру (от англ. new — новый, англ. grange — ферма; по-ирландски S; an Bhr;) — мегалитическое культовое сооружение в Ирландии, коридорная гробница, входящая в комплекс Бру-на-Бойн. Ньюгрэйндж датируется 2500 годом до н. э. [1] Находится в 40,2 км к северу от Дублина. Является национальным памятником Ирландии под номером 147 [2].» [ВП]

 

Мегалитическое культовое сооружение Ньюгрейндж в Ирландии

Ньюгрейндж

Задумав написать статью о сфинксе и набрав достаточного для этого материала, я совершенно случайно, увидел на канале ТВ «Культура» фильм «Языческие святыни изумрудного острова», где говорилось о культовом сооружении Ньюгрейндж. Должен сказать, что эти случайности происходят со мной довольно часто  и поговорка «кто ищет, тот всегда найдёт» мне весьма понятна, не потому, что поиск является стимулом к знанию, а потому, что в окружающем мире есть некие метки, полезные для результата и которые надо вовремя увидеть и понять.
Ирландские и американские исследователи Ньюгрейнджа говорили о том, что назначение древней языческой религии древних кельтов всё время менялось от событий, происходящих на небе, а именно от прохождения комет относительно орбиты Земли и падения метеоритов и, наконец, трансформировалось в христианскую религию в 5 веке н.э. после прохождения кометы Галея. Первоначально у друидов существовал культ бога Луга, связанный с космическими пришельцами (кометы, метеориты).
«Луг («Сияющий»; ирл. Lugh) — один из наиболее значительных богов племени Туата Де Дананн в ирландской мифологии, имеющий природу трикстера, схожего со скандинавским Локи.» [ВП]
Луг – Lugh > luch – луч (слав.)(редукция ch/gh)
В отличие от земных богов Луг имел космическую природу, как символ кометы и, вероятно, Ньюгрейндж был задуман как культовое сооружение, посвящённое Лугу – богу света.
«Высота кургана — 13,5 метров, диаметр — 85 метров. 19-метровой длины коридор ведет в погребальную камеру, основу которой составляют вертикально поставленные каменные монолиты весом от 20 до 40 тонн. Устройство погребальной камеры напоминает Стоунхендж, только здесь каменное кольцо сверху прикрыто насыпью из земли и щебня. Внутри погребальной камеры сохранились большая чаша ритуального назначения, а в стенах пробиты ниши, украшенные каменной резьбой.» [ВП]
Важно, что в день зимнего равноденствия, можно видеть луч (Луга), проникающего в погребальную камеру по 19-метровому коридору на короткое время (20 мин.). Редкие очевидцы говорят, что это незабываемое зрелище. Отсюда исследователи полагают, что это древнейшая обсерватория на Земле.
Однако у меня существует иная версия. Основание Ньюгрейнджа окружено 97 валунами. Каждый из них пронумерован, отдельно изучается и описывается специалистами.
«Вход в гробницу отмечал круг камней высотой от 1,5 до 2,5 м. Ещё один круг из 97 вертикально стоящих камней окружал по периметру саму гробницу. Все эти камни, а также стены коридора и погребальной камеры покрыты орнаментом, состоящим из зигзагообразных линий, треугольников, концентрических кругов, но наиболее часто встречается изображение тройной спирали. Этот символ был широко распространен в неолитическом искусстве и, как предполагают исследователи, был связан с циклом смерти и возрождения (в частности, аналогичные символы вырезаны на резных каменных шарах — характерных артефактах той же эпохи). Большинство изображений спирали располагается при входе в гробницу, как бы обозначая границу между миром мертвых и миром живых. Также среди мотивов изображений встречаются  чашечные знаки и концентрические кольца.» [ВП]

 

Камни-обереги Ньюгрейндж

Все эти орнаменты на камнях удивительным образом напоминают таинственные круги на полях современной Великобритании, да и в других странах. Эти валуны с орнаментами являлись оберегами для древних ирландских земледельцев от таинственных кругов !
«Круги на полях (англ. crop circles), или агроглифы (порт. agroglifos; фр. agroglyphes; «агро» + «глифы»), — геоглифы; геометрические рисунки в виде колец, кругов и других фигур, образованные на  полях с помощью полёгших растений. Могут быть как небольшими, так и очень крупными, целиком различимыми лишь с высоты птичьего полёта или с самолёта [1]. Привлекли общественное внимание, начиная с 1970-х—1980-х годов, когда их во множестве стали обнаруживать на юге Великобритании.
О причинах возникновения высказываются различные гипотезы: от тривиальной — круги являются делом рук человека, до альтернативных — микро-смерчь, шаровые молнии, произведения инопланетян и другое (критики указывают на отсутствие фактов, подтверждающих или опровергающих эти гипотезы, их внутреннюю противоречивость, несоответствие гипотез принципу «Бритвы Оккама» и современным научным представлениям [2][3]).» [ВП]

 

Агроглифы

Что же тогда представляют таинственные  и неопознанные круги ?
На мой взгляд,  это следствие ночной бомбардировки Земли осколками от комет и метеоритов. Попадаю в земную атмосферу раскалённые хвосты комет, проходят в газофицированном виде толщу охлаждённого воздуха и создают немыслимые, причудливые спирали среди культурных посевов.
Древние земледельцы верили, что если они умилостивят бога света Луга, то хвосты комет и метеоритов не причинят вреда их посевам. Не отсюда ли возник образ жар-птицы в сказке «Конёк-горбунок» Ершова, где жар-птица, портящая посевы пшеницы, является прообразом кометы или Луга ?

Большой сфинкс

Обратимся теперь к загадке большого сфинкса, назначение  и название которого:
«Статуя Нилу и восходящему солнцу. Почти все длевневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее — с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от сфинкса.
Древнеегипетское название Большого сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого сфинкса «отцом ужаса».» [ВП]
Там же в Википедии в другой статье посвящённой сфинксу встречаем древнеегипетское толкование сфинкса как «живой образ». Я просмотрел все материалы по иероглифике слова сфинкс, но символа «анх» - жизнь  не встретил.
«Сфинкс (др.-греч. ;;;;;, ;;;;;;;, сфинга, собств. «душительница» — переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ») — зооморфное мифологическое существо.
В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана [1].
В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе [1].» [ВП]
Сфинкс – sphinx от sfiggo – жать, сжимать; завинчивать, затягивать; усиливать; затвердевать (греч.)/piano – схватывать (греч.)
sfiggo > stjaggat – стягать (слав.)(замена t/f)
То есть сфинкс не столько душитель, а сколько ловец добычи в качестве льва.
Рассмотрим значение древнеегипетского слова сфинкс из разных источников.

 

Иероглифы древнеегипетского сфинкса

Сфинкс из Гизы
1. жгут-птенец-сфинкс – hw – сфинкс (др.-егип.) > Jgtw > gat/vojji – жать/вожжи (слав.)(инв. Jgtw, замена v/w, редукция j/g), отсюда и понятие «Возничий, тот кто правит»
2. грести-коврик –птенец-сфинкс - Sspw (др.-егип.) > Grstpw > grivastj pervj – гривастый первый (слав.)
3. кресало-коршун-метёлка-шкура – mAj (др.-егип.) > KrslKrPiShkr > kraj silnj krepj shkura – крайне сильного, крепкого шкура (слав.)/kresalnj kraj bit shkura – кресального края быть шкура (слав.)
4. кресало-глаз – KrslZrt > kraj silnj zret – крайне сильный зреть (слав.)/kresalnj zret – кресальный (урожай) зреть (слав.)
5. Lv-j – levj – лев (слав.)
6. GrkKrslKrPiShkr-j Lv > shkurnj krajn silnj krepj shkura – шкура кране сильного, крепкого (шкура льва) (слав.)

Большой сфинкс
сокол-горка-ложе солнца – Hr-m-Aht (др.-егип.) > HrmSdlJr > hron mest sedlj jar > хранитель места восходящего солнца (слав.), где «место восходящее» - горизонт
Сфинкс стандартный
сложенная ткань-метёлка-нога- сфинкс на помосте – sjb – божественная барка (др.-егип.) > sPib > sopravj – со правий (слав.), то есть «сопровождающий барку», «Возничий»
Комментарий:
То есть,  здесь говорится о нескольких функциях сфинкса.
Сфинкс из Гиз – жать, удушать (1), сфинкс-гривастый, первый (возможно, фараон) (2), крайне сильный, крепкий в шкуре (3).
Сфинкс большой – хранитель места восходящего солнца (горизонта).
Сфинкс стандартный – Возничий, то есть сопровождает барки мёртвых в последний путь.


Сфинкс в древнеегипетском письме

Чтобы полнее понять назначение сфинкса обратимся к данным древнеегипетского словаря.
Примеры иероглифов взяты из древнеегипетского словаря [2].
В строке слева направо: описание иероглифа (в коптской и славянской аббревиатуре)-египетская транскрипция- перевод на русский- код по Гадинеру- славянская транскрипция- славянский перевод- английское слово- славянский перевод.
      
гюрза-хлеб- 1 черта-гюрза-хлеб-пруд-3 кружка- Dt Dt – навсегда (др.-егип.) - I10-X1-Z1-I10-X1-N16 > Grztj Grzt PrdKrg  > grugenj glazet poroda krugnaj – погружёный глазеть породу песка (слав.), иначе, вечный сфинкс
      
поверхность воды- гюрза- хлеб-1 черта- гюрза- хлеб-пруд - Dt Dt – навсегда (др.-егип.) - N35-I10-X1-Z1-I10-X1-N17 > nGrztj Grzt Prd > nekj grugenj glazet poroda – некий погружёный глазеть вперёд (слав.), иначе, вечный сфинкс
   
узел-засов-виток-рука держать – Ts - строить памятники, создавать лицо Сфинкса (др.-егип.) - S24-O34-Z7-D40 > UzlswDrgt > voz svitj dergat – воз свитый держать (слав.), где «воз» - установленный на передвижной платформе сфинкс без передних лап.
 
узел- Ts - создавать лицо Сфинкса (др.-егип.) - S24 > Uzl > voznj/ugasnj- возный/ужасный (слав.)
         
птенец-ночь-рот-метёлка-метёлка-хлеб-ладья-сухая ветка- 3 черты- wxryt - верфь, мастерская плотника (др.-егип.) - G43-Aa1-D21-M17-M17-X1-P1-M3-Z2 > wNchrPiPit LdGrzSx-tri > vznichj/venechj podpertj gruz doski- – возничей/венечный ладьи  подпертый досками (слав.)
    
птенец-ночь-рот-хлеб-сфинкс- wxryt - мастерская плотника (др.-егип.) - G43-Aa1-D21-X1-Q2C > wNchrt > venechnj/ voznich rod/ld – венечный род/возничий /sphinx –сфинкс (слав.)
    
виток-ночь-рот-поруб-поруб- wxr – верфь (др.-егип.) - Z7-Aa1-D21-O1-O1 > wNchr PrbPrb > vznchj ld prb-prb – возничей (ладьи) порубы (верфи) (слав.)
   
грести-коврик-сфинкс – Ssp - статуя, изображение (др.-егип.) - O42-Q3-E152 > Grstpp Prw > skrjabat po pervj – скрябать по первый (слав.), где «первый» - фараон
    
грести-коврик-птенец- сфинкс – Sspw - сфинкс(др.-егип.) - O42-Q3-G43-E151 > Grstppw > grivastj pervj – гривастый первый (слав.), где «первый» - фараон
 
сфинкс – 1 черта - Sspw – сфинкс (др.-егип.) - E151-Z1 > grivastj pervj – гривастый первый (слав.), где «первый» - фараон
   
грести-коврик-солнце, 3 луча- Ssp - белый, яркий; рассвет, свет (др.-егип.) - O42-Q3-N8 > Grstp JrLch > ijristj/grivastj po jar luchj > игристый/гривастый быть жаролучий
   
горка-рука-корзина-ладья траурная- mk – лодка (др.-егип.) - Aa15-D36-V31-P1 > GrkRkk Ld > gorkj reki ladj – горькой реки лодка (слав.)
   
птенец-сложенное полотно-ночь-тара- wsx – чашка (др.-егип.) - G43-S29-Aa1-W10 > wsNch Tr > vzNchj chara > возничего тара (слав.)
    
птенец-сложенное полотно-ночь-тара-свиток- wsx - широкий, богатство, богачи, ширина (др.-егип.) - G43-S29-Aa1-W10-Y1 > wsnch Tr  Svt – vznichchj tara svtj – возничего тара свитая (слав.)
    
птенец-сложенное полотно-ночь-тара- ладья траурная- wsx – баржа (др.-егип.) - G43-S29-Aa1-W10-P1 > wsNchTr > voznichj tara > возничая тара (слав.)
       
сова-рука-тело животного-поверхность воды-хлеб- 2 косые черты-муж- mXnty – паромщик (др.-егип.) - G17-D36-F26-N35-X1-Z4-P1-A1 > mRkTlnt-jjLdMj > mrak dalnaj ladj muj – мрака дальнего ладьи муж (слав.)
      
сова- тело животного-поверхность воды-хлеб-ладья траурная-капля-бог- mXnty – паромщик (др.-егип.) - G17-F26-N35-X1-P1-U33-A40 > mRkTlntLdKplBg> mrak dalnaj ld kopilnj bog – мрака дальнего ладьи капальной бог/бегущий (слав.)
      
сова-брюхо- поверхность воды-капля-метёлка- ладья траурная- mXnty – паромщик (др.-егип.) - G17-F32-N35-U33-M17-P1 > mBrxntKplPiLd > muj poruchnj kreplenjk bit ladj – муж поручный капальной (траурной) быть ладьи (слав.)
       
сова-грести веслом- поверхность воды-хлеб-ладья траурная-капля-метёлка-сокол на жертвенном столе- mXnty – паромщик (др.-егип.) - G17-D33-N35-X1-P1-U33-M17-G7 > mVslntLdKplPiHrGrd > mj veselnj ladj kapalnj bit hron– муж весельной ладьи -кaпaльный (траурный) быть хрон (слав.)
   
трон-глаз-бог- wsir – Осирис (др.-егип.) - Q1-D4-A40 > SdZrt Bg > sdt zernj – садить зёрна бог/сидеть зреть бог (бог плодородия) (слав.)
   
доля-рот-бог – wsir - Осирис (др.-егип.) - F51A-D21-A40 > Dln r Bg – dolnj rod bog -дольные родить бог (слав.)
   
сфинкс-глаз-вопрос в круге- wsir - Осирис (др.-егип.) - Q2-D4-C98A > Zrt vznich Drd > зреть возничего ладью (слав.)
 
глаз- сфинкс- wsir - Осирис (др.-егип.) - D4-Q2 > Zrt vznich ld > зреть возничего ладью (слав.)
    
птенец-руты-сложенная ткань-вешелка-сфинкс- wTs  - поднять, поднять голос / короны при коронации (др.-егип.) - G43-V13-S29-U39A-Q2B > wPts Vrx vznchj – выпестовать верх возничего (слав.), то есть создать лик.
Комментарий:
Таким образом, мы видим, что образ сфинкса не ограничивается только в охране умерших.
Сфинкс  олицетворяет вечность.
Сфинкс встречает рассвет и отмеряет зимнее равноденствие как и ритуальный комплекс Ньюгрейндж. Можно предположить, что некогда большой сфинкс Гизы был полым и имел канал для доступа солнечного света в погребальное помещение, где совершались жертвоприношения Осирису подобно кельтскому богу Лугу.

 

Сфинкс встречает рассвет

Сфинкс является Возничим (главным паромщиком), который сопровождает умерших в царство мёртвых по Нилу аналогично древнегреческому Харону через реку Стикс.

 

Траурная ладья с Возничим сопровождает умершего в царство мёртвых

Сфинкс, выполняя функцию Осириса, сторожит (зрит)  и оберегает культурные посевы от природных катаклизмов, в частности от метеоритных дождей.
И, наконец, сфинкс олицетворение фараона в образе льва, как самого сильного и хищного зверя в природе (лев – царь зверей).



Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Ссылки

1. Русско-египетский и англо-египетский словарь иероглифов, http://drevlit.ru/egypt_dictionary.html#
2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии