Блок. Будет день, словно миг веселья... Прочтение

18. «Будет день, словно миг веселья…»





               Будет день, словно миг веселья.
               Мы забудем все имена.
               Ты сама придешь в мою келью
               И разбудишь меня от сна.

               По лицу, объятому дрожью,
               Угадаешь думы мои.
               Но всё прежнее станет ложью,
               Чуть займутся Лучи Твои.

               Как тогда, с безгласной улыбкой
               Ты прочтешь на моем челе
               О любви неверной и зыбкой,
               О любви, что цвела на земле.

               Но тогда — величавей и краше,
               Без сомнений и дум приму.
               И до дна исчерпаю чашу,
               Сопричастный Дню Твоему.
                31 октября 1902





     Стихотворение – как вздох облегчения. Как у Ахматовой:

               "…как тот, кто вырвался из плена
               И видит сень священную берез
               Сквозь радугу невольных слез."
                "И наконец он слово произнес..."

     В дантовом Аду самое страшное для грешников –  не физические мучения, а то, что они  лишены возможности лицезренья Бога. А поэту, наконец, дозволили.
   

     В черновиках останется последняя строфа, описывающая следующее мгновение после их встречи (А.А. Блок. «Полное собрании сочинений и писем в двадцати томах. ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ» ):
     «
            Но с любовью иной отвечу
            И дрожащий лик изменю,
            И пойду на иную встречу,
            Твоему сопричастный Дню.(1)

(1) –  вписан на полях.
     »
Дважды повторенный эпитет “иной” однозначно свидетельствует, что к нашей текущей реальности события стихотворения отношения уже не имеют.

И дата – 31 октября 1902.  Осталась только неделя. 8 ноября его ждет решительное объяснение.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Варьируется тема предшествующего стихотворения об окончательной Встрече как   миге земной смерти "я" и "Ты".
     [
      Земная смерть “я” – да. А “Ты”…  “Ты” принадлежишь “иному”. И “земная смерть” – не про “Тебя”. И с моей точки зрения он склонялся к мысли, что земная смерть “я” – необходимое условие для возрождения, пробуждения в нашем мире “Тебя”.
     И последние восемь строк – это слияние двух процессов – “я” уходит на “иную встречу”, “Ты” – вступаешь в наш мир.
     ]

     – Мы забудем все имена. –  В античной мифологии души в Аиде (загробном царстве теней) не помнят своих имен.
     [
     Мне кажется, что здесь другое. Назвать по “имени” – это момент осознавания.  Например, как назвать “Тебя”? Любое имя – искажение, любое имя – ограничение? «Прекрасная Дама»? «Лучезарная подруга»? «Вечная женственность»? Любое наречение, любое изречение есть ложь! Но «будет миг», когда «Мы забудем все имена» – когда любые имена станут не нужны, сердцу все будет ясно и без них.
     Старая максима всех эзотерик: объяснить невозможно, но можно понять.
     ]

     Впервые: ЗР. 1908. №1. С. 33-34, в цикле "За гранью прошлых дней. (Стихи 1900-1902 года)", в отделе "Провидения".
     Публикации: I2. С. 135; I3. С. 192 и I4. С. 166 –- в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения.(1902 год)."; I5. С. 163.

[
ЗР «Золотое руно» – журнал.
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]
»

 




*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  ЧЕТВЕРТОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
         Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
                Сцена четвертая. Итог.

     Итог:

17. «Ты свята, но я Тебе не верю…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/11/966 )
Прозрение мученичества: «…Ты откроешь Лучезарный Лик./И, свободный от земного плена, / Я пролью всю жизнь в последний крик.»
                18. «Будет день, словно миг веселья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/911 )
                Мечтание как воспоминание: будет как тогда, когда «…В конце января и начале февраля… явно является Она.»
19. «Его встречали повсюду…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/919 )
Согласие на Чашу.
20.«Разгораются тайные знаки…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/12/928 )
Предчувствие провала Миссии.
21. «Мне страшно с Тобой встречаться…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/25/1077 )
Путаница реальностей.
22. «Дома растут, как желанья…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/13/969 )               
Катастрофа.
*
 


Рецензии