35 Мой Севастополь

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

35. Мой Севастополь. Призыв на флот. Сентябрь 1971 года.

Впервые я попал в Севастополь в июне 1966 года, в возрасте 13 лет, когда мы с мамой приехали к Юре, который в этот и время служил в авиационной воинской части под Джанкоем и должен был принимать военную присягу. После побывки у Юры, мы с мамой поехали на поезде в Севастополь к её родственникам и провели в городе чудесные несколько дней. Из всех севастопольских достопримечательностей нам удалось увидеть и посетить: Музей панораму «Оборона Севастополя 1954 года», Диораму «Штурм Сапун-Горы 7 мая 1944 года», знаменитые улицы, бульвары и парки Центральной исторической части города: Большую Морскую улицу, Приморский бульвар, площадь П.С. Нахимова, Графскую пристань и Памятник погибшим кораблям.

У памятника Погибшим кораблям был городской пляж, на котором отдыхали и загорали уважаемые люди города Севастополя, а также маленькие дети, которые резвились в прибрежной воде под присмотром красивых стройных девушек-сестёр и юношей-братьев. Тогда моя мама, отличавшаяся очень целомудренным характером и воспитанием, тоже рискнула выйти и впервые надела закрытый купальник, подаренный её молодыми тётями, а я в азарте ребяческого счастья рискнул и доплыл вслед одному хулиганистому пацану до скал - подножья памятника Погибшим кораблям. Мы с этим пацаном взобрались на выступ к колонне, посмотрели и прочитали надпись на замшелой медной табличке, потом орали, как оглашенные, привлекая внимание наших мам, а потом один за другим нырнули в набегавшие с моря волны и наперегонки приплыли к берегу.

На берегу нас встретили не только мамы, но и моряки-спасатели со спасательной станции Черноморского флота. В открытом бассейне ЧФ в это время занимались моряки, плавали, играли в водное поло и ныряли с высокой вышки. Строгий мичман в фуражке пригрозил моей маме штрафом за моё хулиганство и мне уже не довелось куда-то плавать, только барахтаться вместе с малышнёй на мелководье. Однако и здесь мне довелось совершить маленький подвиг...

Одна из девушек-сестёр малышни потеряла золотую серёжку с камешком и все пацаны и юноши на городском пляже устремились в воду искать эту драгоценность. Я тоже принял участие в поисках и старательно таращил в морской воде открытые глаза, но кроме мути, голых ног и крупной гальки на дне ничего не видел. Однако я заметил, что некоторые пацаны, в том числе и тот, с кем мы плавали к памятнику, искали драгоценность лихорадочно и жадно.

Я уже хотел было выйти из воды, потому что сильно продрог и моя мама даже встала из под тента, чтобы силой вытащить меня на берег, как пальцами ног и ступнёй я вдруг почувствовал, что встал на что-то острое. Я приподнял ногу к поверхности воды и увидел в своих "зажмуренных" пальцах правой ноги золотую серёжку с красным ярким камешком. Я взял её в руки, подошёл сзади к плачущей девушке и молча вручил ей её драгоценность...

Восторгов, криков и благодарностей не было предела! Девушка горячо поцеловала меня сухими губами прямо в мои солёные и потрескавшиеся губы, парни ласково побили меня по моим худым плечам, а тот хулиганистый пацан со злостью двинул меня плечом, выскакивая из воды на берег. Мама, мамины молодые тёти и их мужья одобрительно поздравили меня с геройским поступком и угостили огромным ломтём прекрасного сочного и сладкого арбуза.

Второй раз Севастополь стал моим городом мечты в июне 1968 года, когда я впервые в жизни один приехал в фирменном поезде из Тулы в Севастополь к брату Юре на кратковременный отдых на море. Эту поездку папа и мама подарили мне как награду за успешное окончание 8-го класса общеобразовательной Средней школы №1, как поощрение к самостоятельному выбору своего будущего и как экзамен моей мужской самостоятельности. В этот раз я был вооружён стареньким фотоаппаратом моего папы "Смена-2" и старался всё интересное и значительное фотографировать, в том числе приключения во время знаменитого морского путешествия из Севастополя в Новороссийск и обратно на двухтрубном гиганте-пароходе "Адмирал Нахимов".

В этот приезд Юра и его друг Фондис подарили мне незабываемую ошеломляющую поездку на "Волге" ГАЗ-21 по серпантину старой крымской дороги "Севастополь - Ялта" на перевал "Байдарские ворота". Ребята приказали мне честно зажмурить глаза, не подглядывать, а затем подвели меня к каменной ограде перед провалом перевала. Я открыл глаза и впервые увидел зияющую пропасть пространства с высоты горного перевала (503 м над уровнем моря - автор) между горой Челеби (657 м) на западе и отвесной стеной горы Чху-Баир (705 м) на востоке. Впереди в дымке море смыкалось невидимой линией горизонта с небом и мне казалось, что передо мной грандиозная выемка в Земле - пустота космоса.

Юра и Фондис, удовлетворённые произведённым эффектом, оставили меня смотреть на красотц окружающего мира, а сами пошли в небольшой шалаш-ресторанчик под соломенной крышей, пить крымское вино и приставать к девушкам, которые приехали вместе с туристическими группами. Потрясение, которое я испытал в момент лицезрения видом, открывшимся с перевала "Байдарские ворота" осталось со мной на всю жизнь. Когда мы ехали обратно в Севастополь, мой брат Юра сказал мне: "Теперь, чтобы окончательно и навсегда влюбиться в море, в Крым и Севастополь, тебе, Сашок, нужно как-то искупаться ночью в Чёрном море"...

В июне 1970 года, после окончания суворовской Средней школы №1, приехав в Севастополь поступать в севастопольский приборотсроительный институт, я не имел возможности любоваться красотами города и его достопримечательностями, потому что усиленно готовился к вступительным экзаменам, но не поступив в институт, а выйдя в сентябре 1970 года на работу учеником слесаря-ремонтника в трубомедницкий цех №4 Севастопольского Морского завода имени Серго Орджоникидзе, я до призыва на военную службу в ноябре 1971 года успел познать мой город Севастополь.

Да, город Севастополь стал "моим городом" и я целенаправленно и целеустремлённо посвящал все свободные и выходные дни, всё свободное время для самостоятельного изучения и исследования моего города, ездил на троллейбусах по всем городским маршрутам, катался на рейдовых катерах по всем остановкам Севастопольской бухты, исследовал заводскую территорию на Северной стороне, на которой осталось множество памятников со времён Крамской войны 1953-1956 годов. Как ни странно, но комсомольское дежурство в ДНД (добровольная народная дружина - автор) познакомило меня с тайнами и секретами севастопольских бульваров и улиц, закоулков и переулков, исторических и памятных мест Севастополя. Так в городе почти не осталось неисследованных мною уголков и мест, особенно городских и пригородных "диких пляжей"...

Правда, летом в сезон отдыха приезжих для коренных севастопольцев, к которым я уже почти себя относил, мало предоставляется случаев и возможностей полноценного отдыха на море, на пляже, в пустынных местах, - всё занято, истоптано, замусорено. Поэтому коренные севастопольцы ждут знаменитого сентябрьского "бархатного сезона", когда все приезжие отбывают по домам, а на пляжах освобождаются относительно чистые места. Мой личный рекорд полноценного счастливого отдыха на Чёрном море в период проживания в Севастополе (11 лет - автор) - 7 раз в летне-осенний сезон.

Большую помощь в исследовании и овладении мной моего Севастополя оказали наши приезжие гости-родственники и друзья. Хочешь не хочешь, но вместе с ними нужно и можно было вновь и вновь посетить все значимые севастопольские достопримечательности, причём каждый раз получалось показать и представить характерные места города с лучшей стороны, по новому, "с изюминкой", с толком, чувством и расстановкой - я на основе севастопольских легенд и мифов даже начал выдумывать новые истории...

К ноябрю 1971 года я уже досконально знал историю, городские мифы и курьёзные случая, связанные практически со всеми достопримечательностями города Севастополя и мог бы сам водить экскурсии туристов. Любимыми моими объектами любознательных исследований были прекрасные места, виды, здания и объекты города: Перевал "Байдарские ворота" и панорамный вид с него; Артиллерийская бухта и Приморский бульвар, Дворец пионеров на Приморском бульваре и Памятник погибшим кораблям, Малахов курган и Аполлоновая бухта, городские площади и центральные улицы, музеи, Морская библиотека, храмы, парки, драматический театр и кинотеатры, танцплощадка "Ивушка", центральный базар (рынок), городские и пригородные пляжи, и конечно же, древний Херсонес. Здесь я облазил все места, все закоулки, все бухточки, все скалы и гроты, развалины и раскопки.

Здесь в Херсонесе в июле 1970 года было моё легендарное фантастическое ночное купание в Чёрном море, феерия лунных брызг-брильянтов, встреча и искренняя нежная любовь с незнакомой девушкой, с которой мы играли в "дельфиньи игры" вместе с яркой луной и ласковым Чёрным морем...

Я не жалел, что покидаю благословенный, яркий, сочный, взбалмошный, суетный, красочный и праздничный севастопольский мир, потому что знал - впереди у меня ещё больше впечатлений и приключений, свершений, побед и поражений, которые я не просто хотел, а жаждал попробовать, испытать и преодолеть. Я хотел вернуться в Севастополь не восторженным юнцом с распахнутой душой, сердцем и глазами, а опытным молодым мужчиной, готовым к самостоятельной жизни, подвигам и свершениям.

Вот почему я в это лето вместе с моим старшим братом Юрой часто в компаниях с друзьями слаженным дуэтом пел знаменитую песню "Легендарный Севастополь" (слова П. Градова, музыка В. Мурадели):

Ты лети, крылатый ветер,
Над морями, над землей,
Расскажи ты всем на свете
Про любимый город мой.
Всем на свете ты поведай,
Как на крымских берегах
Воевали наши деды
И прославили в боях

Припев:
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков.

Здесь на бой, святой и правый,
Шли за Родину свою,
И твою былую славу
Мы умножили в бою.
Скинув чёрные бушлаты,
Черноморцы в дни войны
Здесь на танки шли с гранатой,
Шли на смерть твои сыны.

Припев.
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков.

Если из-за океана
К нам враги придут с мечом,
Встретим мы гостей незваных
Истребительным огнём.
Знает вся страна родная,
Что не дремлют корабли
И надежно охраняют
Берега родной земли.

Припев.
Легендарный Севастополь,
Неприступный для врагов,
Севастополь, Севастополь -
Гордость русских моряков.   

Фотоиллюстрация: Панорамные снимки Севастополя и окрестностей. 1970-1971 годы.


Рецензии