Парвусная революция глазами одессита

ПАРВУСНАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ  ГЛАЗАМИ  ОДЕССИТА.
Введение.
Каждый  из  нас  прописан  к  месту, где  прошло  его  детство, это  как  минимум. Если  же  он  живёт  на  этом  месте  и  далее , то  населённый  пункт  для  него – это  некий  оазис. О  каждом  переулочке  он  может  рассказать   историю  из  жизни,  все  улицы,  скверы  и  парки  ассоциируются  с  какими - то  событиями  из  его  жизни  или  жизни  близких  ему  людей. Любой  населённый  пункт – это  свои  традиции,  свои  нравы,  свои  устои, своё  понимание  допустимого, если  хотите - свой  этический  комплекс. Выезжая  в  другие  города  и  страны,  житель  впитывает  информацию,  чтобы  дома  всё  «разложить  по  полочкам». На  одни  полочки  положить  то,  что  хорошо  у  них,  на  другие – что  плохо. То, что  хорошо  исследуется  на  предмет  возможного  применения  непосредственно у  себя на месте. Путешественник   фактически  является  откомандированным  от  своего  населённого  пункта за  получением  внешней  информации. Абсолютно  такой  же  подход  в  исследовании  эпизодов  истории. Один  и  тот  же  исторический  факт  в  Татарстане  будут  трактовать  иначе, чем  в  Чечне  или  в Самарканде. Объективность  на  самом  деле  субъективна, так  как  в  природе  не  существует  нейтрального  человека – любой  человек  где то  вырос,  в  каких то  традициях  воспитывался и  сквозь  призму  изначальных  устоев  он  и  смотрит  на  мир. Образование  полученное  в  российском  университете  или  в медресе  Алжира даст  диаметрально  противоположный  взгляд  на  мир  в  целом  и  на  историю  человечества  в  частности. Моя  повесть – это  взгляд одессита,  получившего  образование  в  советское  время  и  жившем  значительное  время  при СССР. Читателю, вероятно,  будет  интересен  оценка  героем  Великой  Октябрьской Революции. Сложное ассоциативное  мышление  свойственное  одесситам,  с  усиливающими  примерами,  с  отвлечениями и отклонениями,  сравнениями  и  осуждениями,- это  калейдоскоп  мысли  при  сложной  и  витиеватой  форме  изложения  основной  мысли – это  как  неповторимый   стиль  музыки.  Итак,  слушайте,  читайте  и  наслаждайтесь :




Я  стар, но  не  сед,  я - лыс. Сейчас  многие  молодые  то  же  лысые, но  шапочки  не  носят, значит  им  нечего  бояться  простудить,  а  мне  есть  за  что  переживать. Нет, это  не  кипа, чтоб  не  было  разговоров, это  вязанная  моей  супругой  шапочка. Кстати  сказать,  носки  на  мне то  же  вязала  моя  жена. Меня  одели -  спаковали,  вынесли  на  улицу  коврик,  укрыли  им  просиженное  старое  кресло  и  я  вышел  и  уселся  в  него, у  первого парадного  нашей  пятиэтажки. Сейчас  конец  апреля  и  в  Одессе  уже  тепло,  но  земля  ещё  холодная,  потому под  руководством  моей  Софочки я  на  себя  одел  всё  что  она  сказала. Фактически  я  вышел  на  дежурство. Сейчас  поясню,  не  торопите  меня. Вот  куры – они  несутся  не  каждый  день,  хотя  приличные  несутся  ежедневно. Коровы  же  доятся  ежедневно это  такой  же  очевидный  факт,  как  то,  что  я  без  моей  палки  еле  передвигаюсь,  разве  что  из  комнаты  на  кухню  или  в туалет,  который  у  нас  совмещён  с  ванной /сынок  сделал/. Раньше  молочник каждое  утро ходил  между  двумя  нашими  домами  кричал  МАЛАКО  и  звенел  в  колокольчик,  который  по  размеру  почти  что  колокол. А  теперь? Два  раза  в  неделю  завозят  в  разное  время  в  четверг  и  субботу. Естественно,  его  мигом  расхватывают.  Я  хочу  поинтересоваться- что  коров  доят  два  раза  в  неделю? И  куда  девается  наше  молоко? То  что  продают  в  этих  магазинах  молоком  назвать очень  трудно. Допустим  Вы  захотели  сварить  молочный  борщ и  как  Вы  это  сделаете  без  кислого  молока? То,  что  продаётся  в  магазине  или  вообще  не  киснет  или  так  киснет,  что  лучше бы  оставалось  вечно  свежим. Другое  дело привезённое  в  бочке  разливное  молочко! Когда  оно  прокиснет – так  на  это  смотреть  приятно и островок  такого кислого  молока  в  молочном  борще – это  же  прелесть! Вот  я  и  дежурю, чтобы  заметить  когда  привезут  молоко,  потом  я  встану,  подойду  к  окну  и  постучу  палкой  в  окно, Софочка  услышит  и  выйдет  с  бидончиком  за  молоком  и  с  кулёчком  за  творогом. Солнышко  греет  и  я  ,  укутанный, как  в  тёплой  берлоге  зорко  рассматриваю  происходящее  вокруг,  периодически  раскланиваясь  с  соседями. Есть  одно  маленькое  недоразумение -  в  этом  телесном  уюте  и  тепле,  под  таким  нежным  южным весенним солнышком  я  могу  нечаянно  заснуть  и  пропустить  приезд  молока  и  тогда  мне  мало  не  покажется! Вы  думаете  я  не  нашёл  выход?  Сильно  заблуждаетесь! Я  размышляю  о  великих  событиях  в  истории  нашей  страны  и  сегодняшний  день – не  исключение. Чтобы  не  ощущать  одиночества  я  себе  воображаю,  что  я  не  один  и  у  меня  есть  слушатель,  которого  я  очень  уважаю. Что  из  этого  следует? Я  сразу  понял,  что  Вы  не  из  Одессы,  у  нас  обращаются  на  Вы  ко  всем,  особенно  к  тем  кого  уважаешь,  потому  в  моих  рассуждениях  обращение  к  слушателю  и  слушателям  только  на Вы. Однако, продолжим. Вот  возьмём  Великую  Отечественную  Революцию,  возьмём  и  рассмотрим  её. Ведь  была  царская  Россия  и  вдруг  раз – и  не  стало- и  Вы  хотите  мне  сказать  что  так  бывает? Что  это  за  сказочно  раз? Даже  в  ЗАГс  не  сразу  идут,  а  подготавливают  жениха  к  будущей  жизни,  рисуя  в  его  воображении  радужные  картинки,  где  будущая  тёща  больше  чем  родная  мама. Потом  раз и  штамп  в  паспорте  и  к  нему  приложение -  Свидетельство  о  браке. А  наша  революция? Кто  то  же  её  готовил! И  кто  этот  кто то,  кто  зажёг  сердца  как  минимум  сотен  людей? Вы  хотите  чтобы  я  выложил  перед  Вами  этого  кто  то? Не получится. Есть  такое  нововведение -  мультиварка. Вы  хотите  сказать,  что  если  я  брошу  все  четырнадцать  компонентов  для  молочного  борща  сразу  в  эту  чашу  и  поставлю  режим  суп – то  я  получу  молочный  борщ? Боже, как  Вы  ошибаетесь. Мы  получим  пойло. Сперва  надо  выбрать  хорошую  картошку  и  отварить  её,  потом  изготовить  картофельную  кашицу  и  далее  по  списку  действий,  а  уже  непосредственно  в  тарелке будет  размещена  архипелагом  стоящая  порция  кислого  молочка. Нельзя  родить,  а  потом  забеременеть,  всё  должно  идти  своим  чередом. Итак , начнём  с  самого  начала. Нет,  не  от  времён  когда  Бог  создал  небо  и  землю,  а  в  более  поздний  период :  уже  и  Христос  родился  и  девятнадцатый  век  был  на  исходе  от  его  рождества,  когда  всё  началось. Опишу  подробнее :
Политическую  карту  мира  можно  рассматривать  по-разному. Границы  государств – стран  очень  условны. Я это  понял , когда  узнал что в  царской России находилось  близко  половины  евреев  мира, Вы  представляете  себе  масштаб и  последствия  такой  концентрации специфичного  народонаселения    в  Европе. Да, в  Европе! А  Вы  что  думали ,  что  в тюрьме  народов евреи  жили в Калмыкии  или  в Бурятии, за  Биробиджан умышленно  промолчу? Нет, конечно. Это  была Белоруссия, Украина  и  примкнувшая  к  ним  лучшая  часть  оставшейся  России. Всё началось  с  удачного  приобретения, вот  ведь  бывает  что  Вам  неожиданно  перепало  что –то  очень  хорошее  и  перепало  нежданно- не гаданно. Где то  перед девятнадцатым  веком и после  восемнадцатого ,  на их  стыковке  к Российской  империи  неожиданно  для  них  присоединились  часть территорий Белоруссии, Прибалтики  и  Украины,  причём  законно  и  без  всякого  референдума. Тогда Польша распалась, такая у  неё судьба  сложилась, а поворотами  судьбы  надо  уметь  пользоваться,  что  доказали  соседние  государства. Чтоб  Вы  не  подумали,  я не  о  политике,  я  о  том,  как  в  России появились во  множестве  евреи. Да,  появились,  но  без  фамилий,  чтоб  не  идти  в  армию. И  как  Екатерине второй  было  узнать  сколько человек  можно призвать  в  мирную  армию ? Нужно  всех  переписать? А  как  это  сделать,  если  у  евреев  есть  имена  и  память  родственников  до  седьмого   колена,  а  фамилий  нет? Причём  не  только  у  евреев,  но  сейчас  речь  именно об  них. Так  пришла  идея  дать  всем  фамилии,  которые  в  сочетании  с  именами  дадут  понимание  о  численности. Теперь  не  надо  было  помнить  всю  многочисленную  родню, надо  было  усвоить  своё  имя  и  фамилию. При  крепостном  праве  было  легче – по  имени  владельца  величали  люд, теперь  была  нужна  совсем  другая  идея  и  она  нашлась. Ремесленников  называли  по  ремеслу : Бондари, Сапожниковы, Портновы  и  прочие  разные. Был  и  другой  подход -  по  месту  жительства Бершадь – Бершадские, Сатанов – Сатановские; Бердичев – Бердичевские, Умань – Уманские. Теперь  все  кричат, что  они  русские  или белорусы,  в  крайнем  случае  украинцы. Всё  зависит – где  кричат- если  на  Украине,  то  первыми  идут  украинцы,  а  русские -  последние. Я  ничего  не  хочу  сказать,  но  белорусы  при  любом  раскладе  на  втором  месте,  обратите  внимание! Я  на  них  удивляюсь -  была  бы  их СССР без  евреев? И  где  благодарность? Довести  людей  до  того,  что  они  одно  время  стеснялись  своей  родословной и  национальности! Продолжим,  пока  я  не  растерял  мысль,  а  то  потом  трудно  будет  всё  собрать  в  один  узел.
У  евреев есть  культура  языка. Я  не  о  древнееврейском, который  вытеснил  арамейский ,-  совсем  нет,  речь  идёт  о  идише  и  иврите. На  этих  языках  общались, и с  них  переводили  некоторые  слова  на  русский. Большой  человек, слон  звучит  как  Гельфанд. Вы  хотите  поспорить  и  говорите  , что  фамилия  пошла  от  немецкого  Helfand /  человек  большого  роста/,- так  я  то  же  не  буду  возражать,  суть  то  одна. Речь  пойдёт  о  Лазаре Гельфанде -  уникальном  воспитателе  собственного  сына. Кто  такой Лазарь Гельфанд? Ремесленник  из  Одессы. Он  жил  в  Великом  Городе,  когда  эту одесскую  Мекку бесконечно  посещал  российский  государь  Александр Второй. И что  Вы  думаете – Лазарь  решил  расширяться,  но  не  в  Одессе,  где  конкуренты  плотно держали  оборону. Под  Минском было  маленькое  местечко Березино,  что  основано около 1500 года  уже  нашей  эры. Больше  восьмидесяти  процентов  населения  в  ту  пору там  были  евреи. Но  одесский  еврей Гельфанд среди  них  выделялся  навыками,  полученными  в  Великом  Городе,  потому  довольно  быстро  разбогател и  собственном  доме  родил  сына. Лазарь  родил Израиля  тогда  в  августе  месяце 1867 года,  а  по  нынешнему  в сентябре  того  же  года. И  что  Вы  думаете? Случился  как бы  случайно  пожар  и  дом  со  всеми  пожитками  сгорел,  ещё  слава Богу,  что  никто  не  пострадал. Нет,  погорели  не  только  они ,  погорело  пол города,  но  я  же  сейчас  не  о  полгороде  рассказываю,  а  о  конкретном  человеке,  воспитавшем великого  сына. И  куда  деваться? Нет,  кое  что  вынести  из  пожара  удалось,  но  какой  может  быть  гешефт  с  горожанами  погорельцами? Смешно  не  то  чтобы  сказать,  а  даже  подумать! На  ком  прикажите  зарабатывать? И  куда  податься,  если  не  в  родной  город? Что  делать -   семья  в  полном  составе  переезжает  в  Одессу,  которую  продолжает  постоянно  посещать  царь  Александр  Второй,  а  до  него после выступления декабристов царь Николай I именно Одессу назвал "гнездом заговорщиков". И  в  это  гнездо  переехала  семья, денно  и  нощно  трудясь  непосильно. Но  те  деньги  что  у  него  были  для  Великого  Города – таки  ничто. Бедная  жизнь  и  работа  портовым  грузчиком, совмещаемая с  воспитанием сына вот и  всё  что  осталось. Сынок  впитывал  воспитание  и  отличался  трудолюбием и  настойчивостью  в  достижении  цели,  несмотря  на  то,  что  подрабатывал  грузчиком,- а  что  делать ? Нет,  гимназию  он  закончил, хотя  и  подрабатывал. Я  Вам  больше  скажу – будучи  подростком,  он  уже  участвовал  в  революционных  кружках - такой  был  умный  и целеустремлённый. Он  поставил  себе  в  жизни  две  цели,  которые  никак  не  упоминаются  в Ветхом  Завете : он  решил  свергнуть  царизм  в России  и  это  должно  было  помочь  ему  стать  очень  богатым. Как  вам  нравится  такое  сочетание? За  богатством  надо  ехать  не  в  Минскую  область,  а  за  границу,  а  на  какие  средства,  позвольте  поинтересоваться? И  заграница  загранице -  рознь. Другое  дело,  если  его  товарищи  по  революционной  борьбе  оплачивают  ему  пансион  и  направляют  учиться  в  Цюрих,  а  он  в  свои  девятнадцать  сопротивляется,  но  потом  подчиняется  партийной  дисциплине. Группа «Освобождение  труда» и  Израиль Лазаревич Гельфанд становится  убеждённым  марксистом. Вы  о  марксизме  слышали? Пролетарии  всех  стран против  непролетариев  этих  же  стран ведут  борьбу  не  на  жизнь , а  насмерть. Израиль  Лазаревич  в  числе  первых  на  стороне  пролетариев,  что  не  мешает  двигаться  к  смежной  цели -  к  богатству. Мы  наблюдаем  раздвоение  личности : одна  личность  стремиться  к главной  цели – коммунизму, где,  как  мы  знаем, деньги  ничего  не  значат,  а  другая  личность  стремиться  к  богатству  и  роскошной  жизни,  что характеризуется  отрицательными  человеконенавистническими  чертами  капитализма  со  зверино – хищническим  лицом  и  взглядом. Эти  две  половинки  составляли  единую  личность Израиля  Лазаревича.
Гельфанды  в  Одессе  фамилия  не  новая. Можно  вспомнить  Гельфандов, которые  родились  в  начале  века,  активно  поддерживали  революцию,  а  потом,  в тридцать  шестом,  были  осуждены  и  расстреляны,- это  Гельфанды,  которые  не  поняли  поворот  истории,  наш Гельфанд  был  другой  закваски. Однако,  рассмотрим  всё  в  порядке  очерёдности,  как  порядочные  люди,  а  не  обманом  пристраиваясь  в  очередь.
Первая  ,  но  не  последняя,  русская  революция  и  он,  в  первых  рядах, но  уже  не  в  Одессе, в  которой  и  без  него  было  много  просвещённых,  а в  Северной  столице,  где только  колыбель и  наш  герой – лидер Совета  рабочих  депутатов. Я  Вам  больше  скажу – этот  Совет  без  него  был  бы  ничто, он  его  создал  и  вдохновил  идеями. По  легенде  он  был  журналист и  с  таким  же  журналюгой  прибрали  к  своим  рукам  газеты «Начало» и «Русскую  газету». Скажу  два  слова  о  втором  журналисте – он  того  стоит. Но  начать  нужно  не  с  него – так  Вы  лучше  поймёте. В Покровском  переулке  в  Одессе жил  владелец  типографии и  научного  издательства «Матеиз» Моисей Филиппович Шпенцер,  удачно  женившись  на  Фанни  Соломоновне  Гринберг, которая  преподавала  русский  язык до  революции,  разумеется. У  них  была  дочь -  пламенная  революционерка, в  последствии - Лауреат Сталинской  премии, увы, второй  степени,  в  честь  которой  в Одессе  назван  переулок  где  процветает  кожно  -венерический  диспансер,- это  Вера  Михайловна Инбер. Так  вот,  не  о  ней  речь,  а  о  мальчике,  дальнем  родственнике,  который  воспитывался  в  их  семье, речь  о  выпускнике училища  Святого Павла , о Лейбе  Бронштейне. Ибо  именно  Лейба Бронштейн,  получивший  базовое  образование  в  Одессе  и  был  вторым  журналистом,  готов  ручаться,  что  Вы  слышали  о  нём – это  Лев  Троцкий  в  последствии. Эти  два  журналиста  подняли  тираж  газеты  до  миллиона,  представляете  за  такое?! Хочу Вам  заметить,  что  в  разгар  этой  деятельности  о  Ленине  мы  молчим  не  случайно, о  нём  никто  тогда  не  знал - не  ведал  в  широких  революционных   кругах,  решивших  навсегда  покончить  с  мракобесием  царского  режима.
Эти  два  журналиста   впервые  открыли  истину «Правда  не  в  том,  что  пишут  в  газетах,  правда  в  том,  что  читают  и  как  реагируют». То  есть  правильно  поданная  информация  вызывает  закономерную  реакцию  и  этим  просто  глупо  не  воспользоваться. Но  эта,  режущая  глаза,  правда - не  понравилась  царскому  режиму, и они  ополчились  против  Израиля  Лазаревича. Да-с. Первая  судимость. Как  незнамо  куда его  этапируют в  ссылку, какие  там  условия -  разве  такое  можно  выдержать? Конечно,  он  сбежал. А  что  было  делать? Кому  нужна  эта  их  ссылка? Инкогнито  он  пробирается не  в южную, а  в  северную  столицу, дальше  маршрут  в  Германию,  а  затем  в  Турцию. Тут  мне  не  понятно,  почему  не  сразу  в  Одессу,  а  из  неё  в  Турцию,- это  же  гораздо  ближе, Вам  любой  логист  скажет. В  Одессе  , товарищи  по  партии,  организовали  бы  конспиративную  квартиру  со  всеми  удобствами  и  радостями  жизни,  там  бы  он  восстановился  и  баркасом,  контрабандой,  его бы  отправили  на  сухогруз и  в  Турцию,  так  нет,  он  бежал  в  холодный  Питер! Хочу  отметить для  сведения,  что  его  коллеге,  журналюге  Лейбе  Бронштейну дали  пожизненную  каторгу,  а  нашему  герою  удалось  договориться  о  трёх  годах,  которые  отмучиваться  он  уже  тогда,  в  зале  суда,  отмучиваться  не  собирался. Нет,  так  нет, хочет  через  Питер,  сквозь  Германию -  пусть  будет  так. Конечная  точка – Турция.
Почему стремился в  Турцию? Мне  как  раз  это  понятно. Была  твердыня  Османской  империи и  были  активные  турки,  для  которых  не было  места  в этой  твердыне  и  они  решили  расшатать  твердыню и у  них это  получилось. Под  лозунгами о  демократической  конституции, о  реформах  и  вообще  закрывая  свой  обнажённый  интерес  очень  умными  и   прогрессивными  мыслями те,  кому  не  было  место  на  той  твердыне,  стали  твердыней  этой. Твердыня  Османской  империи стала твердыней  младотурок. Само  место  настолько  притягивало  нашего  героя,  он  чувствовал  такое  родство  взглядов ,  что  он  просто  рвался  туда. Там  его  приняли  как  родного  младотурка  и  назначили,  в  честь  уважения, советником  при  правительстве.  Советником,  естественно,  по  финансам. Так  случайно  совпало,  что  при  этой  должности он  сильно  разбогател. Так  стеклись  обстоятельства. Бывает  обстоятельства  не  стекаются,  а  растекаются,  а  тут  стеклись  и  спасибо  им  за  это. Но  Турция  стала  мала  для  его  масштабов,  и  он  развернулся  шире,  руководствуясь  принципом,  что  деньги  решают  всё. Речь  идёт,  как  Вы  понимаете,  о  теневых деньгах.  Театр  действий Первой  мировой  войны – это немыслимые  возможности  для  финансовых  игр. Особенно   ему  были  близки  интересы  Турции  и  Германии,  где  он  имел  серьёзное  влияние  на  правительственные  круги.
Возвращаться  в  Россию  хотелось  триумфатором,  а  не  тараном, хотя  управляемый  беспринципный  таран  был  очень  нужен. Беспринципный -  беспринципному  рознь. Вот  наш  герой,  убеждённый  марксист,  стал  богатейшим  человеком  и  это  в  нём  сочетаемо. Нет,  если  встанет  вопрос  марксизм  или  богатство,  то  он  выберет  вариант промежуточных  изменений  в  понимание  марксизма. А  что  Вас  удивляет?  Перенесёмся  в  наше  время,  так  сказать  оттуда -  сюда. Марксисты – атеисты  в  церковь  ходят,  крестятся,  детей  крестят,  как  это  демонстрирует их  лидер и  транслируют абсолютно  независимые  телеканалы. Вы  думаете  тогда  было  по- другому?  Ошибаетесь,  причём  сильно. Так  вот  тогда  был  выбран  такой  таран  с  бешенной  активностью, некто  Ленин,  которого  выбрал  Гельфанд  Израиль  Лазаревич. А  больше  выбирать  было  не  из  кого, брат  Маняши  и  Дуняши – был  лучший  в  этом  плане.
Немного  отвлечёмся,  чтобы  не  пропустить  главное. У  Гельфанда  был  дальний  родственник,  некто  Яков Станиславович Фюрстенберг, имевший  много  кличек и  ещё  одну  фамилию -  Ганецкий. Ленину Гельфанд  полностью  доверял  в  финансовых  вопросах, но  только  через Ганецкого,- так  изначально  сложилось. Ганецкий – друг  Дзержинского  никакого  отношения  к  Одессе  не  имел, не  имея  навыков  гибкости  безвременно  погиб  в  последствии. В  1912  году  он  перевозит  родного  нам  Владимира  Ильича  из  периферийного  Парижа , где  тот  безбедно  прозябал  в Австро – Венгрию,  в Краков. А что  делать,  если  скайпа  тогда  ещё  не  было,  а  с  руководством  Австро –Венгрии  надо  было  постоянно  общаться  на  финансово -  политические  темы? Арест  Ленина  по  подозрению  в  шпионаже и  тюрьма  в Новом  Тарге,  откуда  чудесным  образом  всё  тот  же  Ганецкий освобождает  его  и  перевозит куда  бы  Вы думали ? Обратно  в  Париж?  Ну  уж  нет -  надоело. Есть  лучший  вариант – Швейцария,  почему  нет,  если  можно  да? Тем  более  Ленин -  презлейший  враг царизма и  вернейший инициатор  революционных  движений  в России.
Что  сказать? Гельфанд  основал,  а Ганецкий вместе  с  родственниками  возглавил  фирму  «Фабиан Клингслянд» и  целый  институт в  состав  которого  входил  Моисей  Урицкий, которого  редактор  Троцкий  взял  в газету «Наше  Слово»,- нет , Вы  представляете  как  всё  связано?! Несколько  крупнейших  фирм  основал Гельфанд и  перепоручил Ганецкому,  чтобы  финансировать  революционное  движение  в  России. А  что  Вы  хотели,  чтобы  даром?  «Счас»! Ленин так  был  благодарен  Ганецкому,  что  назначил  его членом Заграничного  бюро ЦК, куда  органично  входил  Воровский и  Радек, которому  активно  помогала  жена Роза,  которая  с  трудом  пережила  роман  мужа  с идейно  чуждой  ей Ларисой Рейснер. Ганецкий  и  Ленин близнецы  братья,  кто  более  финансовой  основе  страны  ценен? Отгремела  Великая  Октябрьская  Революция / ВОР если  сокращённо/,  но  грохот  ещё  оставался  в  ушах,  а  уже  через  неделю Галецкого  встречает  в  России  скромная  должность  управляющего Народным  Банком РСФСР и  заместителя Наркома  финансов. Конечно  к  финансам  поближе, не  к  физкультуре  же, хотя  по  нынешним  временам   спорт  покруче  банков  будет, но  это  теперь,  когда  спорт,  а  не тогда,  когда  физкультура. Доверенное  лицо Гельфанда  в  виде Ганецкого,  который  в  самом  деле  в  начале  был Фюрстенберг,  а  уж  потом  одел маску  Ганецкого,  так  это  сменившее  маску  доверенное  лицо смело  вошёл  в  коллегию,  причём  не  одну. Вспомним  эти  коллегии куда  он  открыто  вошёл:  Наркомфина, Внешторга и  Наркомата  иностранных  дел  не  говоря  уже  за правление Центросоюза. Ганецкое  лицо Гельфанда,-  такова  природа  вещей,  товарищи. И  что ? В  незабываемом  по  масштабам  справедливого  возмездия  укоренившимся  врагам  народа,  под  маской  его  /  народа/  друзей,  в 1937  годе  от  Рождества Христова,  в  своей  не  скромной  квартире  в Доме  Правительства,  как  подозреваемый  в  злостном  шпионаже  в  пользу   чуждой  нам  Польши  и  временно  дружелюбной  Германии - был  задержан, допрошен  и  под  громаднейшей  тяжестью  неопровержимых  улик  выдавил  признательные  показания,  основываясь  на  которых  самый  справедливый  суд  в  мире  вынес  жестокое ,  но  справедливое  решение  о восстановлении  социалистической  справедливости. Да,  его  расстреляли. На  Новодевичьем  кладбище  покоится  его  прах  в  надгробье  без  креста.
А  какой  талантище  был -  не  вообразить! Срежиссировать  встречу  Ленина на  Финском  вокзале! Что  Герасимов?! Тут  такой  масштаб  убедительной  фальсификации,  что  не  поверить  не  возможно, хоть  надрываясь  кричите  зрителям  «Не  верьте»! Нельзя  не  поверить!
Из показания свидетелей: «Большевики платили за забастовочный день больше, чем за рабочий. За участие в демонстрации и выкрикивании лозунгов — от 10 до 70 рублей. За стрельбу на улице — 120-140 рублей».
Жена  сына / как говорят/  Клары  Цеткин  Роза  Люксембург  тоже  была  не  случайной  в  судьбе  Гельфанда. Два  слова  скажу за  эту  троицу. Охотничий  инстинкт  женщин  на  мужчин  давно  известен , хищником  зовут  капитализм  и  хищницей  определённый  тип  женщин, так  это  трио  было  мини  стаей хищниц  затравил. Они  науськали  всех  женщин  цивилизованного  мира,  чтобы  кроме  всех  прочих дней года,  когда  они  по  немногу  пьют  нашу  кровь,  кроме  моей  Софочки,  разумеется, так  нужно  выделить  ещё  особый  женский  вампирный  день -  восьмое  марта. Мы  привыкли,  что  нас  в  тёмную  используют  для  их  выгоды, так  и  в  этом  случае. Работницы обувной  и  текстильной  промышленности  в  далёком Нью –Йорке  в  страшном  сне  не  могли  предвидеть  из  далёкого  1857  года,  что  в  начале  двадцатого  века  в  честь  их,  в  далёкой  России некто Сашенька  Коллонтай, Розочка Люксембург  и жена  Осика Цеткина устроят женский  светлый праздник для  всех  женщин  и  чёрный  день  для  всех  мужчин,  кроме  присутствующих,  которые  исключение.
  Желание  Гельфанда   помирить  большевиков  с  меньшевиками  и  иметь  при  этом  свой  интерес  поражает  масштабностью. Но  в  этом  вопросе  не  он  был  первый. Первый  неуклюже  искал  примирения сын   питерского  аптекаря Ильи Гурвича и его  жены Иды  Моисеевны Розенталь – Федя,  который  взял  себе  для  удобства  фамилию  Дан. В  те  времена  многие  меняли  фамилии  имена  и  отчества  на  русский  манер.  Вот  я  закончил  филологический  факультет,  всю  жизнь  преподавал  русскую  словесность,  следил за  чистотой  речи  и  выражения  своих  мыслей,  а  с  возрастом  во  мне  стали  проявляться  национальные  черты  с  одесским  колоритом,  чему  я  никак  не  противился. На  одесском  языке  проще  изъясняться,  он  более  ярок  и  более  насыщен  эмоциональным  подтекстом. Все  мы  возращаемя  к  своим  истокам  и  со  сменой  фамилии  не  меняется  суть. Так  этот Дан зажёг  огонь,  который  подхватил  и  приумножил Гельфанд. Здесь  надо  отвлечься  иначе  у  Вас  всё  перепутается.  Были  два  бородатых  дяди  - Маркс  и  Энгельс  с  ужасной  биографией. Они  носили  бороды,  считая  себя  пророками,-  такой  вид  тихого  помешательства. Эти  свои  фантазии  они  умело  перенесли  в  теорию  всеобщего  счастья  и  назвали  этот  рай  коммунизмом. Вот об  этом  коммунизме  и возник  спор  между  большевиками  и  меньшевиками,  помимо  борьбы  за  газету "Искра". Маркс  и  его  Энгельс  были  сторонники  перманентной  революции,  когда  из  маленькой  инфекции  образуется  большая  эпидемия. Каутский  считал,  что  такой  инфекцией   станет  Россия  с  её  справедливой  революцией,  неизбежно  перетекаемой  в  социализм  как  первую  стадию  коммунистической  эпидемии. От  теории  к  практике -  Израиль  Лазаревич  инкогнито  проникает  на  просторы  России  в  далёком  1905  году. Это  он  в  те  далёкие  времена  указывает  на  коррупцию и  на  последствия  коррупционной  власти,  что  никак  не  связано  с  прозрачной  вертикалью  власти  в  нынешнее  время. Тогда  были  свойственны  приписки,  фиктивные  приписки  и  ложная  информация  о  внешней  и  внутренней  политике, от этих  гнусных  пороков  революция  нас   избавила,  причём  решительно. В России  полным  ходом  шла  гражданская  война  с  несознательными  и  с  теми ,  кто  мечтал  о  главном  враге  человечества – о  капитализме. После  вся  страна  строила  социализм,  а  особо  доверенные  товарищи  готовили  лагеря  НКВД, где в  комфортных  условиях  проводился  бы  процесс  педагогического  перевоспитания  заблудших  несознательных. Но  это  было  потом,  сразу  после  революции  Ленин  раздавал  портфели. Нет  не  конфискованные  ранцы,  а  чины  и  денежные  оклады. После   родной  революции  1917  года  наивный Израиль  Лазаревич  хотел  встретиться  с  брызжащим  благодарностью  Лениным,  но  великий  Ильич  отказался  и  свой  отказ  опубликовал. Это  был  удар ,  причём  неожиданный. Так  бывает – ждёшь  благодарности ,  а  нарываешься  совсем  на  иное, с  кем  не  бывало. Троцкий, Воровский  и  Радек показали  ему  не лицо,  а  звериный  оскал, после  чего  повернулись  спиной,  что  выводило  из  равновесия. Громадное  корыто и  сотни  отталкивающих  друг  друга  желающих  получить  место  у  него,-  какие  тут  сантименты?! «Его  тут  не  стояло» ,- главный  лозунг  той  поры. Владимир  Ильич  справедливо  полагал  став  у  власти,  что  революцию  нельзя  делать  грязными  руками, деликатно  намека  на Гельфанда,  который  скопив  обиду  вылил  её  в  своей  обличительной  книге  «В борьбе за правду» /1918 год, Берлин/.  Трудно  представить  масштаб  обиды  на  несправедливость  судьбы ,  которую  прочувствовал  великий  финансист! От  него  отвернулись  все,  как  когда то  он  отвернулся  от  первой  жены Таубы Гершевны, до  мозга  костей  социал – демократки и  в  свободное  время  переводчицы. Сам  Израиль  Лазаревич  то  же  писал  пьесы  и  научные  труды,  был  вхож  в  литературные  салоны  Европы,  где  слыхом  не  слыхивали  о  великом  Максиме Горьком  с  его  дном. Это  именно Гельфанд  организовал  постановку  пьесы  «На  дне»  в  десятках  театров  Европы и  Вы  думаете  получил  благодарность? Наоборот! Дело  было  так : три  стороны –Гельфанд, Горький,  и  партийная  касса   делят  на  три  равных  части  прибыль от  продажи  билетов  на  дно Горького. Планировали  определённую  суму  прибыли,  но  пришла  только  третья  часть  планируемого. Кто  же  виноват,  что Израиль  Лазаревич  в  списке  был  первым? Он  и справедливо  забрал  причитающуюся  ему  третью  часть  от  запланированных  барышей. Если  бы пришли  остальные  запланированные  деньги, то их бы  и  получили  в  порядке  очерёдности – Горький,  а  потом  партийная  касса. Ну  разве  Гельфанд  виноват,  что  остальные  деньги  не  пришли?  И  на  такую  явную  справедливость  необоснованно  обиделась  партийная  касса  вместе  с  Горьким. Спрашивается, за  что? Израиль  Лазаревич  финансист  и  лучше  чем  партийная  касса  и  писатель  Горький  с  его  дном  знает  как  справедливо  делится прибыль. Вы ,  полагаю  в  техникуме – институте  учились? Список  используемых  источников   умеете  составлять? Помните,  что  фамилии  авторов  следуют  в  алфавитном  порядке ?! Гельфанд по  любому  впереди Горького  и  партийной  кассы,- что  не  ясно?! Так  они  устроили  такую  истерику, что  словами  не  передать! Подговорили всех  своих  сотоварищей  и финансисту  устроили  обструкцию. Их   коварный  протест превратился  в  выжженное  поле  вокруг гениального   устроителя  спектакля. Кстати,  если  думаете,  что  Ленин  или  Ганецкий  были  ему  благодарны – то  Вы  ой  как  ошибаетесь! Так  нет,  что  вообще! Вернёмся  к  первому  браку,  когда Израиль  родил Евгения. Непредсказуемы  ходы  судьбы – этот Евген стал  советским  дипломатом,  пока  гены  молчали,  но  когда  они  заговорили  он  стал  пишущим  мемуары  диссидентом. Второй  брак дал  ему  сына ,  который   получил  образование  и  в  поте  лица  трудился  в  посольстве  СССР, но  потом  внезапно  исчез. Данных о  нём  никаких.  У  нас  из  третьей  квартиры  зять  то  же  сбежал  в  неизвестном  направлении  ,оставив  на  произвол  судьбы тёщу  с её  тестем,  жену с  сыном  от  первого  брака  и  дочкой  в  совместном  браке. Деятельная  натура Гельфанда  не  могла  ограничиться  только  денежно -  банковскими  делами, он  безумно  скучал  по  политике. Его  душа  надеялась, что  плохое  забудется,  а  хорошее  вспомнится  и  он будет  достойно  приглашён  на  солидную  должность  в  послереволюционной  России,  но  от  него  все  отвернулись,  игнорируя,  о  чём,  впрочем,  я  уже  писал,  если  Вы  помните. Да!  Инсульт, от  которого  он  уже  не  смог оправиться. Смерть  унесла  тайну его  богатств,  которые  без  него  растаяли.
Буквально  два  слова  о  памяти  великого  политического  финансиста. Если  Вы  дружите  с  интернетом , то  наберите  улицу  имени Гельфанда Израиля Лазаревича. И  что? Ничего  не  нашли? Тогда  наберите  поиск  улицы имени Парвуса Александра  Львовича – ведь  это  одно  и  то же  лицо. Что? Опять  без  результатов? Так  я о  том  же. Человек  практически  профинансировал  революцию,  создал  и  взрастил  её  лидеров и  о  нём  не  слова. Обидно, но  не  ново, как  плагиат. Вот, скажем  жил  пламенный  революционер Осип Цеткин. Где  жил? Конечно, в  Одессе. Он так  любил  революцию,  так верил  в  неё,  в  то  что  она  свершиться  в  отдельно  взятой  стране,  в  которую  органично  входит  его  любимый  отдельно  взятый  город,  что  слушатели  заслушивались,  а  зрители – засматривались  на   пламенные  речи  этого  не  красивого , но  духовно  переполненного  человека. Чему  удивляться,  если  одна  из  слушательниц  влюбилась  больше  остальных  в  этого политического  эмигранта из  Одессы? Осипа  выслали  из  процветающей для  него  Германии  на  периферию  цивилизации – во  Францию. Его  Клара то же  помыкалась,  выполняя  партийные  поручения  в  политически  отсталых  странах – в  Швейцарии и  Австрии. Через  пару лет она  приехала  в  загнивающий  в  политическом  смысле  Париж  к  одесскому  Осипу,  поселилась  у  него  и  взяла  его  фамилию,  без  всех  этих  условностей  в  виде  предрассудка отстоя -  Свидетельства  о  браке. Осип жил  тогда  в  бедности, что  не  смутило  Клару  и  она  родила  от  него  двух  прелестных мальчиков Макса  и  Костяна. Осип  сильно  болел  туберкулёзом  и Клара  еле  зарабатывала  на  хлеб,  но  в  духовном  плане  считала  своим  учителем Парвуса – Гельдфанда. В Одессе,  родном  городе  для  Осипа,  назвали  улицу  именем  его  жены – Клары  Цеткин,  а  именем  её  учителя  не  назвали  даже  тупикового   переулочка. И пошла  мода  называть  улицы  именем  жены  одессита  Осипа Цеткина. Ладно  Царицын – Волгоград – Сталинград – Волгоград  привыкший  к  переменам,  пусть  там  они  назвали  улицу  именем  жены  мужа, так в  лучшем  районе  Москвы  то  же  такая  улица  имеется. Вам  не  нравится,  что  я  называю  Клару  женой  Осипа? Хорошо,  пусть  назовём  её  ученицей  и  последовательницей Гельфанда  Израиля  Лазаревича, но  тогда  возникает  вопрос – а  где  памятник  учителю? Где – где  - в  Караганде! Да,  там  есть  улица  имени  ученицы,  но  вот  учитель  забыт. В  тридцати  девяти  городах  России , в  её  нынешних  границах улица  Клары  Цеткин  есть,  а  вот Парвуса – Гельфанда – нет. И  где  справедливость спрашивается? Такая  яркая  и  насыщенная  жизнь, длившаяся  всего   пятьдесят  пять  лет.
Наследие – это  его  книги – рекомендую  к  прочтению :
1895 - «Государственный переворот и массовая политическая забастовка»
1897 - «Мировой рынок и сельскохозяйственный кризис»
1906 - «Россия и революция»
1907 - «В русской Бастилии во время революции»
1908 - «Колониальная политика и крушение капиталистического строя»
1908 - «Капиталистическое производство и пролетариат»
1908 - «Классовая борьба пролетариата»
1908 - «В рядах германской социал-демократии»
1909 - «Социал-демократия и парламентаризм»
1909 - «Социализм и социальная революция»
1915 - «План Русской революции»
1918 - «В борьбе за правду»


 

Название  книг  и  фотографию  я  уже  дома  в  интернете  нашёл. Конечно,  я  их  не  читал,  но  для  солидности  сохранил. Если  Вы  всё  прослушали, все  мои  мысли  то  тогда  скажите  мне  причём  тут  пролетариат  вообще? Маленький  кагал, хорошо  знающих  друг  друга  людей  решили  свергнуть  строй,  чтобы  самим  стать  у  власти  и  править  не  так  как  раньше. Что  они  говорили  революционным  массам – не  важно,  важно,  что  те  поверили  в  миф. А  что, хочу  я  Вас  спросить,  землю  крестьянам  когда  дали? А  паспорта  для  жителей  села  в  каком  году  ввели? А  трудодни  вместо  оплаты  и  пайки  когда  отменили? Нет,  я  понимаю  временные  трудности. Конечно  временные,  ведь  жизнь  она  то  же  временна. Каждый  из  них  делал  свой  гешефт  ,  а  с Гельфандом  поступили  не  честно, так  себя  в  Одессе  не  ведут. Я  вот  на  днях  пошёл  скупиться продуктами   на  фаршмак , так  пока  выбрал  достойную  селёдку, то  да сё -  еле  тащился  домой,  так  незнакомая  девушка  помогла  мне  донести  всё  прямо  к  квартире,- такие  у  нас  люди,  а  тут  человек  так  много  сделал  для  революции,  профинансировал  саму  революцию  и  его  забыли,  как  первый  бездетный  неудачный  брак. Стоп! Мне  срочно  нужно  вставать  идти  к  балкону  и  стучать  в  окно – молоко  подъехало. Всего  Вам  доброго.


Рецензии
Гельфанд Парвус сказал:"Без царя, а правительство рабочее". Это неправильно,
это отражало нежелание крестьян-середняков "ввязываться" в революцию. Крестьяне
надеялись на "царя-батюшку" "До девятого января", так и называется брошюра
Парвуса, а после кровавого воскресенья стали надеяться на рабочее правительство:
"Лишь бы не нам, середнякам, революционную кашу расхлебывать, а то чем черт
не шутит, вдруг мы больше потеряем, чем получим. А после революции мы еще по-
смотрим, если новые порядки не понравятся, то мы Вандею устроим". Так что
мелкобуржуазный характер теории "перманентной революции" заключается в отрица-
нии этой теорией участия крестьян в революции. А Ленин был за рабоче-крестьян-
скую власть и был прав: крестьяне должны нести ответственность за политику
революционного правительства, а то будет Вандея типа "большевики нам землю
дали, а коммуняки хлеб отымают". Ленин в статье "Соцмал-демократия и временное
революционное правительство" спорит с Парвусом:"Революция подняла на борьбу
миллионы хозяйчиков, полу-хозяйчиков, а их положение не есть прлетарское,
и революция ставит перед ними задачу совсем не социалистического, а демокра-
тического переворота".

Татьяна Буторина   20.04.2018 10:47     Заявить о нарушении
Танечка, поздравляю Вас с юбилейной, двух тысячной рецензией!!!
Успехов Вам!!!

Михаил Полев   21.04.2018 04:13   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил!..

Татьяна Буторина   21.04.2018 07:27   Заявить о нарушении
Спасибо! Суть повести в том, что каждый рассматривает историческое событие через призму личного опыта, при этом претендуя на объективность.По сути речь идёт о герменевтике. Мой герой - реальный человек, с громадным и неповторимым личностным опытом , сообразно которому и трактует историческое событие.В этом смысле, я лишь транслирую его восприятие и понимание других / Парвуса/ через себя.

Сергей Черныш 2   21.04.2018 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.