Как спустя 100 лет я нашел своего деда -1
- Лебяжского «богатея» Анкундина Анисимовича Шишкина.
(Для сына – Юрия, моих внуков Максима и Павла, и их потомков).
Если по отцовской линии, по фамилии Щукины, у меня есть сведения о предках с пра-пра-пра-дедовских времен - (с 1810 года), то по фамилии мамы – (о Шишкиных из Уржума) –у меня нет, и теперь, с помощью интрнета, хотя и частично, удалось восстановить этот пробел.
Все мои знания о детстве мамы в семье ее отца, (в селе Лебяжье а, позже, в городе Уржуме), основаны лишь на ее редких рассказах, когда я сам был ребенком, и, к сожалению, мной сейчас почти забыты.
Подтверждение тому то, что до последнего времени я не знал даже отчества ее отца – (моего деда). Знал, конечно, что раз мама – Шишкина Наталья Анкиндиновна, - то имя ее отца должно быть Анкиндин, а вот имя его отца (маминого деда, и моего прадеда) - Анисим, я узнал только сейчас, уже с помощью интернета.
Сожалею, что не осталось в моей памяти и имени ее мамы, (моей бабушки), а спросить уже не у кого.
Месяц назад, осенью 2017 года, я случайно наткнулся на сайт «Вятка, Уржум – Наследие», там был указан электронный адрес Дмитрия Козакова - одного из авторов, что публикуют сведения в Уржумском крае о событиях столетней давности.
Написал ему в элекроннгую почту и получил лаконичный ответ:
"Здравствуйте! Очень рад, что нашлись предки (он имел в виду - потомки) Анкундина Шишкина. Давно интересует этот человек. Напишу позднее».
В следующем письме были выдержки, из изданной им книги, - «Уржум – два берега жизни», где он пишет:
«С лебяжской стороны был такой интересный человек, как торговец из старообрядцев Анкудин Анисимович Шишкин, скорее всего происходивший родом со стороны с. Вотского, поскольку там у него были знакомые."
Далее он поясняет:
"Как и многие другие, Шишкин перебрался поближе к судоходной Вятке, стал торговать, «любезно» предоставляя кредиты крестьянам. Это, к сожалению, пока все что о нем известно».
Из следующего сообщения от Дмитрия, я узнал, что у деда его старший сын,(мой дядя), имел имя Осип, и в августе 1918 года он гибнет, примкнув к армии белых. Д.Казаков пишет:
«Прославил своего отца сын Осип – он упоминается в мемуарах К.С.Минина и в материалах о Степановском мятеже".
"В 1900 г. благочестивый отец отдал сына в учение в д. Комарово к учителю-старообрядцу, у которого учился и Минин». (Минин – это современник моего деда, оставивший мемуары о своих потомках).
«Спустя 18 лет Осип был бесславно расстрелян во время Степановского мятежа».
"Отец его, (мой дед), после этого жил (в Лебяжье) еще долго, (позже) переехал в Уржум».
Позже автор нашел еще одну ссылку о более поздних годах жизни деда и сообщил мне:
«В Уржумском архиве мне посчастливилось найти упоминание за 1936 год о «коммерсанте» А.А.Шишкине, как учредителе одной из церковных общин города, близкой к старообрядчеству, возникшей во время церковного обновленческого раскола».
Вот так эти сведения столетней давности о моем деде Анкундине Анисимовиче, благодаря письмам Дмитрия Козакова появились у меня.
Всплыли из памяти рассказы мамы о том, что в детстве они не были бедными, что дед был успешным торговым человеком. И, то, что у мамы был старший брат, имя его - Осип.
Думаю, что дед-старообрядец готовил Осипа в наследники своего торгового дела в старообрядческих кругах, раз грамоту постигать послал сына, не в школу, а к учителю-старообядцу.
Помню, что мама о нем как-то вскользь упоминала, что брат погиб во время революции. В ее памяти об этом отложилось так: брат в числе призывников ехал на подводах в соседнюю деревню, а их в поле встретили, не то красные, не то белые, а может зеленые, и зарубили шашками.
Что ж, в 1918 году маме был всего 9 лет и ей, именно, так запомнилось это семейное горе.
Как на самом деле погиб Осип я узнал позже:
«Летом 1918 года в Вятский край были посланы соединения, так называемой, Продовольственной армии из центра России. В их числе в Уржум прибыл 1-й Московский продовольственный полк под командованием «военспеца» А. Степанова.
Цель армии (и полка), как и следует из названия, — акции по продразверстке. Этим рьяно занимался политкомиссар этого полка А. Хомяк».
Вот как вспоминает об этих продотрядах один из современников:
«… Эти отряды, составленные из подонков городского населения, выпущенных из тюрем преступников, «красы и гордости революции» - матросов и другого сброда, отнимая у крестьян продукты пропитания, заодно грабили у них деньги и все ценное. Их «продовольственная» деятельность сопровождалась насилием, избиениями и нередко убийствами". "Деятельность комиссара Хомяка вызвала, как и следовало ожидать, взрыв негодования местного населения и массовое повстанчество".
"Но главный и жуткий сюрприз красным преподнес сам 1-й Московский продовольственный полк. Большая его часть, во главе со своим командиром Степановым, отказалась палачествовать в Вятском крае и повернула оружие против красных».
В это время семья моего деда Анкундина Ансимовича проживала в селе Лебяжье и была весьма состоятельной. Один из пяти сохранившихся каменных домов в Лебяжье принадлежал деду.
Дмитрий Козаков прислалмне фото этого дома, он и сейчас сохрантился,- это двухэтажный дом, за домом большой двор, а на первом этаже со стороны улицы дверь в подвальчик, там была винная лавка.
Причиной гибели дяди Осипа был неожиданный приезд в августе 1918 года в Лебяжье восставших Степановцев, пытавшихся привлечь молодых людей села в ряды белой армии.
Вот как это быо и описано автором публикации:
«…Белые из Степановской банды прибыли в Лебяжье в небольшом числе. Согнали людей на сход, сулили деньги, продукты, обмундирование, начали вербовать к себе.
Лебяжане стояли понурившись, переминаясь с ноги на ногу. Оратор разливался соловьем, сулил всякие блага. Но призывы его так и повисли в воздухе. Желание вступить в банду изъявили лишь несколько богатеев да пропойцев.
Остальные молчали, не трогались с места. Только, когда степановцы, что называется, «с ножом приступили к горлу», какой-то дед дипломатично высказался: «Мы что, мы ничего, как Елькино порешит…».
Елькино - соседнее село, где проживали особо почитаемые старцы - старообрядцы. Так и постановил сход. Не приняло лебяжское общество бандитов. Туда, в Елькино, и направлялись, четверо…»
Одним из этой четверки «разведчиков» был Осип Шишкин. Думаю, что вступление его в белую армию было не без одобрения отца. Безобразия и грабеж населения, творимый комиссарами, ставшие причиной мятежа, не могло не настроить Анкундина Анисимовича, зажиточного хлеботорговца, против политики новой власти.
Тем более, что в Уржуме и других населенных пунктах к Степановскому мятежу примкнули наиболее образованные люди: учителя, демобилизованные офицеры, студенты, чиновники, а также по политическим мотивам – эсеры, кадеты и другие противники новых порядков, насаждаемых большевиками.
Обстановка была такова, что Власть Советов в Уржуме висела на волоске, а у большинства населения была надежда, что все еще может вернуться на «круги своя».
В очередном письме от краеведа Дмитрия Козакова, был приведен безхитрысный рассказ паренька, последним видевшего живым Осипа и его спутников, (привожу его без правки):
«В тот день пахали мы с соседом. Смотрим - по дороге из Лебяжья в Филатово – две подводы. На каждой – по два пассажира в военной форме. В руках – винтовки со штыками.
Поравнялись с нами, глядим - двое известны - сыновья здешних богатеев, Осипко Анкудина Анисимовича Шишкина и Николка Ивана Григорьевича Сазанова.
Веселые, морды от самогона красные. Кричат:«Белая армия идет, записывайтесь к нам»! Один, из чужих, незнакомых, останавливает: «Не пугай людей, объявим мобилизацию, никуда не денутся». Вскоре со стороны Филатова послышались выстрелы!
Сосед посылает меня: «Сходи на Филатово, узнай, что там»? А сам выпрягает коня и… в деревню - «Оповещу, - говорит, - народ, не иначе белые бандиты пожаловали».
У первого же дома в Филатово меня остановили. Думал, что эти же, что на подводах ехали. Нет, гляжу: на фуражке у солдата красная звезда. Наши!
Ломанным русским языком (позднее узнал, что у красных был взвод мадьяр) спрашивают, кто я, откуда, куда и зачем иду? «Разведчик из Лебяжья?! Дружки твои в овраге стрелянные лежат, и ты туда хочешь?!»
Вот так все было просто и обыденно:– (не зарубили осенним днем 1918 года, не то красные, не то белые, а может зеленые), как рассказывала мне мама,
а ровно 100 лет назад, - мой дядя Осип, деревенский парень, час назад одевший военную форму, "веселый от выпитого самогона", неожиданно, не поняв даже что к чему, окончил свою кототкую жизнь от пули мадьяра-красноармейца.
И узнаю я об этом, спуся 100 лет, лишь потому, что упомянутый в этом рассказе «сын местного богатея» Сазанов Николка, расстрелянный вместе с моим дядей Осипом, - оказался родственником Дмитрия Козакова, писателя-краеведа, любезно ответившего на мое письмо. Он разыскивает место захоронения несчастных.
Вот как он мне пишет об этом:
«Особенно меня интересует судьба сына (Анкундина Ансимовича) Осипа, фото, для книги. Так получилось, что переплелись судьбы вашей и моей семьи (поэтому тут есть и личный интерес!). Осип Анкундинович был расстрелян в 1918 г. вместе с моим родственником Николаем Сазановым. Хотелось бы знать, где он похоронен?»
К сожалению, в старом мамином альбоме фотографий ее отца и старшего брата Осипа нет. Есть фото старшей сестры Веры, младших сестры Анны и брата Якова, - думаю, что это осознанно.
В годы разгула репрессий, иметь фото раскулаченного в 1929 году отца и, расстрелянного красными в 1918 году брата, для мамы было небезопасно.
В 1952 году, после моего окончания первого курса техникума, мама решила свозить меня в Уржум.
Мне хорошо запомнилась эта поездка: пароходом мы спустились по Каме от Перми до Чистополя, потом на маленьком колесном однопалубном пароходике поднялись по Вятке до Пиляндыша, где жила семья маминой младшей сестры Анны Анкундиновны.
К сожалению, там мы узнали, что пару лет назад Анна Анкуниновна на почве психического заболевания впала в депрессию и совершила суицид.
Ее муж, Леонид Ветошкин остался один с двумя дочерьми - Наташей и Татьяной. Наташа уже училась в техникуме, а Таня еще в старших классах школы.
Погостив с неделю в Пияндыше, мы попутным транспортом доехали до Уржума, там мама показала мне их дом, угловой на две улицы в квартале от ее гимназии, на старом кладбище какие-то могилы, но все это как-то торопливо, скрытно, явно нежелая, что бы ее кто-либо узнал.
И заночевали мы не в гостинице, а на сеновале каких-то дальних маминых родственников, которые тоже, как мне показалось, были не в восторге от нашего посещения.
Нас не особенно задерживали, когда рано утром мы поспешили на автобус. Обратно в Пермь мы добрались уже по железной дороге.
Сейчас (через столько лет) многие подробности того посещения Уржума в моей памяти стерлись, но дом в пол-квартала с большим садом стоит перед глазами.
Сейас я уже знаю адрес дома деда угол улиц Гоголя и Пирогова, есть и снимок его.
Из полученных сведений я теперь знаю, что только после гибели сына Осипа, мой дед переехал из Лебяжья в Уржум. Связь с Лебяжьем дед не терял, - там были его торговые дела и родственники, и детей, по рассказам моей мамы, он каждое лето отправлял, туда же, отдыхать.
В Уржуме, после гибели старшего сына, у деда подрастали еще четверо детей: дочери Вера, Наталья (моя мама), Анна и сын Яков.
Зная точно дату рождения моей мамы - 9 сентября 1909 года, я могу примерно определить года рождения Веры Анкиндиновны – 1906, Анны Анкиндиновны -1912, и Якова Анкининовича 1914 г. (Не удивляйтесь: взрослые потомки Анкундина Анисимовича в своих светских документах записывали свое отчество от имени Анкиндин, правильно ли это – не знаю). Но у меня сохранилась поздравительная открытка 1914 года, где поздравитель указывает отчество Веры, именно, как Анкиндиновны.
Можно с примерной точностью определить и год рождения деда: известно, что в 1900 году он отправил сына Осипа учиться к учителю-старообрядцу, когда Осипу могло быть – 8-10 лет. Значит, Осип родился, примерно, в 1890 - 1891, годах, а если отсчитаем еще лет 20 - 25 назад, то получим примерно год рождения моего деда – 1865 - 70 годы.
Представляю, каково было деду пережить годы революционной смуты, когда так нелепо погибает его старший сын, три дочери еще девочки школьного возраста, а младшему сыну Яше идет пятый год. Несмотря ни на что, сумел-таки Анкундин Анисимович воспитать своих детей: – дочери стали учительницами, а сын Яков в 1950-тые годы работал главным бухгалтером военного завода.
Уверен, что выстоять в годы ломки, привычной для него, созидательной жизни, ему помогала его вера, атмосфера общего труда, созданная им в семье, мудрость и его крестьянская хватка.
По словам мамы, в семье ее отца строго соблюдались религиозные обряды.
Все члены семьи трудились в домашнем хозяйстве: все умели ходить за скотиной, работать в поле, жать, вязать снопы, заготавливать сено, управляться с лошадьми, работать в огороде и в большом яблоневом саду. Твердая вера в то, что все происходящее это испытение их веры в бога, - помогало им выстоять
В книге «Уржум: два берега жизни», Дмитрий Козаков освещает обстановку и, как приняли жители Уржума революцию и чего они от нее ождали:
«Большевики ни в 1917-м, ни даже в 1918-1921 годах. не пользовались в Уржумском уезде народным предпочтением, - так, кая-то малопонятная народу партия". Все население Уржума жило надеждой на созыв Учредительного собрания, отдавая предпочтение отнюдь не большевистской партии, а партии эсеров".
"Поэтому Созыва Учредительного собрания с нетерпением ждали, а вместо него -грянула незваная большевистская революция! Многие образованные люди в глубинке не могли поверить в этот чудовищный факт, и принимали приход власти большевков, как немыслимую галиматью. Уж если большевики вытворяли немыслимое до этого момента,- что же они сотворят со страной теперь, - придя к власти?!
Мирная, тихая жизнь Уржумского уезда подходила к своему историческому концу.
Прошлое уходило безвозвратно вместе с теплым летом 1917-го. Уходило, чтоб не вернуться уже никогда».
Вот в такой обстановке деду, потерявшего старшего сына, пришлось воспитывать и ставить на ноги оставшихся детей.
Детям Анкундина Анисимовича, в будущей их жизни пришлось многое вынести на своих плечах, быть свидетелями раскулачивания своего гнезда, пережить тяжелнйшие годы разрухи, годы коллективизации и индустриализации.
А в 1941, не успев залечить раны прошлых лет, на себе испытать тяготы и потери близких в Великой Отечественной войне, а после нее, своими руками снова восстанавливать разрушенную страну.
Не знаю, насколько искренне мама верила в красивую сказку о строительстве коммунизма, но она, (как и другие потомки Анкундина Анисимовича) честно трудилась на благо Родины, получала достойную заработную плату, получила достойную пенсию, а ее труд отмечался похвальными грамотами, медалями и орденом страны, избиралась депутатом, чем я и она гордились.
Вот думаю, что хорошо, что ушли они из жизни, не дожив до грустного конца распада Советской Дежавы.
Если жизнь моей мамы - Натальи Анкиндиновны прошла на моих газах, то о жизни тети Веры, тети Ани и дяди Якова, я знаю частично, но то, о чем помню, попробую написать.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №218011501668
Вита Лемех 30.08.2019 13:04 Заявить о нарушении