Фисташковые души

Сегодня ходила на службу, в церковь. Суета держит, недосуг прикоснуться к Богу.
Вдоль тропинки стояли люди, просящие подаяние. Брезгую подавать милостыню. Может, это моя гордыня? Вот грязный мужичок, помыться бы ему, да попытаться поискать работу.

Подала монетку согбенной старушке, она кивнула, поблагодарила, с праздником поздравила. И подаяние случилось светлое, без принуждения. К стыду своёму, не знала, что за праздник.

Записки написала о здравии, об упокоении.
Матушка моя, царствие небесное, Татьяна Сергеевна не крещённая. Росла в после сталинское время. Тогда другие были лозунги: «Ленин. Партия. Комсомол». Душа – субстанция тонкая, и ни к чему советскому народу знать о ней.
И мама никогда не задумывалась о заповедях Божиих, просто жила по велению души и совести.

- Мать моя татарка, отец – поляк. А мы, какого рода-племени?  - так говорила всегда.
Семья была большая, шестеро детей.Православия не было в доме. Ведь никто этому не учил. Да и мать – татарка, бабушка моя.

Маму хоронили по советским меркам – правильно. Играл похоронный марш. Музыканты били в литавры. Громкость оглушала. Я не могла плакать. Не единой слезинки. Замёрзла душа, закаменела в горе.1998 год. Не отпевали. Без покаяния. Атеистическое воспитание.
 Кто же знал? Что и оркестр ни к чему. Что надо душу проводить в последний путь. И помолчать.

Если человек не крещёный, то записку об упокоении не подают. Я это сделала. Бог простит.
Народу много собралось, служба уже шла. Поставила свечи за упокоение и осторожно стала пробираться между людьми, к иконостасу воскресения Христа. В подсвечниках горели свечи все, бабушка, следившая за этим, сказала мне:
 - Свечу зажгите, помолитесь, потом потушите и положите, служба идёт два часа, успеют прогореть.

Я увидела, что на подставке много их лежало. И сделала, как она сказала.
Молитвы пелись, молились. А возле горящих свечей происходила возня человеческая.
Старушка с зажженною свечою к иконостасу подошла, прижалась губами к нарисованным ногам Христа. Другая, что работает так возмутилась, и стукнула, ту по плечу, мол загорится, что творишь!

Вторая дёрнулась сердито, назло прижалась ещё больше. Отрицательные частицы летали между бабулями, того гляди, искрить начнёт. Гордыня выпирала.
Первая бабуля неистово молилась, и на ругательство молитва походила.
Вторая со свечой в руке стояла рядом, в руках держала потрёпанный молитвослов и бормотала про себя. Вторая всё не унималась, сердито пробурчала: «Вы сумку уберите из прохода, мешаете всем!»

Украдкой глянула на ту, что со свечой. И так пронзила злость её. Гримаса портила лицо. Она почувствовала взгляд, я улыбнулась ей открыто. Хотелось им сказать, бабульки, помиритесь, вы в церкви, а не на поле боя. Потом та натянула капюшон, как будто стыдно стало…

Я отвлеклась от суеты, молилась, душа пела. И солнца луч, коснулся моего лица, тепло по телу разлилось. И краски на иконостасах заиграли. Я подняла глаза, увидела, как в преломлении лучей, отделились два облака, нежного фисташкового цвета. Проплыли и исчезли. Мгновения хватило любоваться.

Что это было? Моё воображение? Шутка солнца? Законы физики никто не отменял. Преломление света, только и всего. Мне хочется подумать по другому. То были души, красивые и нежные, сотканные из любви.

А дома, я открыла Яндекс и узнала, что за праздник. Святки.
 В эти дни солнце поворачивается на весну. Наши родные, вознесённые ввысь, могли посетить этот мир. В православии это время начинается вечером 6 января, в Сочельник, и заканчивается утром 19 января, в Крещение.
И верно, то были фисташковые души мамы и бабушки. С праздником!


Рецензии
Здравствуйте Галина, вы будто описали моё посещение. Воспитывали нас атеистами. крестилось наше поколение,не всегда истинно веруя.В церковь ходили - на всякий случай и свечки ставили всем, кого помним..Бабушек таких тоже встречала: гадят, а потом грехи замаливают. Лучше жить по совести. Спасибо, мне понравилось ваше повествование.

Людмила Зрелик   30.05.2020 00:48     Заявить о нарушении
Как, хорошо, Людмила, Вы прочувствовали. Спасибо, за неравнодушие. Всех благ, здоровья, чистоты душевной вам желаю! С теплом,

Галина Фомина   30.05.2020 07:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.